Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Противодействие коррупции: основные тренды, планы, перспективы

28.12.2015 / 12:31 Новости

2015 год ознаменовался целым рядом инициатив, призванных обеспечить наиболее эффективное противодействие коррупции в стране. Прежде всего, по мнению представителей власти, антикоррупционная политика государства должна выражаться в постоянном и жестком контроле за деятельностью чиновников, руководителей госкорпораций и предпринимателей, отвечающих за выполнение госзаказов. В связи с чем необходимо создавать соответствующие контролирующие органы во всех субъектах РФ.

Местная поверка

Владимир Путин
Владимир Путин

В качестве одного из таких элементов контроля президентом страны было предложено образовать в каждом регионе комиссию по противодействию коррупции под председательством губернатора. В соответствии с указом президента «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»,  подписанным  в июле этого года, силами данной комиссии должна определяться антикоррупционная политика региона и осуществляться стратегия противодействия коррупции. При этом каждая комиссия обязана выстраивать свою деятельность в непосредственном взаимодействии с Управлением президента по вопросам противодействия коррупции.

Теперь региональные комиссии – это основной орган, регулирующий конфликт интересов и обеспечивающий исполнение решений Совета при президенте по противодействию коррупции. Большинство субъектов РФ уже последовали рекомендации президента и образовали соответствующие комиссии под руководством глав регионов.

Помимо этого, в соответствии с указом Владимира Путина, в каждом субъекте РФ должен появиться специальный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В его обязанности будет входить противодействие коррупции в высших эшелонах региональной власти, в органах исполнительной власти и организациях, созданных для выполнения государственных задач.

Федеральная вертикаль

Требования президента не ограничились усилением контроля за деятельностью в антикоррупционных органов в регионах,  немаловажная роль в подписанном им указе была отведена и регулированию деятельности федеральных органов власти. Так, Путин рекомендовал всем главам российских ведомств создать в своих организациях подразделения по профилактике коррупции. Такие подразделения должны появиться в том числе и в госкорпорациях, и в других компания, созданных государством. В перечень их полномочий будет входить профилактика коррупционных преступлений и обеспечение мер, направленных на противодействие коррупции, во всех структурных организациях, созданных данным органом.

В функционал создаваемого органа и антикоррупционных подразделений входит также обеспечение соблюдения законодательства о контроле за расходами, а отдельным пунктом выделена работа по защите прав лиц, заявляющих о коррупции.

Главное событие

Основным событием 2015 года в сфере противодействия коррупции стала шестая сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции, объединившая на своих площадках представителей 162 государств, отвечающих за противодействие коррупции, как на правительственном уровне, так и на уровне общественных объединений и неправительственных организаций. Мероприятие проходило со 2 по 6 ноября в Санкт-Петербурге. Итогом конференции стало «Санкт-Петербургское Заявление партнерства государства и частного сектора в предупреждении коррупции и борьбе с коррупцией» — итоговый документ, подготовленный российской стороной.

Приоритетной темой конференции стало противодействие коррупции совместными усилиями государства и бизнеса, и именно она легла в основу Санкт-Петербургского Заявления.

Владислав Заславский
Владислав Заславский

Пункты документа включают в себя меры по повышению прозрачности госзакупок, защите бизнеса от коррупции и освещают меры, направленные непосредственно на практическую реализацию всестороннего партнерства государства и предпринимательского сообщества.

Российские министерства и федеральные ведомства уже вводят заявленные меры в практику сотрудничества с частным сектором.

Уникальное новшество в этой сфере ввела Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. В рамках реализации пунктов Санкт-Петербургского Заявления служба приняла решение активизировать работу по вовлечению в антикоррупционную деятельность всех подконтрольных ей организаций.

Необходимо активизировать системную координацию деятельности предприятий, пользующихся услугами Федеральной службы, со стороны органов государственной власти, — заявил заместитель руководителя Росалкогольрегулирования Владислав Заславский. — Гармоничное сочетание мер по противодействию коррупции внутри ведомства с мерами, принимаемыми внутри предприятий – потребителей услуг ведомства, позволит существенно снизить коррупционные риски и для Федеральной службы, и для подконтрольных ей организаций. Именно поэтому руководством службы было принято решение о введении должности советника руководителя службы по вопросам реализации антикоррупционной политики.

На должность советника руководителя РАР назначен председатель Комитета по борьбе с коррупцией Анатолий Голубев. Основной задачей советника является подготовка предложений и организация работы по данному направлению деятельности.

Общественный контроль

онфОднако никакая борьба с коррупцией не может быть достаточно эффективна, если она не подкрепляется общественным контролем. Поэтому президент подчеркнул, что в типовых положениях о создании контролирующих структур должны быть учтены необходимость взаимодействия с гражданским обществом и открытость деятельности. Так, СМИ будут приглашаться на ежеквартальные заседания комиссии по противодействию коррупции, ежегодные отчеты комиссии будут опубликованы на сайте главы региона, а декларации о доходах сотрудников ведомств должны в обязательном порядке размещаться на сайтах органов власти.

Помимо этого в конце ноября Владимир Путин утвердил поправки в ряд законодательных актов «в целях совершенствования мер по противодействию коррупции». Закон предусматривает уточнение ряда положений закона о запрете отдельным категориям граждан иметь банковские счета за рубежом и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Кроме того, в соответствии с документом общероссийские СМИ получают возможность получать от судов данные о расходах судей, их супругов и несовершеннолетних детей.

Также вносятся изменения в закон о прокуратуре, в положение о службе в органах внутренних дел и в приложение к закону о статусе судей. В частности, для прокуроров и сотрудников органов внутренних дел устанавливается наказание за небольшие коррупционные нарушения в виде замечания или выговора — на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к поведению федеральных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Однако далеко не все предлагаемые антикоррупционные инициативы получили свое законодательное воплощение, а некоторые принятые ранее оказались и вовсе неэффективны. Так, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что введенные с целью искоренения коррупции кратные штрафы не показали ожидаемого результата. По его словам, заплатить их смогли не более 1% из осужденных за коррупционные преступления, в то время как миллиарды бюджетных денег безвозвратно утекают из страны и вернуть их пока не представляется возможным. По мнению Бастрыкина, борьба с коррупцией в России требует введения новых мер, одной из которых должно стать восстановление института конфискации имущества коррупционеров.

Лоббисты в законе

Николай Левичев
Николай Левичев

Еще один закон, которого, в свою очередь, давно ожидает бизнес-сообщество – это так называемый закон о лоббизме. Отметим, что механизм возможного внедрения института цивилизованного лоббизма в РФ должен быть определен в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2014-15 гг.

В июле этого года в Госдуму был внесен уже шестой законопроект с названием «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления». Основной целью этого законопроекта его создатель депутат Николай Левичев называет выстраивание цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами и властью. Лоббизм, по словам Левичева, должен стать профессиональной деятельностью и быть максимально открытым. Так, в одном из пунктов законопроекта его авторы предлагают обязать чиновников регулярно отчитываться в интернете о каждой встрече с лоббистами.

Тем не менее, по мнению многих экспертов, внедрение института лоббистов остается довольно сложным вопросом, поскольку лоббизм и коррупция зачастую следуют рука об руку. В то же время, по мнению президента Владимира Путина, в России уже существуют легальные лоббисты – так Общественная палата фактически лоббирует интересы российских граждан, а Торгово-промышленная палата продвигает интересы малого и среднего бизнеса.

Законопроект о лоббизме готовит также и Министерство экономического развития,  которое планирует завершить его разработку в самое ближайшее время. Тем не менее, на данный момент вопрос о легализации лоббизма в России остается открытым и срок, а также сам механизм его введения не определен.

телефонЕще один закон, который должен стать крайне важным пунктом антикоррупционной политики России, — это закон о защите заявителей о коррупции. Уже несколько лет поднимается вопрос о его принятии, однако пока надлежащий проект так и не был разработан.

В этом году разработкой проекта о защите заявителей занялось Министерство труда и социальной защиты. Документом предусматривается комплекс мер по правовой защите сообщивших о фактах коррупции — право на обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатная юридическая помощь, защита от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав заявителей, меры прокурорского реагирования и так далее. Законопроект Минтруда предусматривает и выплату материального вознаграждения для сообщившего о коррупционном правонарушении.

Однако она возможна только в том случае, если информация претендента на денежную выплату помогла предотвратить причинение ущерба государственной и муниципальной казне или имуществу.

Борцам с коррупцией ведомство предлагает выплачивать от 5 до 15% суммы предотвращенного ущерба. Предложение выплаты вознаграждений заявителям вызвало негативную реакцию со стороны Министерства финансов. Основное недовольство финансового министерства связано с тем, что на сегодня пока трудно определить, какие расходы может понести бюджет с введением правила о поощрении лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, и кто именно будет выплачивать вознаграждение. Кроме того, из текста проекта неясно, кто будет определять, кому причитаются выплаты, а кому нет. Таким образом, пока защита заявителей о коррупции остается только на уровне разговоров и размытых проектов, а сами заявители по-прежнему не имеют законодательной защиты.

Впрочем, несмотря на все трудности и споры, большинство антикоррупционеров нашей страны уверены — борьба с коррупцией в России идет в правильном направлении: принимаются соответствующие законы, меняется, пусть и понемногу, отношение общества к этому явлению. В Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы его разработчикам предстоит учесть множество нюансов и факторов, чтобы законодательно обеспечить эффективное противодействие коррупции в России.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале