Глава СКР: борьба с коррупцией с помощью штрафов не увенчалась успехом
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что только 1% из осужденных за коррупционные преступления смогли заплатить кратные штрафы. По его мнению, борьба с коррупцией требует новых, наиболее реальных и эффективных мер.
Александр Бастрыкин выступил в МГУ с лекцией «Актуальные вопросы деятельности Следственного комитета РФ на современном этапе». Одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед ведомством на данный момент и освященных в своей речи руководителем СК, стала борьба с коррупцией. По его словам, введенные с целью искоренения коррупции кратные штрафы не показали свою эффективность.
«С коррупцией пытались бороться с помощью штрафов. Предполагалось, что если украли 1 млн, заплатят 500 млн. Прошло два с лишним года, подвели итоги реализации этого вида наказания: 1% из тех, кто привлечен к ответственности за коррупцию, заплатили этот штраф», – сказал Бастрыкин.
По его словам, если в законодательство закладывается нереализуемая мера наказания, это ведет к безнаказанности.
«Значит, человек, который берет взятку в 500 млн рублей, должен в загашнике иметь в 500 раз больше, чем он берет? В итоге человек не в тюрьме, и денег не платит», – заметил руководитель СК.
Только в 2011-2013 годах, заметил Бастрыкин, СК по материалам Счетной палаты и других контрольных органов возбудил 25 тыс уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Однако похищенные из бюджета средства часто уводятся в офшорные зоны и, по словам главы СКР, «пока эти суммы нам недосягаемы».
Таким образом, возместить нанесенный государству ущерб за счет выплаты только единичных штрафов не представляется возможным. По мнению Бастрыкина, борьба с коррупцией требует введения новых мер, одной из которых должно стать восстановление института конфискации имущества коррупционеров.
«Я считаю, что он в полной мере должен быть восстановлен. Логика даже не юридическая, а простая: украл – верни», – сказал Бастрыкин.
Отметим, что вернуть институт конфискации глава СК требовал и ранее.
«Огромные состояния, которые наворованы и добыты преступным путём, вкладываются в имущественные активы. Восемь лет мы ходим в Госдуму и просим: давайте вернём институт конфискации. В полном объёме, как это было раньше: украл – верни наворованное», – заявлял Бастрыкин.
В ноябре прошлого года большинство депутатов Госдумы заявили, что поддерживают идею главы СК. Между тем, до сих пор подвижек в принятии закона о конфискации так и не произошло, хотя в Госдуме выдвигались различные предложения относительно порядка изъятия имущества коррупционеров. На днях в Госдуму внесли очередной такой проект. Депутат от КПРФ Вадим Соловьев предлагает ввести конфискацию как меру уголовного наказания, которая подразумевает принудительное изъятие в доход государства всего имущества виновного или его части, исключая предметы, обеспечивающие минимум для бытовых нужд его самого и его семьи. Соловьев полагает, что принудительная конфискация позволит обеспечить наиболее эффективное противодействие коррупции.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале