Борьба с нарушениями при госзакупках стала важным фактором внутренней политики
25 марта активисты ОНФ выступили с инициативой создания антирейтинга заказчиков – участников торгов, а в конце недели Счетная палата отчиталась о нарушениях в сфере госзакупок. Эксперты, в свою очередь, предложили способы, как в будущем сократить многомиллиардные потери в сфере госзаказа.
В 2015 году нарушений при госзакупках стало больше
31 марта Счетная палата отчиталась о нарушениях при организации закупок госкомпаний и государства. Счетная палата выявила в 2015 году около 500 нарушений при госзакупках на общую сумму более 125 миллиардов рублей (в 2014 года было выявлено 276 нарушений на общую сумму 39,6 миллиарда рублей).
Наибольшее количество фактов связано с недобросовестным отбором участников, когда приоритет изначально отдают одному исполнителю. В случае госкомпаний нередкость, как отметили в Счётной палате, положения, противоречащие федеральному законодательству.
Общественный контроль в борьбе с нарушениями
Ранее активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступили с инициативой создания антирейтинга заказчиков – участников торгов, которых уличили в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег.
Результаты опроса более 600 активистов ОНФ показали, что чаще всего активисты сталкивались с тем, что заказ часто «заточен» под определенного поставщика, так как установлены необоснованные ограничения или излишние требования, с которыми не могут справиться другие участники торгов.
Как заявил Первому Антикоррупционному СМИ Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, антирейтинг заказчиков может стать эффективным лишь в том случае, если рейтинг будет вестись общественными организациями, включение заказчика в антирейтинг будет осуществляться по результатам общественного контроля, но будет служить основанием для применения мер контроля государственного, в основе рейтинга будут лежать качественные показатели эффективности закупок, и в первую очередь её конечный результат.
Ужесточение pro et contra
Эксперты расходятся в оценках, как в будущем сократить многомиллиардные потери в сфере госзакупок.
Анатолий Выборный, депутат Госдумы, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, считает, что для ужесточения ответственности за коррупцию при госзакупках, специально делать новую статью о хищении госсредств нет необходимости: «У нас есть уникальный Уголовный кодекс, в рамках кодекса для того, чтобы минимизировать хищения, растраты, присвоения в сфере оборонно-промышленного кодекса, нам нужно только указать квалифицирующий признак и, соответственно, санкцию усилить».
Снизить коррупционные риски в сфере государственных закупок поможет опыт коммерческих компаний, высказал мнение Андрей Бойко, разработчик первой в России системы электронных торгов и коммерческий директор B2B-Center.
«Специалисты сферы государственных закупок и закупок государственных компаний, к которыми мы постоянно общаемся, страдают от излишнего формализма и загнаны в очень жесткие законодательные рамки. Люди хотели бы улучшить ситуацию, но очень часто не могут повлиять на эффективность закупок. Для повышения уровня конкуренции можно приглашать в процедуры всех потенциальных поставщиков, но регулирующие органы рассматривают такую активность, как координацию действий участников процедуры», — заявил Андрей Бойко. По его словам, если к существующей системе контроля и штрафов добавить угрозу уголовной ответственности, то желающих работать в сфере государственных закупок не останется.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале