Противодействие коррупции: основные тренды, планы, перспективы
2015 год ознаменовался целым рядом инициатив, призванных обеспечить наиболее эффективное противодействие коррупции в стране. Прежде всего, по мнению представителей власти, антикоррупционная политика государства должна выражаться в постоянном и жестком контроле за деятельностью чиновников, руководителей госкорпораций и предпринимателей, отвечающих за выполнение госзаказов. В связи с чем необходимо создавать соответствующие контролирующие органы во всех субъектах РФ.
Местная поверка
В качестве одного из таких элементов контроля президентом страны было предложено образовать в каждом регионе комиссию по противодействию коррупции под председательством губернатора. В соответствии с указом президента «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», подписанным в июле этого года, силами данной комиссии должна определяться антикоррупционная политика региона и осуществляться стратегия противодействия коррупции. При этом каждая комиссия обязана выстраивать свою деятельность в непосредственном взаимодействии с Управлением президента по вопросам противодействия коррупции.
Теперь региональные комиссии – это основной орган, регулирующий конфликт интересов и обеспечивающий исполнение решений Совета при президенте по противодействию коррупции. Большинство субъектов РФ уже последовали рекомендации президента и образовали соответствующие комиссии под руководством глав регионов.
Помимо этого, в соответствии с указом Владимира Путина, в каждом субъекте РФ должен появиться специальный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В его обязанности будет входить противодействие коррупции в высших эшелонах региональной власти, в органах исполнительной власти и организациях, созданных для выполнения государственных задач.
Федеральная вертикаль
Требования президента не ограничились усилением контроля за деятельностью в антикоррупционных органов в регионах, немаловажная роль в подписанном им указе была отведена и регулированию деятельности федеральных органов власти. Так, Путин рекомендовал всем главам российских ведомств создать в своих организациях подразделения по профилактике коррупции. Такие подразделения должны появиться в том числе и в госкорпорациях, и в других компания, созданных государством. В перечень их полномочий будет входить профилактика коррупционных преступлений и обеспечение мер, направленных на противодействие коррупции, во всех структурных организациях, созданных данным органом.
В функционал создаваемого органа и антикоррупционных подразделений входит также обеспечение соблюдения законодательства о контроле за расходами, а отдельным пунктом выделена работа по защите прав лиц, заявляющих о коррупции.
Главное событие
Основным событием 2015 года в сфере противодействия коррупции стала шестая сессия Конференции государств-участ
Приоритетной темой конференции стало противодействие коррупции совместными усилиями государства и бизнеса, и именно она легла в основу Санкт-Петербургс
Пункты документа включают в себя меры по повышению прозрачности госзакупок, защите бизнеса от коррупции и освещают меры, направленные непосредственно на практическую реализацию всестороннего партнерства государства и предпринимательс
Российские министерства и федеральные ведомства уже вводят заявленные меры в практику сотрудничества с частным сектором.
Уникальное новшество в этой сфере ввела Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. В рамках реализации пунктов Санкт-Петербургс
— Необходимо активизировать системную координацию деятельности предприятий, пользующихся услугами Федеральной службы, со стороны органов государственной власти, — заявил заместитель руководителя Росалкогольрегул
На должность советника руководителя РАР назначен председатель Комитета по борьбе с коррупцией Анатолий Голубев. Основной задачей советника является подготовка предложений и организация работы по данному направлению деятельности.
Общественный контроль
Однако никакая борьба с коррупцией не может быть достаточно эффективна, если она не подкрепляется общественным контролем. Поэтому президент подчеркнул, что в типовых положениях о создании контролирующих структур должны быть учтены необходимость взаимодействия с гражданским обществом и открытость деятельности. Так, СМИ будут приглашаться на ежеквартальные заседания комиссии по противодействию коррупции, ежегодные отчеты комиссии будут опубликованы на сайте главы региона, а декларации о доходах сотрудников ведомств должны в обязательном порядке размещаться на сайтах органов власти.
Помимо этого в конце ноября Владимир Путин утвердил поправки в ряд законодательных актов «в целях совершенствования мер по противодействию коррупции». Закон предусматривает уточнение ряда положений закона о запрете отдельным категориям граждан иметь банковские счета за рубежом и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Кроме того, в соответствии с документом общероссийские СМИ получают возможность получать от судов данные о расходах судей, их супругов и несовершеннолетних детей.
Также вносятся изменения в закон о прокуратуре, в положение о службе в органах внутренних дел и в приложение к закону о статусе судей. В частности, для прокуроров и сотрудников органов внутренних дел устанавливается наказание за небольшие коррупционные нарушения в виде замечания или выговора — на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к поведению федеральных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Однако далеко не все предлагаемые антикоррупционные инициативы получили свое законодательное воплощение, а некоторые принятые ранее оказались и вовсе неэффективны. Так, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что введенные с целью искоренения коррупции кратные штрафы не показали ожидаемого результата. По его словам, заплатить их смогли не более 1% из осужденных за коррупционные преступления, в то время как миллиарды бюджетных денег безвозвратно утекают из страны и вернуть их пока не представляется возможным. По мнению Бастрыкина, борьба с коррупцией в России требует введения новых мер, одной из которых должно стать восстановление института конфискации имущества коррупционеров.
Лоббисты в законе
Еще один закон, которого, в свою очередь, давно ожидает бизнес-сообщество – это так называемый закон о лоббизме. Отметим, что механизм возможного внедрения института цивилизованного лоббизма в РФ должен быть определен в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2014-15 гг.
В июле этого года в Госдуму был внесен уже шестой законопроект с названием «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления». Основной целью этого законопроекта его создатель депутат Николай Левичев называет выстраивание цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами и властью. Лоббизм, по словам Левичева, должен стать профессиональной деятельностью и быть максимально открытым. Так, в одном из пунктов законопроекта его авторы предлагают обязать чиновников регулярно отчитываться в интернете о каждой встрече с лоббистами.
Тем не менее, по мнению многих экспертов, внедрение института лоббистов остается довольно сложным вопросом, поскольку лоббизм и коррупция зачастую следуют рука об руку. В то же время, по мнению президента Владимира Путина, в России уже существуют легальные лоббисты – так Общественная палата фактически лоббирует интересы российских граждан, а Торгово-промышленная палата продвигает интересы малого и среднего бизнеса.
Законопроект о лоббизме готовит также и Министерство экономического развития, которое планирует завершить его разработку в самое ближайшее время. Тем не менее, на данный момент вопрос о легализации лоббизма в России остается открытым и срок, а также сам механизм его введения не определен.
Еще один закон, который должен стать крайне важным пунктом антикоррупционной политики России, — это закон о защите заявителей о коррупции. Уже несколько лет поднимается вопрос о его принятии, однако пока надлежащий проект так и не был разработан.
В этом году разработкой проекта о защите заявителей занялось Министерство труда и социальной защиты. Документом предусматривается комплекс мер по правовой защите сообщивших о фактах коррупции — право на обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатная юридическая помощь, защита от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав заявителей, меры прокурорского реагирования и так далее. Законопроект Минтруда предусматривает и выплату материального вознаграждения для сообщившего о коррупционном правонарушении.
Однако она возможна только в том случае, если информация претендента на денежную выплату помогла предотвратить причинение ущерба государственной и муниципальной казне или имуществу.
Борцам с коррупцией ведомство предлагает выплачивать от 5 до 15% суммы предотвращенного ущерба. Предложение выплаты вознаграждений заявителям вызвало негативную реакцию со стороны Министерства финансов. Основное недовольство финансового министерства связано с тем, что на сегодня пока трудно определить, какие расходы может понести бюджет с введением правила о поощрении лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, и кто именно будет выплачивать вознаграждение. Кроме того, из текста проекта неясно, кто будет определять, кому причитаются выплаты, а кому нет. Таким образом, пока защита заявителей о коррупции остается только на уровне разговоров и размытых проектов, а сами заявители по-прежнему не имеют законодательной защиты.
Впрочем, несмотря на все трудности и споры, большинство антикоррупционеров нашей страны уверены — борьба с коррупцией в России идет в правильном направлении: принимаются соответствующие законы, меняется, пусть и понемногу, отношение общества к этому явлению. В Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы его разработчикам предстоит учесть множество нюансов и факторов, чтобы законодательно обеспечить эффективное противодействие коррупции в России.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале