Почему власти Волгограда отказались от миллионных инвестиций?
«Уважаемые коллеги! Государство предоставит всё необходимое содействие тем, кто готов идти вперёд и быть лидером. Такую систему мы выстраиваем в диалоге с бизнесом исходя из его запросов и задач, стоящих перед нашей страной», — сказал в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. А в регионах в это время закрывают двери перед предпринимателями, пришедшими вести такой диалог. Многие субъекты РФ зубами вцепились бы в инвесторов, которые говорят: у нас есть деньги, давайте строить. Но в Волгограде, напротив, вставляют палки в колеса и не дают реализовать проекты, интересные не только для инвесторов, но и для города.
Гордиев пересадочный узел
Волгоградская компания «Автоград» арендует крупный участок земли в центре города, десять зданий на этом участке находятся у компании в собственности, помещения в них сдаются в аренду. Эти постройки, кроме одной – памятника архитектуры — пойдут под снос. Участок компания «забронировала» под строительство многофункционального центра с торговыми, деловыми и развлекательными площадями. «Автоград» уже создал дорогостоящий проект, который прошел ряд согласований, отдал благотворительный взнос на развитие города в размере 1,1 млн долларов, провел переговоры с руководством региона. Власти заверили бизнесменов – все хорошо, давайте работать, будем оказывать всяческое содействие.
Но уже в июле 2014 года министр по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Волгограда и Дирекция железнодорожных вокзалов решили начать строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Волгоград-1 с обустройством прилегающей территории. Эта территория совпала с границами арендуемой «Автоградом» земли. Вот только «Автограду» об этом забыли сообщить.
Реализацию проекта поручили предприятию, учрежденному ОАО РЖД, — ОАО «РЖД-Развитие вокзалов», теперь российские железные дороги открещиваются от компании, но связь до сих пор остается. Созданное общество назвали ООО «РВ-Волгоград».
Глава города Александр Чунаков принимает решение передать 90 га земли между автовокзалом и железнодорожным вокзалом под управление компании «РВ — Волгоград». Еще ранее, в мае, данная территория была зарезервирована для муниципальных нужд (реконструкции дорог и строительства ТПУ) на семь лет.
Резервация предполагает запрет любых строительных работ на данной территории. До сведения «Автограда» эту информацию даже не донесли. О том, что земля зарезервирована и вести подготовку к строительству на ней нельзя, сотрудники «Автограда» узнали от работников «РВ-Волгоград», неожиданно появившихся на этой территории.
Учредители «Автограда» ожидаемо подали в суд на администрацию города. И тоже вполне ожидаемо проиграли. Поскольку, согласно статье 49 Земельного кодекса РФ, для строительства или реконструкции объектов государственного или местного значения допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Судом первой инстанции в августе 2015 было также установлено, что проект планировки, утвержденный оспариваемым постановлением, соответствует требованиям статьи 42 Градостроительного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции в ноябре того же года согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения администрацией прав и интересов ООО «Автоград».
Зато администрация Волгограда подала уже свой иск к «Автограду», требуя признать здания на спорной территории самостроем и обязать владельцев их снести. Каким образом можно считать самовольными постройки, возведенные до 1995 года, не понятно. Как и не понятно, на что надеется администрация при подаче такого иска.
Первое заседание по существу в Арбитражном областном суде назначено на 17 декабря.
Судья Оксана Калашникова, которая приняла иск Администрации Волгограда против ООО «Автоград» к рассмотрению, говорит:
— Пока я не получила от истцов документов, подтверждающих, на каком основания здания постройки ранее 1995 года могут считаться самостроем.
В самой администрации комментировать это противоречие корреспонденту ПАСМИ отказались.
—Мы не видим, что в данной ситуации можно комментировать, — говорит пресс-секретарь администрации Марина Кригер. – Будет решение суда, а оно в комментариях не нуждается.
Марина Кригер заявила ПАСМИ, что и мэр не будет комментировать вопрос со строительством ТПУ в целом. Мы хотели спросить Александра Чунакова, почему администрация города не пойдет на контакт с предпринимателями, готовыми строить как самостоятельно, так и в рамках государственно-частного партнерства. Однако его пресс-секретарь, очевидно, заранее зная ответ руководителя, отказала нам в этой возможности. Отказала и помощница заместителя главы администрации Александра Сивакова, даже не поинтересовавшись у руководителя, будет ли он отвечать на вопросы журналистов.
ТПУ на Балонина или замок на песке
Начальник отдела Управления культуры Волгоградской областной администрации Александр Крылов сидит за столом под плакатом «Твоё НЕТ – вклад в борьбу с коррупцией!». Он показывает нам цветную план-схему территории, на которой пересеклись интересы ООО «Автоград», с одной стороны, и городской администрации, с другой.
— Вот на этом прямоугольнике между улицами Балонина и Пархоменко должен быть построен транспортно-пересадочный узел. Вот здесь будут парковки на 50 тысяч машиномест. Вот здесь – торговые площади…
Крылов поясняет, что по имеющимся у него сведениям («из открытых источников», несколько раз подчеркивает он) проект ТПУ в настоящее время не более чем «замок на песке», потому что изначально намеревавшиеся финансировать строительство ОАО РЖД от идеи отказалось в связи с финансовыми сложностями.
Администрация Волгограда также не потянет стройку в одиночку. Одна надежда – на частных инвесторов. Однако в экономически депрессивном мегаполисе не так много бизнесов, готовых вложиться в мегазатратный проект с неясными сроками окупаемости. Представители «Автограда» на встрече с администрацией заявили, что готовы изменить проект и включить туда транспортный узел. Идею одобрили и больше с предпринимателями не связывались.
Более того, заместитель начальника дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Илья Шмыголь прямо признаёт, что проще было бы построить новый вокзал на голом месте. Такой проект есть: в районе волгоградского аэропорта «Гумрак» в 13 км от существующего вокзала. В данном же случае транспортный узел «садится» на уже существующую застройку, что вызывает не только градостроительные проблемы, но и конфликт с «долгожителями» данной территории.
— Проект прошел все стадии согласования. Свое мнение с ним теперь должны высказать жители Волгограда, — говорит Шмыголь.
А в пресс-службе комитетами дорожного хозяйства нам сообщили, что ТПУ в центре города будет дополнительным, а основной ТПУ построят все-таки в Гумраке.
По проекту в состав транспортного узла войдет 80 процентов торговых площадей. Чем он отличается от проекта «Автограда», не ясно.
Шлагбаум преткновения
«РВ-Волгоград» (не путать с «Развитием вокзалов — Волгоград», это два разных юридических лица: компания с длинным названием является учредителем компании с коротким именем) «пометило территорию» почти мгновенно, установив на единственном подъезде к ней шлагбаум, оборудованный приспособлениями для взимания платы. Очевидно, в компании рассудили, что пока журавль витает в небе, надо с максимальной выгодой использовать синицу в руках.
По официальному договору от 1 августа 2015 эта синица называется «Работы по благоустройству территории». Срок окончания работ определен на 31 декабря нынешнего года.
По словам председателя Волгоградской областной антикоррупционной организации «Общественная Независимая Инспекция» Алексея Ульянова, пикантность ситуации состоит в том, что согласно этому же документу, «РВ-Волгоград» обязуется провести все работы безвозмездно, то есть даром. Но бесплатный сыр всегда вызывает подозрения.
За шлагбаумом оказался не только автовокзал, но и участок, арендуемый «Автоградом».
—Из-за установки шлагбаума оказалась зауженной проезжая часть, и большие автомобили физически не могут въехать на эту территорию, — показывает владения ООО «Автоград» юрист компании Александр Кузьмичёв. – Это привело к серьезным проблемам для арендаторов, которым необходимо подвозить товары и вывозить мусор.
Но именно это и было сверхзадачей «РВ-Волгоград», убежден Кузьмичёв. Прибыль в виде сборов за въезд и парковку – всего лишь «приятная мелочь».
Главной же целью, считает он, было заставить арендаторов свернуть бизнес и покинуть лакомый кусок земли «добровольно».
Инвестиционный климакс
С уходом арендаторов потеряют работу около полусотни человек, занятых сейчас в маленьких кафешках и магазинчиках на улице Балонина.
— Я бы тоже, например, был не против, если бы мне одну из центральных улиц Волгограда отдали в кормление. Я бы ее тоже перекрыл и взимал подорожную, — говорит Георгий Езиков, гендиректор ООО «Ной» — субарендатор «Автограда».
Независимо от мнения предпринимателей, Контрольно-счетная палата Волгограда также выразила сомнения относительно целесообразности и правовых оснований в части выбора именно такого механизма реализации проекта. Почему, спрашивается в записке КСП, не был выбран, например, путь реализации проекта ТПУ посредством участия администрации Волгограда в муниципально-частном партнерстве?
В этом же заключении палата обратила внимание администрации Волгограда на необходимость осуществления постоянного контроля за исполнением взятых «РЖД-Развитие вокзалов» обязательств.
На момент приезда корреспондента ПАСМИ, «РВ-Волгоград» не собирал никакую мыту за въезд; шлагбаум был открыт.
У Кузьмичёва версия иная.
— Администрация пытается заморозить всякое хозяйственное использование этой территории, чтобы, когда через пару лет страсти улягутся и все про конфликт забудут, передать ее инвестору, способному реализовать проект ТПУ, — говорит он.
Бодался теленок с дубом
Демонтировать бездействующий КПП никто не спешит. Если у шлагбаума объявится новый хозяин, ему никто не помешает вновь физически преградить подъезд на спорную территорию.
По словам заместителя прокурора Центрального района Волгограда Владимира Рамазанова, сотрудники прокуратуры неоднократно выезжали на улицу Балонина, но не нашли там никаких нарушений.
Рамазанов утверждает, что КПП никак не препятствует проезду автомашин любого размера, в том числе пожарных. Что же касается опасений «Автограда», что РВ-Волгоград может начать взымать оплату за проезд через шлагбаум, то прокуратура не занимается проверкой чьих-то предположений, говорит он.
Цель установки КПП не коммерческая, а антитеррористическая, говорит Рамазанов. И на данный момент прокуратуре проверять нечего, так как со стороны собственника шлагбаума не производится каких-либо действий вообще, которые можно было бы проверять в принципе.
— Если на действия «РВ-Волгоград» поступят жалобы – мы займемся их проверкой, — обещает Рамазанов.- Но пока никаких жалоб к нам не поступало. Мы в этой ситуации – сторона нейтральная, мы на стороне закона.
Чемпионат-2018, пропавшие инвестиции и коррупция
Облагородить неустроенный на данный момент участок – задача стратегическая. В 2018 году Волгоград, в числе прочих городов России, будет принимать мировой чемпионат по футболу. Если «Автограду» все же разрешат строить на данной территории, то проект придется кардинально менять, чтобы успеть возвести хоть что-то. Однозначно, что построить ТПУ к этому времени тоже не получится, тем более, что официально наличие инвестора никто не подтверждает. Зато владельцы малого бизнеса, расположенного она этой территории поговаривают, что им уже поступали предложения внести по 400 тысяч рублей, чтобы остаться на этой территории. Якобы здесь появятся временные строения, куда и смогут переехать многочисленные компании. 400 тысяч – плата за вход, арендная будет взиматься отдельно. Но пока это лишь слухи.
Абсурдным кажется нежелание власти вступать в диалог с предпринимателями, готовыми инвестировать в развитие территории здесь и сейчас и даже пойти на условия горадминистрации.
ПАСМИ уже писало о подобной ситуации, когда с территории ВДНХ законными и незаконными методами пытались «выжить» полноправных собственников. Тогда было ясно, что за этими действиями скрывается коррупция.
Под кого расчищает место администрация Волгограда и присутствует ли коррупция в этой ситуации, ПАСМИ будет разбираться далее.
А пока старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Оксана Черединина активно распространяет в СМИ информацию о том, что «Автоград» оштрафован на миллион рублей за незаконное размещение киосков. При этом надзорный орган молчит о том, сколько раз «Автоград» обращался к правоохранителям за помощью, чтобы эти самые киоски ликвидировать.
А кадастровая палата в то же время накладывает штраф за то, что одно из зданий выходит за территории арендуем земли. Но межеванием земель, позвольте, занимается не предприниматель, а органы, отдавшие ему в аренду эту землю.
«Целая армия контролёров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это прямое разрушение делового климата. Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание», — неужели слова президента останутся не услышаны?
Игорь Серебряный
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале