Павел Коньков: «В правительстве нет места чиновникам, работающим в личных интересах»
Глава Ивановской области Павел Коньков — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». Павел Алексеевич рассказал, как в регионе борются с коррупцией, почему решения по инвестициям принимаются не в тиши кабинетов, а на заседаниях межведомственного совета, и как общественные организации помогают власти «увидеть то, что скрыто». Боится ли Павел Коньков полиграфа и сколько процентов оптимистов в Ивановской области, читайте в материале ПАСМИ.
ПАСМИ: Павел Алексеевич, назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?
Павел Коньков: Еще в 2009 году мы приняли областной закон «О противодействии коррупции в Ивановской области». В 2013 году был утвержден новый план мероприятий по противодействию коррупции в Ивановской области. Его особенность — введение оценки эффективности выполнения мероприятий. Кроме того, в каждом исполнительном органе власти Ивановской области с учетом специфики деятельности реализуется свой план по противодействию коррупции.
С 2013 года в Ивановской области действует подпрограмма «Противодействие коррупции» государственной программы «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области». Основные ее направления — мониторинг общественного мнения об уровне коррупции и эффективности антикоррупционной работы, сбор и анализ информации из различных источников о коррупционных проявлениях в органах госвласти и местного самоуправления, проведение антикоррупционной экспертизы как утвержденных правовых актов, так и проектов, оказание организационной и методической поддержки органам МСУ по разработке и применению мер противодействия коррупции.
Мы провели социологические исследования по оценке уровня коррупции в регионе и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Главные задачи, которые перед собой ставили, — выявление распространенности коррупционных проявлений при взаимодействии граждан с органами власти всех уровней при оказании государственных и муниципальных услуг. Немаловажным фактором становится и осведомленность населения о принимаемых антикоррупционных мерах и оценка населением их эффективности.
Результаты исследования позволили сделать ряд важных выводов.
Основными причинами существования коррупции население считает алчность чиновников и должностных лиц (52%), низкий уровень контроля над коррупционной сферой (36%), мягкое наказание за коррупционные сделки (35%). При этом около двух третей опрошенных признают, что инициаторами взятки являются в равной степени и чиновники, и жители.
Исследование показало, что больше половины (62%) респондентов не сталкивались с ситуацией, в которой органы власти или должностные лица намекали или требовали неформальное вознаграждение. Около трети респондентов в такие ситуации все же попадали.
Более двух третей респондентов настроены оптимистично и считают, что в России борьба с коррупцией возможна.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень проникновения коррупции в нашу жизнь все еще остается актуальной проблемой. При этом нужно признать, что доля случаев попадания в коррупционные ситуации за последний год заметно ниже риска коррупции и составляет 14%. Однако, охват и риск проявления коррупции усугубляются высоким спросом на коррупцию со стороны населения: на практике 86% граждан давали взятку, оказавшись в коррупционной ситуации. И в этом вижу серьезную задачу: взятка – двустороннее преступление, закон нарушает и взяткодатель, и взяточник.
С этим связана и другая проблема — уровень осведомленности жителей об антикоррупционных мероприятиях и предпринимаемых мерах по борьбе с коррупцией достаточно низкий. Так по 10-балльной шкале уровень своей осведомленности выше 7 баллов оценил только лишь каждый десятый житель региона.
По результатам опроса граждан о наиболее эффективных мерах борьбы с коррупцией сформирован перечень мероприятий. Его возглавила такая мера, как ужесточение законодательства и введение кратных штрафов за взятки, которую отметила половина участников опроса. Далее следуют принятие законов и указов против коррупции, обязанность чиновников предоставлять сведения о доходах и имуществе, создание МФЦ по предоставлению гражданам государственных и муниципальных услуг, создание антикоррупционного электронного почтового ящика губернатора.
Считаю, что результаты этого опроса четко указывают на те направления деятельности в сфере противодействия коррупции, которые должны для нас стать основными. Мы вплотную подошли к организации работы «телефона доверия» губернатора Ивановской области по вопросам противодействия коррупции. Мой личный антикоррупционный ящик работает на официальном сайте губернатора http://gubernator.ivanovoobl.ru/, сообщения просматриваю лично.
Но кроме работы с населением необходимо вести подобную деятельность и среди государственных служащих. И она ведется. К примеру, в правительстве региона разработана типовая декларация конфликта интересов.
Сейчас Костромское и Ивановское региональные отделения общероссийской общественной организации «Общество «Знание» проводят в нашей области анонимное анкетирование государственных и муниципальных служащих о восприятии уровня коррупции в регионе. Рассчитываем получить информацию о самых распространенных причинах коррупции и возможных путях борьбы с ней с точки зрения добросовестного чиновника. Работа еще не закончена, очень надеюсь, что картина будет наглядной, и мы сможем применить полученные сведения на практике.
В качестве некоторой критики хотелось бы отметить, что я жду от институтов гражданского общества большей заинтересованности и большего взаимодействия с органами власти в вопросах антикоррупции. Слаба еще, на мой взгляд, активность общественных объединений, организаций и субъектов предпринимательства в этом направлении деятельности. Например, до настоящего времени в Ивановской области не приступила к работе региональная «Ассоциация юристов России», на которую мы возлагаем определенные надежды.
ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами? Есть ли проблемы в этом взаимодействии?
Павел Коньков: В связи с особой значимостью работы и в целях кадрового укрепления этого направления деятельности в прошлом году в структуре аппарата правительства создан отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений управления государственной службы и кадров правительства Ивановской области. В связи с изменениями федерального законодательства в сфере противодействия коррупции в области своевременно принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Теперь необходимо добиваться, чтобы и в муниципалитетах своевременно реагировали на федеральные и региональные новации.
Сегодня проводится независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Для этого проекты и акты размещаются в свободном доступе на официальных сайтах правительства и исполнительных органов госвласти.
На официальном сайте правительства создан раздел «Противодействие коррупции». Такие разделы есть и на сайтах исполнительных органов.
Во всех подразделениях исполнительной власти функционируют антикоррупционные телефоны доверия или телефоны горячей линии по вопросам противодействия коррупции.
В начале октября в соответствии с Указом Президента РФ № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ивановской области. С ее образованием ранее действовавший координационный совет при губернаторе был упразднен.
Во всех исполнительных органах власти созданы и работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов. В 2015 году по рекомендации этой комиссии за представление недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера впервые был уволен гражданский служащий с формулировкой «в связи с утратой доверия».
Что касается взаимодействия с правоохранительными органами, то на сегодняшний день никаких проблем в этом вопросе я не вижу. Работа отлажена и носит плановый характер. Так, представители УМВД, прокуратуры в обязательном порядке присутствуют на заседаниях правительства Ивановской области, на оперативных совещаниях и профильных мероприятиях. Руководители Следственного комитета, регионального УФСБ, представители других правоохранительных и силовых структур – участники постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ивановской области, межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории Ивановской области и других межведомственных рабочих органов.
ПАСМИ: Сейчас многие высокопоставленные чиновники проходят исследования на полиграфе. Вы готовы пройти детектор лжи и проверить своих заместителей?
Павел Коньков: В себе уверен, поэтому, почему бы и нет. Думаю, то же самое касается моих заместителей. В правительстве нет места чиновникам, которые намерены работать в личных интересах, а не в интересах своего региона.
ПАСМИ: Внедрена ли в регионе система комплексного поощрения чиновников, добросовестно и эффективно исполняющих свои обязанности? Кто герои региона, какие должности занимают, как награждены?
Павел Коньков: В Ивановской области, как мне кажется, сформирована эффективная система стимулирования государственных гражданских служащих с учетом результатов их профессиональной деятельности.
Мы ежегодно с 2008 года проводим областной конкурс на звание «Лучший государственный гражданский служащий». Номинанты, защищая конкурсные работы, демонстрируют свои деловые качества, профессиональный потенциал и опыт.
В систему наград в Ивановской области входит высшая награда — звание «Почетный гражданин Ивановской области», знак «За заслуги перед Ивановской областью», звание «Лауреат премии Ивановской области «Женщина года». К ним относятся награды Ивановской областной думы, награды губернатора, ведомственные награды, а также награды центральных исполнительных органов госвласти.
В нашем регионе немало достойных людей, в том числе государственных гражданских служащих. Награды вручаются людям разных профессий, разных возрастов, но всех их объединяет служение своему долгу, своей профессии, своей области.
ПАСМИ: Как в Ивановской области организовано взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы вы видите в этой сфере?
Павел Коньков: Начну с факта всем известного. В 2015 году в России впервые составлен рейтинг регионов по состоянию инвестиционного климата. Наша область заняла 36 место среди всех субъектов РФ и 7 место по ЦФО. Кто-то скажет, что это неплохой результат, но я его расцениваю как стартовую позицию, которую, безусловно, надо улучшать. И такую задачу своим подчиненным я уже поставил.
С учетом того, что большинство показателей нацрейтинга формируется на основе опросов предпринимательского сообщества, большое внимание мы уделяем повышению информированности представителей бизнеса в самых разных сферах, начиная с получения госуслуг до имеющихся форм поддержки бизнеса. Регулярно в правительстве проводятся совещания, круглые столы, организуются информационные площадки с участием представителей научного сообщества и бизнеса.
В 2015 году в Ивановской области создан институт уполномоченного по правам предпринимателей. Сейчас бизнес-омбудсмен уже приступил к работе.
В октябре этого года создан Межведомственный совет по улучшению инвестиционного климата в Ивановской области. Основные цели — содействие инвесторам, заинтересованным в реализации проектов на территории региона, участие в определении приоритетов при реализации инвестиционной политики, организация взаимодействия инвесторов с государственными институтами развития, отбор, подготовка и осуществление контроля за реализацией инвестпроектов на условиях государственно-частного партнерства.
В состав Межведомственного совета по улучшению инвестклимата включены представители Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, Торгово-промышленной палаты региона, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и другие профессиональные общественные организации.
Признанной и авторитетной площадкой, где пересекаются интересы власти, бизнеса и научного сообщества в Ивановской области стал Международный промышленно-экономический форум «Золотое кольцо». В этом году он прошел уже в десятый раз. Когда-то форум задумывался как узкопрофильный, посвященный развитию ключевой для региона отрасли – текстильной. Однако со временем мы убедились: жизнь подсказывает новые форматы. Сначала мы перешагнули рамки своего региона, затем – и рамки моноотрасли. Правильность такого подхода мы наглядно увидели в период проработки вопроса и подготовки к реализации знакового для Ивановской области проекта строительства комбината по производству синтетического волокна.
Вот и в этом году Х МПЭКФ «Золотое кольцо» был посвящен проблемам формирования новой текстильной индустрии и выработке актуальных инструментов инновационного развития региона.
ПАСМИ: Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?
Павел Коньков: Практически ни один из секторов экономики не остался незатронутым влиянием негативных факторов, связанных с проявлениями кризиса в 2014 и 2015 году. В этой связи правительством Ивановской области было принято решение об организации расширенной поддержки бизнеса, в том числе малого и среднего. Мы в полной мере сохранили действующие меры господдержки инвестиционной деятельности, в том числе налоговые льготы.
Льготная ставка по упрощенной системе налогообложения действует в регионе с 2012 года. То есть, в Ивановской области эта форма налогового стимулирования введена задолго до того, как это нашло отражение в антикризисном плане Правительства РФ. Ставка в размере 5 процентов (вместо 15 процентов по Налоговому кодексу) установлена для предпринимателей, ведущих свою деятельность в таких секторах как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, обрабатывающие производства, строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, социальная сфера, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства и некоторые другие.
Эффект от установления данной льготы — в увеличении объема налоговых поступлений. Так, в первом полугодии 2015 года он вырос почти на 30 процентов и составил 299 миллионов рублей.
В Ивановской области сформирована четкая система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. В их числе — возмещение части затрат на проценты по инвестиционным кредитам, предоставление государственных гарантий Ивановской области, предоставление в залог имущества, включенного в состав залогового фонда Ивановской области. Организации, реализующие проекты с объемом инвестиций более одного миллиарда рублей, включенные в государственный реестр, освобождаются от уплаты налога на имущество на период до 12 лет.
Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, то в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» мы субсидируем часть затрат на модернизацию производства и покупку оборудования, на уплату первоначального взноса при заключении договора лизинга. Кроме этого в 2015 году в подпрограмму включено новое направление — предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.
В этом году принят ряд законов, предусматривающих расширение и совершенствование мер господдержки бизнеса. Это закон о введении «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изменения в закон о патентной системе налогообложения в части расширения видов деятельности до 63 и дифференциации стоимости патента в разрезе муниципальных образований. Также в пакете мер — закон, продлевающий действие льготы для малых и средних предприятий, работающих по системе налогообложения «доходы минус расходы».
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале