Чем кормят новосибирских детей в столовых?
Фрагменты мочеполовой и пищеварительной систем, жир, сухожилия, хрящи и коллаген — это состав «мяса», поставляемого в детские сады и школы Новосибирска. Причем суррогат покупается по ценам, выше не только оптовых, но и розничных. Закупки проходят без торгов и обоснования закупочных цен. Почему травят наших детей, разбирались журналисты ПАСМИ.
Обратная сторона еды
Для покупки еды в школьные и детсадовские столовые государство ежегодно выделяет около 8 миллиардов рублей. Суммы, исчисляемые миллионами, на эти же цели собирают с родителей. Такие внушительные резервы должны позволять образовательным учреждениям включать в свои меню действительно вкусную и полезную еду. Однако ряд экспертиз, которые в 2016 году при поддержке прокуратуры и государственных лабораторий провели общественные организации «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» и «Фонд защиты прав потребителей», показал: почти 90% исследованных образцов еды из школ Новосибирской области оказались некачественными и опасными для здоровья.
Как показали экспертизы, вместо натуральных молока, сыра и сливочного масла детей потчуют суррогатами из пальмового жира. Завозимые в некоторые столовые куриные тушки оказались накачаны водой и фосфатными добавками. Поставленный в один из детсадов сервелат новосибирского производителя состоял из мяса только на 8%, остальной объем занимали субпродукты (фрагменты мочеполовой и пищеварительной систем, жир, сухожилия, хрящи и коллаген) и растительные компоненты (целлюлоза, соя, крахмал). В сосисках с того же комбината мяса оказалось еще меньше – всего 6%, при этом заявленную на этикетке говядину частично заменили более дешевыми свининой и курицей. На упаковках обоих «мясных» продуктов красовалась гордая надпись «ГОСТ».
На деле же ГОСТам и техническим регламентам Таможенного союза не соответствовала почти вся без исключения проверенная продукция, включая крупы и соки – в последних оказалось слишком много не указанных на этикетке консервантов. Даже взятый на пробу в одной из школ шоколад из Казахстана оказался контрафактным, так как на упаковке отсутствовали обязательные для стран-участниц Таможенного союза элементы маркировки.
Подобную «некондицию» общественники нашли сразу у нескольких поставщиков: среди них муниципальный «Комбинат питания», ИП Кудинова Алла Владимировна, ООО «СибСнабПродукт» и «ТоргСиб». Наверняка таких компаний больше, но некоторых завозчиков откровенно плохой еды в школьных столовых назвать отказались.
Контрафактная лавина
Согласно позиции ВОЗ, некачественное питание – один из главных факторов уменьшения продолжительности жизни (в среднем на 15 лет) и риска развития всевозможных болезней. С ним связаны заболевания крови, сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем, многие опухоли и кожные патологии. Медики уверены: с неполноценным питанием так или иначе связано порядка 45% всех болезней. Особенно пагубно такая еда влияет на детский организм.
Однако защитить право россиян питаться нормальной едой сегодня фактически некому. Эффективный государственный контроль качества пищевых продуктов исчез в 2002 году, когда надзорные органы лишили возможности свободно проверять любую партию еды по своему усмотрению. Это мотивировалось защитой бизнеса от излишнего административного давления. Чем последний немедленно начал злоупотреблять, производя откровенные эрзац-продукты. Казалось бы, можно уберечь от этого хотя бы детей. Но с тех пор Роспотребнадзор и прочие ревизоры, прежде чем прийти с внеплановой проверкой на предприятие, обязаны получить разрешение прокуратуры и за три дня уведомить об этом проверяемых. Этого срока вполне достаточно, чтобы скрыть большинство нарушений.
И еще один повод для горькой усмешки: по закону обязанность контролировать качество продукции возложена на … ее производителя. Тут как-то само собой вспоминается марксовское «нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли». Надзорные органы к предпринимателям, конечно, все равно приходят. Но проверки, проводятся далеко не по всем важным критериям. Количество мяса в той же колбасе, например, не анализируется совсем.
Производителям официально разрешено не указывать на упаковках те добавки, доля которых в составе продукта не превышает 2%. При этом общее содержание такой химии в еде может доходить едва ли не до половины ее массы. И вот это «добро» от нечистых на руку бизнесменов в последние годы широким потоком идет в новосибирские школы и детские сады.
Ищи, кому выгодно
В самих детских столовых обеспечить качественную проверку каждой поставки тоже не в состоянии – на экспертизы уйдут сотни тысяч. Специальные бракеражные комиссии при них работают фактически «на глазок», больше интересуясь документацией, чем составом привезенной еды. Массовых экспертиз не может себе позволить и муниципалитет. Впрочем, у общественников сложилось впечатление, что чиновники не очень-то и хотят решать данную проблему.
«Мы вышли на городских депутатов с рядом инициатив, способных переломить ситуацию, — говорит президент новосибирского областного Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов. — Например, предлагали переложить обязанность контроля качества со школ на МУП «Комбинат питания», которое занимается продобеспечением образовательных учреждений. Или укрупнить контракты на поставку, доведя суммы заказов до миллионных. Тогда трата нескольких десятков тысяч на экспертизу становится обоснованной, а поставившее «некондицию» предприятие, не получив расчет, рискует встать на грань банкротства. В ответ на депутатские запросы чиновники дружно кивали головами, но воз и ныне там!».
У чиновничьей неподатливости, возможно, есть простое объяснение: чей-то личный интерес. Из года в год тендеры на поставки еды в школы и садики выигрывает ограниченный круг фирм. А зачастую открытые аукционы и вовсе не проводятся. Согласно ответу прокуратуры, который общественники получили после жалобы на «Комбинат питания», в 2015 году учреждение закупило продуктов на 150 миллионов рублей, заключив 1519 контрактов. Из них лишь четыре были подписаны по результатам электронных торгов. Чтобы не публиковать продуктовые лоты на открытой электронной площадке, их организаторы просто дробили заказы так, чтобы каждый не превышал 100 тысяч рублей, что разрешено законом. Также в данном случае можно совершать закупки у единственного контрагента.
В этом году договоры на основании конкурентных процедур пока что не заключались вообще, при том что закупок «Комбинат питания» совершил уже на 57 миллионов. Как указывает прокуратура, обоснования закупочных цен никто не приводил.
Зато на соответствие реальности их проверили сторонники честных закупок. Оказалось, что продукты во многие школы и детсады поставляют по ценам выше не только оптовых, но и средних розничных. Видимо, эта разница, стабильно оседающая в чьих-то карманах, и является причиной того, что ситуация с детским питанием никак не сдвинется с мертвой точки.
В прошлом году полиция завела уголовное дело по факту покушения на хищение средств новосибирского «Комбината питания». Полгода назад дело закрыли, но после выхода скандала в публичную плоскость расследование возобновилось.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале