Сергей Ястребов: Противодействие коррупции — сложная и ответственная задача
Глава Ярославской области Сергей Ястребов — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». Сергей Николаевич рассказал, какие профилактические мероприятия проводятся в органах государственной и муниципальной власти региона, чем мотивируется добросовестная работа госслужащих, а также как снижаются коррупционные риски с помощью повышения прозрачности в работе с бизнесом.
ПАСМИ: С какими основными проблемами вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?
Сергей Ястребов: Противодействие коррупции — сложная и ответственная задача, которой мы в регионе уделяем самое пристальное внимание.
Работа ярославских органов власти в рамках противодействия коррупции организована в соответствии с Национальным планом, областной целевой программой и планом правительства области. Каких-либо значимых проблем в ходе реализации антикоррупционной политики у нас в регионе не возникало.
Еще в 2009 году в области создали Совет по противодействию коррупции, который в 2015 году в соответствии с указом президента России «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» преобразовали в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области.
В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления области успешно работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В 2015 году они провели 71 заседание.
Большое внимание уделяем совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции и приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормативами. В 2015 году в Ярославской области приняли 30 нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты противодействия коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе.
Управление по противодействию коррупции Правительства области осуществляет методическое руководство для формирования единых подходов в вопросах организации и реализации мер по противодействию коррупции на уровне региона и муниципалитетов. В рамках этой работы разработаны и внедрены методические материалы, касающиеся организации работы по представлению служащими сведений о доходах, по анализу представленных сведений, по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Декларировать доходы сейчас должны все руководители государственных и муниципальных учреждений. Налажен контроль над крупными расходами должностных лиц. Высокопоставленным чиновникам запрещено иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами России.
В 2015 году мы разработали примерную антикоррупционную политику государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий Ярославской области, которая касается всех аспектов их деятельности по предупреждению коррупции. Этот единый документ определяет комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности организации. Сегодня антикоррупционная политика утверждена более чем в тысяче государственных и муниципальных организаций региона.
Кроме того, мы занимаемся антикоррупционным образованием и просвещением служащих и жителей области. В рамках Корпоративного университета при Правительстве области обучение по антикоррупционной тематике прошли свыше 100 служащих.
Таким образом, мы не только обеспечиваем исполнение решений Совета при Президенте по противодействию коррупции, реализуем мероприятия в рамках Национального плана, но и проводим собственные антикоррупционные мероприятия. Требуем и от правоохранительных органов более активной работы в этой сфере, стимулируем граждан к тому, чтобы они вели себя соответствующим образом — не поощряли коррупционные проявления.
Между тем проявления коррупционного поведения пока встречаются на самых разных уровнях. В числе сфер, особо подверженных коррупции: здравоохранение, образование, ЖКХ, потребительский рынок, строительство и ремонт объектов социальной сферы и дорожное строительство. Со всеми этими моментами нам предстоит разбираться, и работа по противодействию коррупции в Ярославской области, безусловно, будет продолжена.
ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?
Сергей Ястребов: В Ярославской области активно ведется разъяснительная работа для формирования у граждан четкого понимания объема их прав и обязанностей при взаимодействии с органами власти. В интернете размещаются разъяснения по актуальным вопросам. Таким, например, как порядок деятельности учреждений здравоохранения и бесплатного оказания медицинских услуг, правила предоставления земельных участков, порядок обжалования действий или бездействия управляющих компаний.
Мы проводим просветительские мероприятия в сфере противодействия коррупции в форме «круглых столов» и семинаров с участием представителей негосударственных и общественных организаций, гражданских и муниципальных служащих. Это позволяет установить обратную связь с населением, представителями гражданского общества. Услышать их непосредственное мнение о проводимой в области антикоррупционной работе.
Для информирования жителей Ярославской области о мерах, предпринимаемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в сфере противодействия коррупции, мы тесно взаимодействуем с региональными СМИ.
В эфире телевизионных каналов и радиостанций, вещающих на территории области, размещаются аудио- и видеоролики по вопросам противодействия коррупции.
Рекламные билборды, пропагандирующие негативное отношение к коррупции и содержащие информацию о действиях в случае вымогательства взятки или иных неправомерных действий со стороны должностных лиц, размещены в общественных местах города Ярославля и области.
Результаты независимого антикоррупционного мониторинга, проведенного в 2015 году, говорят об устойчивом снижении показателя «риск коррупции» — то есть становится меньше случаев вымогательства взяток у населения со стороны должностных лиц.
ПАСМИ: Как ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе? Расскажите об успешных механизмах общественного контроля.
Сергей Ястребов: В 2015 году органами исполнительной власти Ярославской области проведено 80 «прямых линий» по вопросам антикоррупционного просвещения. В ходе их проведения граждане получают консультации специалистов по интересующим их вопросам в различных сферах государственного управления. Такие «прямые линии» планируется проводить ежеквартально в 2016–2017 годах с анонсированием в средствах массовой информации.
В регионе активно развивается сотрудничество с институтами гражданского общества. Подписаны соглашения о взаимодействии в сфере противодействия коррупции с Торгово-промышленной палатой Ярославской области, Ярославским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Ярославской областной общественной организацией — общество «Знание» России.
В октябре 2015 года проведен круглый стол на тему «Антикоррупционное просвещение». В его рамках рассматривались вопросы обобщения опыта и распространения лучших практик работы по освещению в СМИ антикоррупционной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти региона и иных государственных органов, а также антикоррупционной информированности граждан для создания атмосферы нетерпимости в отношении коррупции.
Участие в дискуссии в рамках «круглого стола» приняли представители органов исполнительной власти Ярославской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, представители общественных организаций и образовательных учреждений области.
В ноябре и декабре 2015 года вопросы антикоррупционного просвещения рассматривались на обучающем семинаре по теме «Антикоррупционные технологии в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления» и «круглом столе» на тему «Формы и современные технологии участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции».
Рекомендации, выработанные по итогам проведения антикоррупционных просветительских мероприятий, учитываются органами исполнительной власти области при планировании мероприятий в сфере противодействия коррупции.
В 2015 году в Ярославской области проведен мониторинг мер по созданию условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знании общих прав и обязанностей. На основании результатов мониторинга выработаны конкретные предложения, которые нашли свое закрепление в мерах, предусмотренных к реализации в рамках областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ярославской области» на 2016–2017 годы.
ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы и создаются в регионе, приведите пример успешного государственно-частного партнерства.
Сергей Ястребов: Ярославская область относится к числу регионов, которые одними из первых в стране начали разрабатывать региональное законодательство о государственной поддержке инвестиционной деятельности. Закон Ярославской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области» был принят еще в феврале 1996.
В настоящее время действует областной Закон от 19 декабря 2005 «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области». В июне 2011 года в него внесены существенные изменения, но сформированные с учетом опыта практической реализации и проверенные временем основные положения системы государственной поддержки при этом сохранились.
В соответствии с региональным законодательством инвесторам может предоставляться государственная поддержка в финансовых формах:
- налоговые льготы;
- субсидии из областного бюджета;
- льготные ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ярославской области государственно — правовые гарантии.
Для этого проект должен быть включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Утвержден порядок формирования такого перечня, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов.
Аналогичная система мер поддержки предусмотрена для инвестиционных проектов регионального значения по созданию и развитию промышленных и индустриальных парков.
Предоставление финансовой поддержки инвесторам не оговаривается минимальными объемами капвложений, сроками регистрации инвесторов, результатами их хозяйственной деятельности, не связанной с поддерживаемым проектом и любыми другими, не имеющими объективной экономической основы ограничениями.
По состоянию на сегодняшний день перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области насчитывает два десятка проектов.
В целях снижения административных барьеров для уменьшения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в 2015 году принят ряд законов: закон, устанавливающий налоговую ставку в размере 0 % для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах деятельности; закон о налоговой ставке в 4 % для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Также максимально расширен перечень видов экономической деятельности по патенту — с 40 до 62.
ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы?
Сергей Ястребов: В активе области более чем двадцатилетний опыт проведения конкурсных процедур при приеме на государственную гражданскую службу, что обеспечивает соблюдение установленных законодательством условий открытости и равного доступа к государственной гражданской службе. С 2014 года внедрена единая методика отбора на государственную гражданскую службу, обеспечивающая единство подходов к подбору кадров. В 2015 году наша методика включена Минтрудом России в перечень лучших практик на гражданской службе.
Широко используется внешняя оценка кандидатов на должности и гражданских служащих со стороны общественности и экспертов, для чего сформирован и активно действует Совет независимых экспертов. В него входят авторитетные представители высшей школы и профессионального сообщества.
Совет независимых экспертов, общественные деятели, государственные служащие из других регионов активно привлекаются и к оценке государственных гражданских и муниципальных служащих в рамках конкурсов профессионального мастерства, которые проводятся в регионе каждые два года.
В интернете размещается информация о достойных представителях гражданской и муниципальной службы, для чего создана регулярно обновляемая рубрика «О людях на гражданской и муниципальной службе».
За длительное, не менее 15 лет, безупречное и профессиональное исполнение должностных обязанностей государственные гражданские и муниципальные служащие представляются к награждению специально учрежденной наградой — Почетным знаком Губернатора области «За усердие».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале