Кому выгодно спаивать народ «перцовкой» и «боярышником»?
Каждый из нас видел картинку, когда человек молча протягивает провизору сверток купюр или горстку монет, сцена немая, там всегда без сдачи, покупатель получает свою бутылочку спиртовой настойки. Дешевые настойки приносят производителю большую прибыль, но самое главное, предприятия, изготавливающие медицинский спирт, не обязаны получать лицензии в РАР, не платят акциз, а произведенный ими алкоголь не фиксируется в системе ЕГАИС. Бесконтрольные потоки спирта выливаются на черный рынок, увеличивая смертность от отравления алкоголем.
Почему существует такая система?
Система на самом деле крайне проста: есть производители алкоголя, а есть производители изделий медицинского назначения. Закон «Об обращении лекарственных средств» позволяет производить обычный этиловый спирт как лекарственное средство. При этом заводу-производителю не нужна лицензия Росалкогольрегулирования на выпуск, оборот и транспортировку спирта, у него есть лицензии и разрешения Росздравнадзора и Минпромторга. Вот только в этих ведомствах не только нет системы ЕГАИС, но и вообще не предусмотрен контроль за производимым спиртом.
Учет произведенной продукции ведется на бумаге, и если части производителей алкогольных напитков удается обмануть полностью автоматизированную ЕГАИС, то здесь и обманывать никого не надо.
Достаточно лишь иметь производственные мощности и лицензии Росздравнадзора и Минпромторга, и можно производить спирт огромными партиями.
ЗАО РФК, или из спиртзаводов в производители лекарств
Подобная ситуация сейчас происходит с заводом ЗАО РФК, имеющим две производственные площадки в Кировской области и две площадки в Орловской области. Все эти площадки – бывшие спиртзаводы, лицензия которых не была продлена. Теперь у ЗАО РФК есть бессрочная (!) лицензия Минпромторга.
В 2014 года правоохранительные органы провели оперативные мероприятия на заводе, в ходе которых было установлено, что завод осуществляет производство этанола специальным методом, который полностью соответствует методу изготовления обычного «алкогольного» спирта.
Экспертиза проб установила, что это самый обычный, а не «лекарственный» спирт. При этом суд в трех инстанциях отказал в привлечении ЗАО РФК к ответственности.
Учитывая производственные мощности, ЗАО РФК может произвести порядка 2,5 млн дал спирта. В пересчете на водку это более 120 млн бутылок, сумма акциза от ее продажи составила бы 120 млрд рублей. Неплохие деньги для бюджета.
Однако, как стало известно ПАСМИ, согласно анализу деклараций оптовиков, у ЗАО РФК закуплено 78,8 тысяч дал спирта, этот объем предприятие может произвести менее, чем за две недели работы.
То есть, неучтенный спирт может быть произведен в колоссальных объемах. Именно такой неучтенный спирт становится основой суррогатов, которые производит нелегальный рынок алкоголя.
Жители Орловской области не раз жаловались на то, что предприятие ЗАО РФК загрязняет окружающую среду. Как писали местные СМИ, жители Орловщины отправили даже письмо в Общественную палату, где заявили, что «за ночь сливается по 5-6 цистерн химических отходов, это наносит непоправимый ущерб, ставит под угрозу два лесных массива, относящихся к Государственному фонду. Поле, куда сливаются химические отходы, расположено в водосборе реки Малая Чернава, около деревни Коровинка. С наступлением паводка отходы попадут в реку. Существует еще и угроза загрязнения грунтовых вод».
К слову, лицензия РАР не была получена заводом в 2012 году именно по причине отсутствия оборудования для переработки отходов спиртового производства. По данным ПАСМИ, такая ситуация продолжается и по сей день.
Коррупция при надзоре, и тысячи смертей на выходе
Интересная статистика, в Орловской области доля официальных розничных продаж алкоголя сократилась на 20%, в целом по стране она упала на 8,9%. А доля нелегального алкоголя возросла. При этом смертность населения от отравления алкоголем составила 6,6 человек на 100 000 населения, а в Орловской области это показатель – 15,5 человек.
Орловские и Кировские заводы не единственные пример. Аналогичная ситуация с ООО «Гиппократ» (Ульяновская область), ЗАО «Брынцалов-А» (Московская область), ООО «БиоФармКомбинат» (бывший Коровинский спиртзавод в Рязанской области).
Конечно, такая схема крайне выгодна коммерсантам – владельцам заводов. Но выгода одних предпринимателей не дала бы такой схеме выйти на поток. Предприятия, лишившиеся лицензии в РАР, все чаще получают ее Минпромторге.
При этом необходимо законодательно вмешаться в процесс и признать «перцовку», «боярышник» и прочие так называемые лекарства спиртом и спиртосодержащей продукцией. Ведь, согласитесь, странно, когда мы слышим инициативы признать кефир спиртосодержащим продуктом, а спирт медицинский оставить только лекарством. Он ведь для наружного применения… Очевидно, что у производителей есть высокие покровители, которые защищают бизнес от нападок силовых структур. Ведь потоки средств от нелегальной продажи спирта огромны, а стоит за ними коррупция на самом высоком уровне.
ПАСМИ просит считать данную публикацию официальным обращением в Росалкольрегулирование и иные контрольно-надзорные органы с требованием провести проверку предприятия ЗАО РФК и иных предприятий с целью недопущения производства нелегального алкоголя, загрязнения окружающей среды и других последствий возможного незаконного производства на данных предприятиях.
Андрей Рязанов
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале