Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Незаконное уголовное дело о взятке прекращено в Ставрополе

Инвесторы из Москвы инициируют уголовные дела в отношении ставропольских казаков, которых обвиняют во взяточничестве. В этой истории фигурируют многие известные лица, от бывшего президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова до премьер-министра России Дмитрия Медведева. Однако, в этой истории, что случается редко, победила правда. О роли руководства страны, правоохранителей и уголовников в уничтожении села Левокумское, журналистское расследование ПАСМИ.

main_image_new

Инвестиции на 500 миллиардов и колхоз

Ногайская степь. Летом температура редко опускается ниже +37. Окрестности золотоордынского города Маджар, развалины которого растащили на стройматериалы первопоселенцы ещё в 19 веке. Древние курганы – единственная здесь нераспаханная земля. А она в прямом смысле слова золотая. Левокумские вина — полный аналог бургундских. Урожаи пшеницы  – 40 центнеров с гектара, в два раза выше, чем по России. Асфальт, на котором почти не бывает снега, в идеальном состоянии. На экономическом форуме в Сочи в 2012 году Дмитрию Медведеву презентовали макет завода по глубокой переработке пшеницы. Рядом стояли такие серьезные люди как Вагит Алекперов. Одним словом, политическая элита не возражала против идеи «Первой ставропольской агропромышленной корпорации» заняться нужным для страны делом.

В 2012 году губернатор Ставрополья и инвесторы на международном форуме «Инвестиции в человека» заключили соглашение о сотрудничестве. А затем в Буденновске состоялось торжественная церемония закладки завода.

По словам исполнительного директора корпорации Юрия Тищенко, «была достигнута договоренность, кто край дает 3 миллиарда рублей на инфраструктуру и иную поддержку проекта».

Летом 2014 года инвесторы, так и не начав строительство в Буденновске, взяли в аренду еще 120 га земли, на этот раз в Левокумском районе, ранее бывших в аренде у ЗАО «Октябрьский».

Николай Напханюк
Николай Напханюк

Вскоре к новому главе района Николаю Напханюку прибывает директор корпорации Юрий Тищенко с требованием выдать разрешение на строительство. По словам Напханюка, проекта не было, и он позвонил в краевой минстрой, где ему сказали:  «Вы не имеете право выдавать без основного проекта».

Более того, недалеко от участка находится заброшенный скотомогильник, в зоне которого вести работы нельзя. А рядом – нефтепровод. То есть, выдав разрешение без проекта, да еще в охранной зоне скотомогильника и нефтепровода, Николай Напханюк оказался бы на крючке, и на него в любой момент можно было бы завести дело.

Получив отказ, Юрий Тищенко приезжает в правление «Октябрьского». Оказалось, грунтовая дорога к его участку его не устраивает. А хочет он проезда через поля, засеянные пшеницей. Евгений Напханюк, председатель «Октябрьского», как и любой крестьянин, ему в этом отказал.

Однако Тищенко обращается к бухгалтеру предприятия с просьбой выставить счет на убытки от потери совхозом части земли, с тем, чтобы возместив убытки, получить от «Октябрьского» право на проезд на свой участок. Получив счет, Тищенко советуется с Москвой. А затем обращается в Нефтекумский межрайонный отдел Следственного комитета РФ.

Правоохранители связали два факта – отказ выдать разрешение, которого Николай Напханюк не имел права выдавать. И счет на убытки, который Тищенко сам запросил у Напханюка-младшего. В итоге – громкое дело о коррупции.

Николай Напханюк арестован. Его сын как посредник арестован.

Подозреваемые

Николай Васильевич Напханюк прошел путь от зоотехника до председателя ЗАО «Октябрьский». В 2014 году стал руководителем района. Колхозники выбрали его сына Евгения, работавшего в совхозе с детства, новым председателем. Предприятие – единственное на востоке края – сохранило молочное животноводство. Регулярно выплачивает дивиденды полутора тысячам пайщикам и «вывозит» всю социалку Левокумского, от парка и детских садов до стадиона. Теперь все это под угрозой. Почему? Да потому что сельхозпроизводитель не может выжить без кредитов. Платить нужно за все. Деньги берутся у банков осенью, а осенью следующего года отдаются. Никто не даст кредиты предприятию, чей руководитель под домашним арестом. Теоретически, уже через пару месяцев работа колхоза была бы парализована, пайщики разбежались, а землю скупили бы заинтересованные лица. Похожим образом исчез с лица земли не один колхоз. Так кому же и зачем понадобилось посадить Напханюка?

Три версии

В ходе расследования мы рассмотрели три версии. Изучали тех, кто реально мог организовать дело и кому это может быть выгодно. Под подозрение попали: новый губернатор края Владимир Владимиров, зять Игоря Сечина, бывший президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, влиятельные дагестанские бизнесмены, занимающимися скупкой земли.

Версия первая. Губернатор

Владимир Владимиров
Владимир Владимиров

Новая метла по-новому метет. И многие свежеиспеченные губернаторы пытаются начать передел собственности в пользу своих структур.

Мы встретились с краевым министром сельского хозяйства Владимиром Ситниковым, который открыто заявил: «Я давно знаю и Николая Васильевича и Евгения, это люди, которые болеют за свое дело. Позиция министерства однозначна, никто это хозяйство никому не отдаст».

Редкий случай, когда чиновник высказывает свою позицию до решения суда. Вряд ли не обсуждал это с губернатором.

Окончательно подозрения с Владимирова снял сам Николай Напханюк. Тогда губернатор сказал Напханюку, что нужно в первую очередь работать, а проблемы с давлением на бизнес в регионе решатся.

Более того, сейчас губернатор так и не снял подследственного главу района с должности, а это говорит о многом.

А вот прокурор и руководитель следственного комитета края сменились.

Так или иначе, многие бизнесмены на условиях анонимности нам сообщали, что прессинг со стороны правоохранителей при Владимирове стал ослабевать. Однако, Напханюки под следствием уже восемь месяцев.

Версия вторая. Бургундское вино и «дагестанская мафия»

В 19 веке, после колонизации края, бывших земель Османской империи, среди новых русских помещиков возникла мода на виноделие. По легенде, вино, сделанное в окрестностях Маджара было подано императору Александру I, который не отличил его от бургундского. С тех пор и появилось название Бургун-Маджар. Нынче виноградники затоплены или вырублены. Пшеница выгоднее. Колхоз обанкрочен, официально обрабатывается лишь треть земли. В селе дикая безработица. Пайщики, которым принадлежит по три гектара земли, не знают, куда делись права на них. ЗАО «Октябрьский» и казачьи общества создали совместное предприятие с целью найти концы и вернуть землю казакам. С нынешним владельцем части земли, ООО «Долина», контролирующимся выходцами из Дагестана братьями Омаровыми казаки в конфликте, поскольку Омаровы тоже хотят обрабатывать исчезнувшую землю. Уголовное дело против Напханюков явно играет Омаровым на руку. Однако как действуют братья? Они появляются на всех собраниях пайщиков «Октябрьского» и предлагают продать им землю по цене, выше рыночной. После домашнего ареста Напханюков в местных газетах появляются объявления – куплю пай. Позвонив, натыкаешься на бабушку, которая предлагает купить пай, цена которого в базарный день 70 тысяч, за 230 тысяч рублей. Все знают, кто стоит за этими бабушками. Такая позиционная война – гектар сюда, гектар туда – ведется не один год. Неужели Омаровы, которые расширяют свои земли жестким, но все же рыночным способом уже не первый год, вдруг решили форсировать события и подмять под себя весь Левокумский район?

Да, после ареста руководителей в «Октябрьском» началась паника, и многие готовы были продать свои паи, кто знает, сколько бы стоила земля после банкротства колхоза. Успокаивать людей отправился министр сельского хозяйства. Сразу после его визита активность Омаровых сошла на нет. Очевидно, что идти против правительства они не хотят. Если бы братья были «спонсорами» уголовного дела, оно бы давно прекратилось.

Изучая эту версию, мы обнаружили, что один из братьев уже ходил под уголовным делом, а банкротство Бургун-Маджара и исчезновение земли связаны не с Омаровыми, а с другими людьми. Но это тема отдельного материала.

Версия третья. Кирсан Илюмжинов и отпетые мошенники.

Юрий Иванович Тищенко. Тот самый человек, по заявлению которого и началось уголовное преследование Напханюков.

Тищенко долго и убедительно рассказывает, каким нужным станет его завод стоимостью 10 миллиардов рублей и какой злодей Напханюк. По словам Тищенко, он грозил ему: «Ты вот сейчас мне заплатишь, а потом будешь каждый месяц мне платить. А это ты видел?!» И Юрий Иванович складывает кукиш, которым тычет в небо.

И вот тут начинаешь испытывать легкое недоверие. Все разговоры Тищенко с Напханюками были записаны. И нигде в этих записях нет ни малейшего указания на вымогательство.

Нина Милюкова
Нина Милюкова

За спиной Тищенко – фотография Путина с миловидной женщиной. «Кто это», —  спрашиваю Юрия. «Это Нина Николаевна, инициатор проекта». «А какой бизнес?» — «Самый разный…»

Имя этой женщины всплывает уже во второй раз. По словам Напханюка, она была в Левокумском в 2014 году в окружении отставных фсбшников и заявила ему: «Не переживай, Николай Васильевич, у меня первый зам Бастрыкина лучший друг, все здесь будет строиться».

Пока, как видим, ничего не строится, а Напханюк под следствием. Итак, кто же загадочная Нина Николаевна?

Еще в середине восьмидесятых Нина Николаевна Милюкова получила 13 лет общего режима за махинации с квартирами в Москве. В 2005 стала фигурантом двух уголовных дел, связанных со строительством. Одно касалось хищения квартир при строительстве жилья в столице, второе — неоплаты услуг турецкой фирмы «Огул Иншаат» на сумму более миллиона долларов.

К слову, управляющий, Юрий Тищенко тоже был фигурантом расследования. В 2007 году против него возбудили дело о мошенничестве, связанном с банкротством одного из сельхозпредприятий края.

Как Милюкова и Тищенко превратилась в серьезных инвесторов, проектом которых заинтересовался Медведев и чью идею поддержал прошлый губернатор края Валерий Зеренков?

Дело в покойном муже Нины Николаевны, реставраторе Викторе Белоусове. Его структуры активно участвовали в реставрации таких объектов как московский Кремль, МГУ, Центробанк. У Белоусова было и еще одно направление — сувенирное. Он обеспечивал сувенирами FIDE, шахматную организацию, во главе которой стоял президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Именно к нему и обратились за помощью, когда предприятие столкнулось с финансовыми сложностями. После реструктуризации появилось две фирмы: ООО «ЭХПО Вель» и «Группа Вель», в которых Илюмжинову принадлежало по 18%.

В учредителях «Ставропольской АПК», кроме Тищенко, значится и фирма «МКТ-26». Само МКТ выступает учредителем «Ассоциации Инвестиционно-промышленный концерн «Вель», фирмы, учрежденной совместно с «ЭХПО группа Вель», связанной с Илюмжиновым.

Именно Кирсан Николаевич и обеспечивал проведение переговоров «Ставропольской АПК» и бывшего губернатора края Валерия Зеренкова. Однако дело не заладилось. Что за черная кошка пробежала между Илюмжиновым и Милюковой мы не знаем. Но факт остается фактом. Из состава учредителей Кирсан Николаевич вышел. Тищенко заявляет, что «государство в лице региональных властей окажет все меры поддержки». А вот глава краевого Минсельхоза Ситников, на вопрос о том, какую же поддержку он оказывает корпорации, ответил: «Я работаю министром год, за это время мы с руководством компании не общались. Я не вижу реализации этого инвестиционного проекта».

Кирсан Илюмжинов
Кирсан Илюмжинов

Выходит, с потерей интереса со стороны Илюмжинова «Ставропольская АПК» осталась без связей в высоких кабинетах.

Однако, участок в 120 га в Левокумском у «Ставропольской АПК» уже есть. Это серьезный актив, под который можно искать деньги. Но как объяснить потенциальным инвесторам, почему за два года на участке так и не начались работы? И тут возникает дело Напханюков. А в газете «Коммерсант» — интервью Тищенко о том, что срок запуска завода переносится на 2018 год «из-за долгого получения разрешения на строительство».

То есть вот он, Напханюк — виновник всех бед. Хотел ли Тищенко возбуждением этого дела создать публичное прикрытие своих неудач в поиске инвестора или ждал банкротства «Октябрьского», чтобы получить не сотни, а уже тысячи гектаров земли, мы не знаем.

Следствие вели

Возникает вопрос о странной роли заместителя руководителя Нефтекумского межрайонного отдела Следственного комитета, майора Коротича, возбудившего дело. Заявление Тищенко поступило зимой 2015 года, а дело появилось лишь в сентябре 2015 года. И тянется оно почти год. Из доказательств – счет, выставленный ЗАО «Октябрьский» для «Ставропольской АПК». За все это время Напханюки были допрошены лишь однажды. Лингвистическая экспертиза записей разговоров Тищенко и Напханюков показала – речь о взятке не идет.

Более того, майор Коротич, возбудив дело, вышел за рамки своих полномочий. Напханюк, лицо выборное, а значит, относится к спецсубьектам, и дело на него может возбудить лишь руководитель Следственного комитета края, и никто более. С чем, с коррупционными интересами или желанием раскрутить громкое дело, связана такая активность следователя?

У нас есть своя версия. Руководителем Нефтекумского межрайонного СК летом 2015 года назначен майор юстиции Иван Музыкин. А за год до этого, его родной брат Андрей, поссорившись с Николаем Напханюком, уволился из районной администрации. То, что делу дали ход именно после того, как Иван, чей брат был обижен Напханюком, наводит на мысль, что заявление Тищенко могло быть поводом свести семейные счеты.

Машине правосудия понадобился почти год, чтобы признать незаконным постановление следователя Коротича о возбуждении уголовного дела. Собравшиеся в зале Ставропольского краевого суда десятки жителей Левокумского встретили судьбоносное для них решение судьи Вячеслава Кострицкого криками и аплодисментами. Для них слова Кострицкого значат лишь одно — «Октябрьский» и весь район вернутся к нормальной жизни. 6 сентября постановление краевого суда выдали на руки адвокату Валерию Котовскому. По его словам, «решение показало, что все следственные действия, проведенные до сего момента, являются незаконными». А, значит, в ближайшее время Напханюки окажутся на свободе.

Это одна из редких историй со счастливым концом. Из-за процессуальных норм старый казак Напханюк все еще под домашним арестом. В Следственном комитете утверждают, что это формальности, необходимо отменить избранную меру пресечения.   Остается лишь один вопрос — кто вернет год, вычеркнутый из жизни человека, и будут ли последствия для правоохранителей, незаконно возбуждающих уголовные дела в Ставропольском крае.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале