Пенсионеров Новосибирска не признали жертвами хищения 111 млн рублей
Более сотни пенсионеров Новосибирска оказались за бортом в споре за имущество новосибирского завода «Электроагрегат», на котором проработали всю жизнь. Сейчас завод переживает не лучшие времена, а в Центральном районном суде идут сразу два слушания по делам о хищении его оборотных средств. Пока суд решает, кто виновен в «разбазаривании» заводских миллионов, пожилым акционерам остается лишь считать копейки и надеяться на справедливость.
Героическое прошлое
«С началом атаки огонь артиллерии был перенесён вглубь обороны, а на участках прорыва были включены 143 зенитных прожектора. Их ослепительный свет ошеломлял противника и в то же время освещал дорогу наступающим подразделениям», — такими словами описываются события штурма Берлина в апреле 1945 года.
Огромные прожекторы, во многом сыгравшие роль в победе советских войск над фашистской Германией, поставлял на фронт новосибирский завод, который сейчас называется ОАО «Электроагрегат». Тогда, в далеких сороковых, предприятие являлось частью Московского прожекторного завода и имело большой вес в оборонной промышленности страны.
В послевоенные годы ассортимент продукции значительно увеличился. Кроме основной — автономных электростанций и засекреченных военных заказов — на предприятии начали производить табуретки, кофеварки, гирлянды и детские игрушки. Завод экспортировал свою продукцию в 32 страны мира. Старожилы предприятия вспоминают, что часто ездили в местный профилакторий, а детей летом отправляли в лагеря. Но рухнула советская власть, а вместе с ней начал угасать и завод.
История в лицах
Александра Степановна Воронцева пришла на завод еще 18-летней девочкой. Устроилась работать на вредное производство никелировщицей. Там, в одном цехе с ней, трудился и ее будущий муж. Познакомились они в театре, сотрудников предприятия раньше часто вывозили на различные мероприятия. С тех пор влюбленные уже не расставались.
«Я проработала на «Электроагрегате» сорок с лишним лет, — рассказывает Александра Степановна. — И я горжусь этим заводом. Он мне как родной. Мне жаль, что он перестал выпускать продукцию, а сам из огромного промышленного предприятия превратился в площадки под аренду».
В 1993 году началась приватизация предприятия, и Воронцева стала одной из акционеров нового ОАО. Тогда были посчитаны все помещения, оборудование, материалы на складах, и из общей суммы вышел уставной капитал, который поделили на количество работников с учетом их стажа, и, соответственно этому, раздали всем акции. Но несколько лет назад новое руководство завода начало активно скупать акции. Александра Степановна, которой в тот момент было уже за семьдесят, вышла на пенсию.
«От бывших коллег я часто слышала о «драконовских методах» совета директоров, — признается пенсионерка. — Говорили, что акции скупаются у работников предприятия под угрозой увольнения».
Так 91% из почти трехсот тысяч ценных бумаг фактически оказались в руках одного человека.
Политика руководства
В 2002 году пост председателя совета директоров занял Александр Одинец. На «Электроагрегат» он пришел еще в 1999 году по стопам отца, который раньше работал на предприятии. Позже к нему присоединились его зять Иван Деришев и сестра его супруги Татьяна Ляхова. Постепенно они получили доступ к контрольному пакету акций.
«Каждое собрание — это просто фикция. Там заранее уже известно, что, как и в чью пользу будет решено, — говорит Надежда Шевелева-Лубкова, одна из миноритарных акционеров. — А зачем нас вообще приглашают на собрание? Для галочки».
На собраниях официально принимались решения о том, что выплачивать дивиденды не нужно. А завод тем временем все сокращал производство. Коллектив предприятия сейчас насчитывает около 300 человек, все цеха перенесли в один, а пустующие помещения сдали в аренду. Годовой план по этой статье доходов составляет, по данным организации «За возрождение ВПК», 180 млн рублей. Правда, деньги, получаемые от съемщиков, уходили не на получение дивидендов. Но даже в этой ситуации пенсионеры молчали, так как искренне были уверены, что деньги все же пойдут «на дело».
Два уголовных дела
Сейчас в Центральном районном суде города Новосибирска рассматриваются два дела о хищении нескольких десятков миллионов рублей. По одному из них подсудимым проходит председатель совета директоров ОАО «Электроагрегат» Александр Одинец, а потерпевшими акционеры предприятия. По версии следствия, он и его сообщник нанесли государству ущерб в 23 млн рублей, а акционерам не менее 95 млн.
Второе касается продажи корпуса 2 «Г» на улице Планетной на сумму 100 млн рублей. Подсудимым по этому делу является новосибирский девелопер Евгений Грибов. Почему в мошенничестве обвинили Грибова, следствие объясняет сумбурно. В пользу застройщика вынесено три решения арбитражных судов, но следователи посчитали решения судов всего лишь документами, не относящимися к делу. В невиновности Грибова уверены и миноритарные акционеры, о чем не раз указывали в своих обращениях в правоохранительные органы.
Об этом деле пенсионеры узнали из СМИ, когда процесс приобрел широкий резонанс. Поняв, что разбирательства идут, а о дивидендах речи снова нет, они решили написать заявление в полицию. Только правоохранительные органы не стали «мелочиться» с миноритариями.
Потерпевшие или нет?
В июне 2015 года старший следователь СЧ ГСУ ГУ МВД РФ по Новосибирской области Евгения Бузникова
не признала потерпевшими в деле о продаже корпуса 2 «Г» 23 миноритарных акционера, подавших свои заявления, указав, что единственным потерпевшим по данному делу является ОАО «Электроагрегат». Не согласные с этим пенсионеры начали писать жалобы в прокуратуру, ответная реакция не заставила себя ждать.
Уже через месяц непосредственный начальник Бузниковой заместитель начальника ГСУ ГУ МВД РФ по Новосибирской области Сергей Шевчик вынес постановление о включении пенсионеров в список. Но ненадолго.
В декабре прошлого года пенсионеры все же оказались за бортом. По словам представителя миноритарных акционеров Александра Столбы, во всех их допросах фигурировала фраза «сумму причиненного мне материального ущерба назвать затрудняюсь», которая и позволила следователю списать пенсионеров со счетов. Ведь если нет ущерба, то речь о потерпевших идти не может. В своем постановлении Сергей Шевчик указывает на то, что «обстоятельств, послуживших основанием для вынесения следователем постановлений о признании потерпевшими акционеров ОАО «Электроагрегат» и свидетельствующих о причинении им лично имущественного, морального вреда, не имеется».
«Я считаю, что Бузникова умышленно не поставила каждого потерпевшего в известность, на какую сумму было продано недвижимое имущество, чтобы акционеры не смогли сориентироваться и оценить в денежном выражении свой ущерб, — отмечает Александр Столба. — Видя, что это просто бабушки, с которыми можно поговорить и отправить восвояси, она, возможно, подумала, что таким образом на законных основаниях избавится от потерпевших».
Простая арифметика
Александра Степановна Воронцева, посвятившая большую часть своей жизни предприятию «Электроагрегат»,
является владелицей 62 акций. Так же как и остальные миноритарии, пенсионерка исключена из списка потерпевших по делу о хищении средств от продажи корпуса 2 «Г». После продажи непрофильного актива, каждая ее акция подешевела почти на 270 рублей, так как деньги на счет предприятия так и не поступили, а здание было продано.
Кроме того, такая же сумма должна была быть перечислена Александре Степановне в качестве дивидендов, если бы сделка состоялась полностью. То есть, в результате пенсионерка потеряла на махинациях с недвижимостью: 62*270*2=33 480 рублей.
Для пожилой женщины это огромная сумма. Для сравнения, пенсия Александры Степановны Воронцевой составляет 13 тысяч рублей в месяц. Приблизительно такое же количество денег она потеряла и из-за первого уголовного дела. Но, судя по всему, когда речь идет о миллионах, интересы простых смертных можно округлить до нуля.
Борьба за справедливость
Миноритарные акционеры ОАО «Электроагрегат» уже не раз обращались к начальнику ГУ УМВД РФ по Новосибирской области Юрию Стерликову. Пенсионеры писали жалобы и на имя прокурора Новосибирской области Владимира Фалилеева и руководителя ГСУ ГУ МВД РФ по Новосибирской области Сергея Шило, но местные власти не хотят их слышать. В конце февраля миноритарии направили письмо в администрацию президента и генеральному прокурору.
Из письма в администрацию президента РФ:
«Сегодня мы можем лишь обращаться в различные инстанции, чтобы привлечь внимание руководства страны, руководства правоохранительных органов к одной из важнейших проблем современного общества — проблеме коррупции в системе правоохранительных органов».
Екатерина Степанова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале