Как чиновники правительства РФ воздействуют на следствие
Знал ли Дмитрий Медведев о разработке министра Алексея Улюкаева или его поставили перед фактом, скоро станет известно. А вот знает ли премьер о том, как его подчиненные оказывают давление на следователей и прекращают дела, в которых обвиняются их близкие?
Сразу двое глав департаментов правительства РФ вцепились в 1 млн долларов
Примерно в половину взятки, вменяемой Алексею Улюкаеву оценивается ущерб обычных рабочих производственной компании «КОПР», сотрудники которой получили за хорошую службу бесплатные квартиры. Все квартиры при оформлении были записаны на одного человека — Александра Чупахина, тестя директора департамента международных связей правительства РФ Эльмира Тагирова. По факту мошенничества возбудили уголовное дело, но тотчас же прекратили после письма коллеги Тагирова, директора административного департамента правительства РФ Сергея Проценко, который вмешался в следствие и потребовал защитить права Чупахина. Таким образом, почти миллион долларов оказался в кармане тестя высокопоставленного чиновника, а 15 семей остались на улице. Это показательная история, как можно прекращать дела до передачи в суд, уходить от уголовной ответственности, когда у тебя связи в правительстве страны.
Что порождает безответственность бюрократической машины
Попустительство и безнаказанность дают право на дерзкие и противоправные действия. Посудите сами, высокопоставленные сотрудники правительственного аппарата, серьёзные государственные мужи, по сути, покрывают мелкие аферы. Когда-то дочь Чупахина Ксения прилетела в Америку, там она познакомилась с Эльмиром Тагировым, который впоследствии стал главой департамента международных связей правительства РФ. После этой встречи Тагиров разводится со своей супругой и женится на Ксении Чупахиной, а у ее отца появляются очень хорошие связи.
Каждый потерпевший от действий родственника высокопоставленного чиновника написал обращение председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Жалобы прошли сложный круг «отфутболивания» и в конечном итоге были перенаправлены тем, чьи действия обжалуются, а именно в административный департамент Правительства РФ. Так злоумышленники решили главную свою задачу — эти заявления не должны попасть на глаза премьер-министру Дмитрию Медведеву, ведь тогда будет принято кардинальное решение.
Действительно, неприкасаемых нет.
Предыстория: сделка на доверии
В 2002 году московская компания «КОПР» выделила более 450 тысяч долларов на покупку жилья для 18 сотрудников и их семей. Оформление сделок передали вошедшему в доверие риэлтору-юристу Александру Чупахину, который не раз выполнял аналогичные поручения. Первые три квартиры Чупахин переписал на сотрудников. С оформлением остальных 15 квартир начались проблемы. Сначала Чупахин попросту затягивал процедуру, ссылаясь на сложность и длительность процесса. Дома-долгострои, в которых приобретено жилье, были готовы в 2009 году, и семьи сотрудников «КОПРа» начали въезжать в новые квартиры. Многие новоселы сразу сделали дорогостоящий ремонт — собственного жилья люди ждали долго.
Жильцы начали беспокоиться, когда узнали, что пять квартир проданы сторонним лицам. Выяснилось, что Чупахин оформил на себя все 15 объектов недвижимости и исчез, попытки выйти с ним на связь оказались безрезультатными.
Следственным отделом УМВД России по городу Домодедово было возбуждено уголовное дело по признакам мошеннических действий. 15 сотрудников «КОПРа» признали потерпевшими по делу, а Чупахину должны были предъявить обвинение в мошенничестве.
Следственный департамент МВД подчиняется членам правительства, а не Колокольцеву и Путину?
Материалы уголовного дела были готовы для передачи в прокуратуру, которая, в свою очередь, должна передать дело в суд. Казалось, что расследование успешно завершено. По мнению следователей, все доказательства, подтверждающие мошенничество, были собраны. Но именно в этот момент в следственный департамент МВД РФ поступает письмо-указание директора административного департамента Правительства РФ Сергея Проценко о ненадлежащем расследовании данного уголовного дела и нарушении прав Чупахина.
Заместитель начальника следственного департамента МВД Сергей Манахов, ссылаясь на письменное распоряжение Проценко, даёт указания заместителю начальника ГУ МВД России по Московской области, начальнику ГСУ Александру Воронину, считать преждевременным постановление о привлечении Чупахина в качестве обвиняемого, изъять уголовное дело из производства СО МВД России по городу Домодедово и передать в СЧ ГСУ ГУ МВД России по Московской области, обосновывая это тем, что именно у следователей ГСУ имеется достаточный опыт расследования подобных дел. К слову сказать, от следователя с 18-летним опытом, подполковника юстиции Олега Попова дело перешло молодой девушке, капитану Валерии Зайцевой.
Московская область год расследует уголовное дело, в январе 2015 года следователь Валерия Зайцева отчитывается о ходе расследования на оперативном совещании под председательством заместителя начальника Следственного департамента МВД России, генерал-майоре юстиции Николая Патапени. На прямой вопрос генерал-майора Николая Патапени, имеется ли в действиях Чупахина состав преступления, капитан Зайцева отвечает однозначно: да, имеется. Четкая позиция отражается в протоколах совещания.
Следователю поручают выехать в Оренбургскую область, чтобы проверить действительно ли супруга Чупахина получала там наследство. Чупахин утверждал, что именно на деньги, полученные от продажи наследства супруги, он и приобрел 15 квартир в Домодедово.
В Оренбург следователь так и не выехала, равно как и не исполнила другие указания руководства, но уже в июле 2015 года постановила закрыть уголовное дело из-за отсутствия состава преступления.
Рейдерский захват
Летом 2015 года Зайцева сняла арест с квартир, где живут потерпевшие, и только в апреле 2016 постановление о снятии ареста поступило в Росреестр г. Домодедово. На протяжении этого времени параллельно шел другой процесс, инициированный Чупахиным, — арбитражный. Владелец компании «КОПР» Владимир Штефанов скончался от внезапной болезни. Александр Чупахин, помогавший раньше Владимиру Ивановичу в покупке квартир для сотрудников «КОПРа», стал помогать и вдове, Татьяне Штефановой, в юридических делах. После такой «помощи» из офиса компании пропали документы, подтверждающие факт передачи денег на квартиры, часть финансовой отчетности и акции предприятия, на основании которых он попытался в суде признать право владения компанией, хотя юридически акции являлись бездокументарными, передача акций не проводилась, и в регистрирующем органе нет соответствующего решения о передаче бездокументарных акций. К этому времени документарные акции вообще потеряли юридический вес. Чупахин дошел до Верховного суда РФ и получил окончательный отказ. Сразу после этого арест с квартир был снят.
«Разводим собак и граждан»
Четырнадцатого октября Чупахин перешел к прямому отъему квартир потерпевших. За неделю до этого так называемые адвокаты Чупахина начали звонить потерпевшим и требовать освободить принадлежащие ему жилплощади. Тон этих «адвокатов» был резкий, истеричный и непримиримый. Слово «адвокатов» лучше взять в кавычки, поскольку мы не нашли официального упоминания о том, что представитель Чупахина — Кремнёва Елена Николаевна — уроженка города Алма-Аты — является юристом. В паре с неким Игорем они разводят собак и оказывают юридические услуги в статусе законного представителя, публикуя оферту в интернете. Вызывающий тон, с которым гражданка Кремнёва выселяет потерпевших из квартир и полулегальный статус их «адвокатской» деятельности позволяют сделать вывод, что здесь имеют место не столько адвокатские, сколько коллекторские услуги.
Чупахин приехал к дому 5, корпус 1 по улице Лунная в сопровождении молодчиков, которые вырезали личинки замков, и местного участкового — Кокина Владимира Игоревича, который опечатал несколько квартир без каких-либо судебных решений о выселении, попросту наклеив бумажку с подписью. Весь этот театр не имеет никакой правовой силы, но по сценарию злоумышленников должен вызывать у потерпевших ощущение, что все потеряно и свои квартиры им уже не вернуть.
При встрече с нами Чупахин сразу же перешел к лучшей защите — нападению.
«Вы нарушаете закон о СМИ, поскольку публикуете мои персональные данные! Вы меня сейчас провоцируете! Я лишь вступаю в свои законные права! Этим должны заниматься правоохранительные органы, а не журналисты. В Администрации Президента мне много говорили про ваше антикоррупционное СМИ!» — заявил Чупахин в ответ на вопрос, как он оценивает свои действия с точки зрения совести.
Обвинив журналистов в предвзятости, Чупахин так и не смог толком объяснить каким образом к нему попали эти 15 квартир, заявив, что у него своя риэлтерская организация, и он эти квартиры заработал.
Перед тем, как сесть в свой «Lexus», Чупахин поговорил с потерпевшей — Еленой Пономарёвой, которая проживает в квартире с мужем и пятилетним ребёнком.
«Здесь и вы жертва, и я жертва», — объяснять, как именно ему в собственность перекочевали 15 квартир, Чупахин не стал — «жертва» укатила, и в следующий раз выгонять жильцов приходили те самые «адвокаты», а Чупахин предпочел лечь на дно.
Есть ли шанс вернуть квартиры?
В настоящий момент Чупахин напуган тем, что потерпевшие, по его словам, «сумели быстро самоорганизоваться», и занял выжидательную позицию. В его интересах как можно быстрее продать проблемное жильё, пусть даже и дешевле.
ПАСМИ опубликовало адреса проблемных квартир, чтобы потенциальные покупатели и риелторы понимали, что у жилплощади есть весьма серьёзное обременение.
Один из потерпевших — восьмидесятилетний Игорь Аркадьевич Вихров, чью квартиру Чупахин уже продал, в результате последних событий слёг в больницу с инфарктом. Он уже не чает вернуть жилье, но считает делом чести помочь своим коллегам. Сейчас, когда Игорь Аркадьевич лежит на больничной койке, а Чупахин приступает к продаже присвоенных квартир, у многих свидетелей происходящего беззакония складывается ощущение, что зло восторжествовало, а у гражданина России нет никакой гарантии государственной защиты от неправомерных и преступных действий, восстановления справедливости.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале