02.09.2016 / 14:30

Кто спасет от блокады жителей Ямала

8 сентября 2016 года государство может потерять почти 50 млн рублей, а жители Уренгоя лишатся переправы, связывающей их с «большой землей». Сможет ли территориальная отдаленность помешать принять законные решения, разбирались журналисты ПАСМИ.

понт

Затерянный поселок

Все знают о существовании газопровода Уренгой – Помары — Ужгород. Но мало кто бывал в Уренгое, — месте, откуда начинается главная газовая труба России. Десятитысячный поселок городского типа отрезан от «большой земли» рекой Пур. Государство построить мост для тех, кто кует «энергетическую сверхдержавность» не удосужилось. За дело взялся бизнес, построив четыре переправы, от которых зависит жизнь самого известного поселка страны.

Переправы неказистые. Две зимние, ледовые, одна понтонная, и один наплавной мост из 12 барж. Но, внешность обманчива. На другом берегу расположены месторождения Роснефти, Газпрома и Новотэка. Все оборудование, обеспечивающее работу нефтяных и газовых гигантов, идет через эти переправы. В год за проезд владельцы переправ собирают от 150 до 300 миллионов рублей. Прекрасный бизнес. С недавних пор в этом деле изменились правила игры. Если раньше «переправщики» оформляли лицензии, то теперь выкупают право переправлять грузы на торгах. Идея правильная, поскольку в ее основе – лишение чиновников, выдающих разрешения, любой возможности брать взятки. А бюджет, за счет аукционов должен получить значительную прибавку. Это в теории. А что же на практике?

Кто хочет стать миллиардером?

29 августа Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО провел первый этап аукциона на право использования акватории реки Пур. Разыгрывалась лучшая круглогодичная переправа, — наплавная. Она двусторонняя и самая надежная, водители предпочитают ехать по баржам, те устойчивее понтонов, чье предназначение по сути одноразовое, — дать танкам форсировать реку во время войны. Заявки на торги подали шесть фирм. Договор на пять лет. За это время победитель может собрать с большегрузов около полутора миллиардов рублей. При такой цене вопроса юристы трудятся круглосуточно и подают идеальные бумаги, поскольку понимают, — ошибка в таком деле сломает им карьеру.

Итак, 29 августа вскрываются шесть конвертов, и, оказывается, пять из шести фирм подали неправильные пакеты документов. Они не предоставили карточку предприятия. При этом в требованиях к участникам этого документа не было.

В тот же день аукцион признан несостоявшимся. Однако департамент решает, хоть торги и сорваны, право на переправу отныне принадлежит единственному участнику — ООО «Пурдорспецстрой», и отправляет договор, сулящий выручку в полтора миллиарда, этим счастливчикам. Да еще и с требованием подписать его в трехдневный срок. Каким шестым чувством обладает «Пурдорспецстрой», приложивший ненужный документ, сыгравший решающую роль, нам остается только догадываться.

900 рублей вместо 50 миллионов

Александр Гаврилюк, первый заместитель директора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО

Александр Гаврилюк, первый заместитель директора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО

Председатель конкурсной комиссии, первый заместитель директора департамента природно-ресурсного регулирования Александр Гаврилюк ответил на вопрос журналиста ПАСМИ, сколько заплатит победитель аукциона.

«Девятьсот шестьдесят один рубль», — сказал Александр Давидович

«А не планируете ли вы проводить новый аукцион?» Гаврилюк ответил кратко: «Нет. И давайте без комментариев, я очень занят, на ваши вопросы отвечу в письменном виде, обязательно».

Итак, сколько готовы были заплатить фирмы участники, не допущенные к торгам?

Представитель «Ямалнефти» Елена Олчонова, посетовав на явные признаки коррупции при проведении аукциона, цифру назвать отказалась. А вот сотрудник «Стойгаранта» оказался разговорчивее. По его словам, «мы планировали потратить около 50 миллионов. Это, конечно, смешная сумма для такой переправы, но почему не попробовать, вдруг повезет, вдруг выиграем».

То есть, самая бедная компания-участница готова выложить 50 миллионов рублей. А департамент отдает право получить полтора миллиарда за 961 рубль. Не кажется ли странным, что Александр Гаврилюк, не желая провести торги повторно, лишает государство десятков миллионов дохода?

Секрет успеха

Победителем из этой несостоявшейся схватки вышло ООО «Пурдорспецстрой». Предшественником ООО было ОАО с тем же названием, преобразованное из государственного предприятия «Пурдорспецстрой». Этот долгий путь от госсобственности в частные руки предприятие прошло под руководством Исы Магомадова, который после приватизации вышел из учредителей и на седьмом десятке лет пошел в рядовые чиновники, став директором ГУП «Ямалавтодор».

И тут на его бывшую компанию обрушился золотой дождь. Только за один день, 16 апреля 2016 года она выиграла два тендера, объявленных «Ямалавтодором». Один на 116 млн, другой на 22 млн. Уже 21 апреля ГУП прекратил свое существование, перейдя из господчинения на вольные хлеба и став ОАО «Ямалавтодор». И кому же ОАО «Ямалавтодор» отдает подряды? Тому же «Пурдорспецстрою». Отдает как горячие пирожки. За один день, 21 июля, компания получает три контракта на 5млн, 48млн и 62 млн. Как и в случае с переправой фирма была единственным участником торгов. Цена контрактов не снизилась ни на копейку.

Дорога жизни

Кстати, у «Пурдорстроя» уже есть одна переправа, ледовая. По идее, ее также необходимо выставлять на аукцион. Однако в планах департамента никаких торгов по зимней переправе нет. Довольно странная позиция, учитывая, что к наплавному мосту, департамент проявляет повышенное внимание уже не первый год. Еще в 2013 году он пытался лишить лицензии нынешнего собственника переправы, корпорацию «Роснефтегаз». Тогда суд встал на сторону бизнеса. Однако в нынешнем аукционе «Роснефтегаз» участвовать не стал. По словам Натальи Тихоновой, представителя корпорации, «нездоровый интерес чиновников к переправе выливается в такое количество проверок, что нам проще продать мост и сконцентрироваться на других проектах».

Сложилась уникальная ситуация, — баржи, из которых сделана переправа, собственник передал ООО «Магистраль». А «Пурдорспецстрою» досталась просто вода. Игорь Куртенков, руководитель «Магистрали», заявил ПАСМИ: «Мы, скорее разберем переправу, чем отдадим ее компании, которая непонятным образом за 900 рублей получила права, стоящие десятки миллионов».

Выходит, потеря бюджетом округа минимум 50 миллионов — это полбеды. Если договор между департаментом и «Пурдорспецстроем» будет заключен, десять тысяч жителей Уренгоя останутся без моста, по которому имели право бесплатного проезда. До 1 января — а именно тогда можно будет перевозить грузы в поселок по льду — Уренгой окажется в ситуации блокадного Ленинграда. Но если в 1941 Ленинград осаждали немцы, то Уренгой пострадает от действий своих же чиновников. Более того, встанет вопрос доставки грузов на месторождения, от нормальной работы которых зависит бюджет всей страны.

Предотвратить катастрофу

Носкин Сергей Анатольевич, Президент Торгово-промышленной палаты Ямало-Ненецкому автономному округу

Носкин Сергей Анатольевич, Президент Торгово-промышленной палаты Ямало-Ненецкому автономному округу

Президент Торгово-Промышленной палаты ЯНАО Сергей Носкин считает, что «при допуске к аукциону должна была учитываться в первую очередь возможность участника технически обеспечить переправу, а не какая-то второстепенная бумажка, хотя ситуацию может исправить антимонопольная служба».

Мы направили запрос в ФАС. И, что бывает крайне редко, получили ответ через несколько часов. Светлана Подьячева, руководитель окружной антимонопольной службы назначила заседание комиссии по рассмотрению итогов аукциона на 8 сентября. Это значит, что до этого момента никакого договора между департаментом и «Пурдорспецстроем» подписано не будет. А значит, блокада Уренгоя и возможный ущерб бюджету откладываются до заседания комиссии. Если антимонопольщики и дальше проявят принципиальность, катастрофы можно будет избежать.

Сообщить о коррупции — мы опубликуем ваши материалы

  • Сколько можно тырить у народа?

    Эти гос деятели из конкурсной комиссии должны были уже идти этапом в кандалах на Магадан.
    Где наши мобильные отряды от Национальной Гвардии с полномочиями хотя бы моментально отстранять воров от государственной службы?
    Сколько можно коррупционерам и казнокрадам безнаказанно измываться над нашим народом сидя на сладких государственных должностях?
    Почему наша власть не положит конец этой коррупционной вакханалье в рядах госчиновников?
    Нашим госчиновникам кроме пряника необходим и государственный кнут, иначе, они всю Россию мигом растащат.

  • Зоя Валерьевна

    Почему не указано, что господин Ситников у нас зам. губернатора? Ямал полностью прогнил, дышать бизнесу уже нечем.