Сергей Митин: вопросы противодействия коррупции приобретают приоритетное значение
В рамках проекта «Интервью с губернатором» ПАСМИ встретилось с главой Новгородской области Сергеем Митиным. Сергей Герасимович рассказал, как в регионе борются с хищениями при госзакупках, в частности в сфере ЖКХ, выстраивается профилактическая антикоррупционная работа с населением. По словам губернатора, благодаря совместным усилиям правоохранителей и властей активность новгородцев в рамках борьбы с экономическими преступлениями растет.
ПАСМИ: С какими основными проблемами вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?
Сергей Митин: В последние годы вопросы противодействия коррупции все больше приобретают приоритетное значение. В государственном управлении они особенно актуальны именно сейчас: в стране — кризис, возможности бюджета ограничены, необходима оптимизация расходов. Сегодня мы не можем позволить себе неэффективное использование бюджетных средств. В настоящее время наиболее пристальное внимание мы уделяем вопросам проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом доскональному анализу подвергаются контракты органов власти с областными учреждениями в сфере строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства.
Указанная сфера традиционно считается одной из самых коррупционноемких.
Для снижения коррупциогенных рисков при осуществлении закупок их значительная часть осуществляется конкурентными способами. Информация о таких закупках является открытой и публичной, размещается в интернете, и у любого гражданина есть возможность проследить расходование бюджетных средств от этапа планирования до этапа исполнения контракта. При этом большая часть государственных закупок (88 % от общего количества) осуществляется путем проведения электронного аукциона, который является наиболее прозрачным и конкурентным способом осуществления закупки, так среднее количество заявок на участие в электронном аукционе составляет 2,5 заявки, что свидетельствует о наличии конкуренции в сфере закупок для обеспечения нужд Новгородской области. По итогам осуществления закупок в 2015 году была достигнута экономия бюджетных средств в размере 236 млн рублей.
Однако существует и ряд проблем в указанной сфере, одной из которых является — сговор при проведении аукционов, в результате чего не происходит снижение цены, реальной экономии средств, а конкуренция если и есть, то фиктивная.
Другая проблема в сфере закупок — «заточенность» технических заданий под конкретного поставщика. Для наглядности приведу пример. В 2015 году в орган по контролю в сфере закупок от заказчиков поступило 773 обращения о согласовании заключения контрактов с единственным поставщиком и 46 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика. В итоге, нарушения законодательства были выявлены в 63 обращениях и 6 уведомлениях.
Несмотря на то, что федеральный закон о контрактной системе вступил в силу два года назад, в Новгородской области в сфере закупок уже выявлено более 100 нарушений законодательства. Вынесено 60 постановлений о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности. Из них 42 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму более 600 тысяч рублей.
В рамках 223 Федерального закона закупки проверяет и Счетная палата Новгородской области. Проверки показали, что большинство произведенных закупок прошло через единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Были выявлены признаки «дробления» договоров с целью ухода от конкурентных способов закупки. При этом обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупок отсутствовали.
Не менее важной задачей является выявление фактов использования аффилированных организаций в этих отраслях. И здесь на первое место выходит работа с руководителями органов исполнительной власти области.
В Новгородской области сформирована и активно работает комиссия по координации работы по противодействию коррупции. В ее составе — 23 человека. В комиссию входят главный федеральный инспектор по Новгородской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, начальник управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области, начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области, председатель Общественной палаты Новгородской области, председатель Счетной палаты Новгородской области. Это говорит о том, что работа комиссии абсолютно прозрачна и она уже приносит свои плоды.
Например, в октябре 2015 года на комиссии был рассмотрен вопрос о деятельности муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы проверить есть коррупционная составляющая в работе предприятия или нет, все материалы по итогам заседания комиссии были направлены в прокуратуру Новгородской области и УМВД России по Новгородской области.
В январе этого года мы рассмотрели на комиссии доклад председателя Счетной палаты Новгородской области об итогах проведенных контрольных мероприятий. В докладе говорилось о выявленных нарушениях законодательства, в том числе об ограничении конкуренции, а также о ряде сомнительных государственных контрактов, вызывающих подозрение на предмет заключения с заранее определенными исполнителями. По результатам работы комиссии уволены руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области и начальник ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»», материалы переданы в правоохранительные органы.
Хочу отметить, что в Новгородской области сегодня организована системная работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Ведется контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов.
Мы выявляем и устраняем условия, способствующие возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Консультативно проводим правовое просвещение государственных и муниципальных служащих.
В Новгородской области создан уполномоченный орган по противодействию коррупции. Это департамент государственного управления Новгородской области.
В каждом органе государственной и муниципальной власти действуют комиссии по соблюдению государственными и муниципальными служащими, служебного поведения и урегулированию конфликта интересов. В состав каждой комиссии включены независимые эксперты и представители общественных советов с правом решающего голоса, что обеспечивает независимость и объективность принимаемых комиссией решений. Особая роль отводится представлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, что снижает коррупционные риски, исключая возможность прямого взаимодействия гражданина с представителем власти.
Сейчас в электронную форму переведены все обязательные областные государственные услуги. А это 28 % от всего количества государственных услуг. Для сравнения еще два года назад данный показатель равнялся нулю.
ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?
Сергей Митин: В СМИ и на официальных сайтах деятельность органов государственной и муниципальной власти освещается широко. На сайтах органов исполнительной власти области в интернете размещена вся информация о противодействии коррупции.
Регулярно проводятся заслушивания на Общественных советах, сформированных при органах государственной и муниципальной власти области, о работе по противодействию коррупции. Также на систематической основе проводятся «горячие линии» по вопросам противодействия коррупции и исследования уровня удовлетворенности населения.
Проведенный в 2015 году «Социологический опрос среди населения Новгородской области с целью выявления фактов коррупции в органах исполнительной власти Новгородской области, выявления наиболее коррумпированных сфер» показал, что готовность новгородцев сообщить о факте коррупции составляет 51,7 %.
К числу наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией новгородцы относят ужесточение санкций за совершение коррупционных правонарушений и неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.
ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе, расскажите об успешных механизмах общественного контроля?
Сергей Митин: Механизмов общественного контроля существует множество. Можно начать со статистики. Например, в прошлом году муниципальные образования Новгородской области провели 657 публичных слушаний, более двух тысяч собраний граждан, различные конференции и опросы населения. При этом количество собраний граждан в сравнении с 2014 годом увеличилось на 147. То есть люди стали более активно откликаться на совместную работу с органами власти.
На собраниях администрации муниципальных районов рассказывали населению о своей работе. О своей деятельности отчитывались главы поселений. Поднимались вопросы благоустройства поселений, земельных отношений, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, проблемы пожарной безопасности. В решении вопросов местного значения население принимает участие с помощью территориального общественного самоуправления. Сегодня в Новгородской области действуют 266 территориальных общественных самоуправлений.
Большой популярностью у населения пользуется государственная программа по устойчивому развитию сельских территорий в Новгородской области на 2014–2020 годы. По данной программе органы местного самоуправления получают гранты на реализацию общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельских поселениях.
Например, в 2014 году три проекта представили поселения Крестецкого и Мошенского муниципальных районов, а также Хвойнинское городское поселение. 500 тысяч рублей было выделено из областного бюджета, 320 тысяч — из федерального. В трех населенных пунктах появились новые спортивные детские игровые площадки и зоны отдыха.
В 2015 году поселения области заявили уже 11 проектов по обустройству спортивных и детских площадок и все они получили финансирование. Были выделены средства из областного бюджета в размере 1,2 млн рублей, из федерального бюджета — 1,89 млн рублей, из местных бюджетов поселений — 407 тысяч рублей, объем внебюджетных привлеченных средств составил 1,118 млн рублей. Участниками программы стали 2316 человек.
В 2016 году по обустройству спортивных и детских площадок запланирована реализация восьми проектов. Кроме того, мы планируем предусмотреть средства на поддержку реализации инициатив граждан, в том числе территориальных общественных самоуправлений, в рамках государственной программы Новгородской области «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области и социально ориентированных некоммерческих организаций Новгородской области на 2016–2017 гг.». Сейчас данная программа проходит согласование.
ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы и создаются в регионе?
Сергей Митин: Особое внимание уделяется поддержке субъектов малого предпринимательства, в том числе и путем обеспечения доступа к государственному заказу. Так в 2015 году 30 % от общего количества государственных закупок было осуществлено среди субъектов малого предпринимательства, по итогам таких закупок было заключено контрактов на сумму 729 млн рублей.
ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы?
Сергей Митин: Повышение престижа гражданской службы — одна из важных и сложных задач и для её решения необходим комплексный подход.
На государственную службу необходимо привлекать образованных, профессионально подготовленных людей и за их добросовестный труд предоставлять им достойное вознаграждение. В нормативных документах служебной деятельности гражданских служащих должна быть детальная регламентация. Необходимо совершенствование наградной политики. Другим значимым направлением является создание общественной привлекательности государственной гражданской службы.
В Новгородской области проходит региональный конкурс «Лучший государственный служащий Новгородской области» и он широко освещается в средствах массовой информации.
На странице департамента государственного управления Новгородской области действует информационный проект «О людях на государственной службе». Он посвящен лучшим гражданским служащим и дает возможность населению не только посмотреть на них не только как на профессионалов, специалистов, достойно исполняющих свои должностные обязанности, но и раскрывает личностные особенности служащих, их увлечения, воспоминания и планы.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале