Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Эксперты: сырой закон вступает в силу

03.07.2016 / 11:28 Новости

Волну общественного негодования вызвал подписанный на днях Президентом Путиным закон о системе профилактики правонарушений. Эксперты признали закон опасным для прав и свобод российских граждан. По мнению специалистов, нормативный акт содержит множество формальных, расплывчатых формулировок и является потенциальным очагом произвола, злоупотреблений и коррупции со стороны чиновников и правоохранительных органов.

Совет Федерации - фото: Vasilii Smirnov / Russian Look/РИА Новости

Напомним, закон «Об основах системы профилактики правонарушений Российской Федерации» был внесен по инициативе МВД РФ еще в 2013 году, 10 июня 2016-го его приняла Госдума, 15-го числа одобрил Совфед, а 23-го – подписал президент. Закон вступает в силу с 21 сентября 2016 года и помимо известных в законотворчестве терминов «правонарушение», «профилактика и мониторинг правонарушения», вводит понятия «антиобщественного поведения» и «профилактического учета».

Согласно новому закону, силовые ведомства и чиновники теперь имеют право, минуя решение суда, ставить на профилактический учет людей, нарушающих «общепринятые нормы поведения и морали», осуществлять сбор и хранение данных о гражданах Российской Федерации, не привлекавшихся к уголовной или административной ответственности. Каковы критерии «антиобщественного поведения» и кто определяет границы общепринятой морали, в тексте закона не уточняется.

Повод для беспокойства

В части шестой статьи два нового закона понятию «антиобщественного поведения» дано довольно абстрактное определение: это «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».

Мансур Юсупов
Мансур Юсупов

«Тревожно то, что данный закон не имеет обеспечительных мер реализации, – подчеркивает председатель правления Межрегиональной общественной организации содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» Мансур Юсупов. – Это значит, что в законе не установлена мера ответственности чиновника и правоохранительных органов за неправомерное применение данного закона. Как чиновник захочет, так и повернет закон. И ничего ему за это не будет».

Согласно новому закону, любого человека можно поставить на профилактический учет: не осужденного, не правонарушителя, не наркомана, а кого угодно, и начать в отношении него оперативно-разыскную деятельность.

«Получается, что сугубо на своё усмотрение, правоохранительные органы могут поставить на профилактический учет любого, чье поведение не вписывается в их представления об общепринятых нормах,– говорит генеральный директор юридической компании «Частное право», кандидат юридических наук Виктор Рассохин. — Даже не противоправное поведение по своей сути (например, человек кричит на улице по какой-то причине) может быть истолковано сотрудниками полиции или так называемыми добровольцами, как антиобщественное. Нет ни четкого перечня критериев, по которым может быть определено данное антиобщественное поведение, ни условий, при которых это возможно. А между тем учет в полиции может негативно сказаться на трудоустройстве и развитии карьеры человека, на возможности выезда его за границу, возможности получения банковского кредита. Таким образом, в соответствии с обсуждаемым законом, постановка граждан на профилактический учет может формально и не нарушать их прав, но косвенно может негативно сказаться на их реализации»

Ещё один повод для беспокойства – сбор сотрудниками полиции персональных данных «потенциальных правонарушителей», которых поставили на профилактический учёт. До принятия закона делать это категорически запрещалось. На защите прав граждан стоял Федеральный закон о персональных данных. Информацию российская полиция собирала только в отношении лиц из административного и уголовного учета.

«В нормативном акте закона говорится, что силовики будут обмениваться собранной по гражданам информацией в электронной форме через систему межведомственного электронного взаимодействия. Таковой пока не существует, и это свидетельствует о том, что документ рассчитан как минимум на среднесрочную перспективу», – комментирует адвокат Павел Юрунов.

Следующим после профилактического учёта шагом выносится обязательное для исполнения требование о недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Ключевая формулировка – «обязательное для исполнения». Любому гражданину без какого-либо решения суда могут вынести требование «не ходить на митинги», «не писать в фейсбуке», «не контактировать с такими-то лицами» и т.д. При этом граждане обязаны эти требования исполнить. В качестве контроля за исполнением – людей ставят на «профилактический надзор», что производится так же вне рамок судебной процедуры. Из текста закона следует, что подобного рода решение принимается исключительно органами прокуратуры, либо полиции.

Юристов и правозащитников во многом поражает тот факт, что в новом законе нет ни одного слова о судебных органах. Однако они обязаны там быть. Согласно конституционному закону, наказания в отношении гражданина допускаются только по уголовному или административному кодексу, после того как его вина установлена соответствующими компетентными органами, – как правило, судом.

Требующий поправок

Трунов
Игорь Трунов

«Идея, на самом деле, здравая – создать определенную систему профилактики правонарушений, как преступлений, так и административных проступков, – комментирует президент Союза адвокатов России Игорь Трунов. – Однако большинство норм, которые содержатся в этом законе, уже представлены в действующем законодательстве в различных кодексах. В законе декларируется то, что он будет распространяться в основном на граждан отбывающих или отбывших уголовное наказание, граждан, ведущих бродяжнический образ жизни, алкоголиков и наркоманов, но и граждан, допускающих антиобщественное поведение. Именно эта оговорка позволяет расширительно толковать, что такое антиобщественное поведение, и именно это является существенной угрозой для общества».

Профилактический учет без решения суда, противоречие с существующими законами, отсутствие конкретики, расплывчатость формулировок и формальность подачи статей закона. Вот далеко не весь перечень недостатков и пробелов в содержательной части нового закона, которые после вступления закона в силу, как утверждают эксперты, создадут в правоприменительной практике большие проблемы, условия для злоупотребления правом и, как следствие, развитие коррупционных схем.

«На мой взгляд, в законе многие задачи и методы поверхностны и недоработаны. Их осуществление на практике будет весьма проблематичным либо невозможным, – признается российский политический и общественный деятель, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. – Я считаю, что на самом деле закон о профилактике правонарушений нам нужен, но в другой форме, с более конкретно обозначенными задачами и целями. Конечно, в таком виде, в каком закон мы читаем сейчас, со стороны власть имущих будут злоупотребления. Спешка в принятии данного закона здесь не нужна. Она может лишь усугубить нужное для правоохранительной системы и для общества направление».

Виктор Рассохин
Виктор Рассохин

По словам юриста Виктора Рассохина, для российской правоприменительной практики достаточно распространен тот факт, что закон утверждается в сыром, несовершенном виде. «Это особенность современной правоприменительной практики, — когда законопроект принимается в недоработанном виде, содержит множество противоречий и «пробелов». Между тем, каждый из принимаемых законов оказывает влияние на жизнь граждан и ту или иную социальную группу. Часто реагирование общественности на принятие недоработанного закона, который может ущемлять интересы граждан, происходит со значительной задержкой. А в случае, когда такого реагирования не происходит вовсе, данный закон может не дорабатываться еще длительный период времени. Поэтому если не происходит общественного резонанса, то новый закон может вступить в силу и действовать, пока не будут внесены поправки или ряд вопросов не решит институт судебного толкования (т.е. судами РФ, включая Верховный Суд РФ, будут даны специальные разъяснения по вопросам применения наиболее спорных норм), но до этого момента может пройти немало времени: пока люди, пострадавшие от злоупотреблений со стороны органов власти, подадут иски в суд, пока сформируется судебная практика. И только если судебное дело по вопросу применения спорного закона дойдет до Верховного суда РФ, тогда судом могут быть даны соответствующие разъяснения».

С юристом согласен сопредседатель Московского антикоррупционного комитета при Московской Торгово-промышленной палатеМансур Юсупов:

«Принятый закон перед подписанием, конечно, должен был пройти через процедуру общественных слушаний. Нужно узнать, что скажут люди и специалисты. Необходимо разъяснить принимаемые нормы через СМИ в процессе его принятия, чтобы разогнать лишние страхи. На мой взгляд, с учетом предстоящих каникул депутатам следует отложить рассмотрение закона на осень. И уже осенью, после того, как закон обсудила широкая общественность, свои рекомендации дали юристы, адвокаты и правозащитники, взяться за доработку закона и внесение поправок. Важно отработать закон так, чтобы он адекватно воспринимался людьми и мог реализовываться в будущем».

 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале