«КАМЧАТАВТОДОР»: в чьи руки уйдут дорожные миллиарды?
В рамках уголовного дела, возбужденного против бывших директоров ОАО «Камчатавтодор», было установлено, что они целенаправленно вели предприятие к банкротству. С этой целью экс-руководители камчатского дорожного предприятия заключали притворные сделки, выводили из него прибыльные активы. Однако ПАСМИ провело собственное журналистское расследование, в ходе которого выяснило, что подобные схемы реализуются на многих предприятиях отрасли. Почему этому не противодействуют федеральные и региональные власти и как руководители крупных предприятий умудряются их банкротить, читайте журналистское расследование ПАСМИ на примере ОАО «Камчатавтодор».
«Камчатавтодор» — старейшее и крупнейшее предприятие на Камчатке. Создано было еще в далеком 1932-ом в системе НКВД, на котором в те годы замыкались все управленческие и хозяйственные функции на полуострове. Со временем его, конечно, вывели из подчинения силовых органов и передали гражданским. Однако обязательства за ним остались прежними: строить и обслуживать на полуострове дороги, расчищать их во время снежных буранов. Более того, еще со времен НКВД на балансе «Камчатавтодора» остались несколько котельных. Таким образом, это крупнейший дорожный монополист, от успешной работы которого зависит не только состояние транспортной инфраструктуры на полуострове, но и обеспечение граждан теплом.
И какие бы события ни происходили в стране, «Камчатавтдор» до недавнего времени исправно справлялся с возложенными на него задачами. Однако начиная с 2012-го года с «Камчатавтодором» вдруг начали происходить странные вещи. Буквально за один год из нормального устойчивого и прибыльного предприятия, обеспечивающего работой коллектив в более чем 400 человек, оно вдруг стало убыточным и неспособным вовремя выплачивать сотрудникам зарплату. Так, уже по результатам 2014 года убыток «Камчатавтодора» составил 145, 8 млн рублей. А кредиторская задолженность увеличилась одномоментно в полтора раза и достигла 451 млн рублей.
В 2012 -м «Камчатавтодор» поменял свою организационно-правовую форму. Из ГУПа превратился в ОАО. Почему это важно? Государственное унитарное предприятие не наделено правом собственности. Оно только управляет государственным имуществом. Совсем другое дело ОАО. Имущество ОАО является его частной собственностью.
Директором новообразованного ОАО стал Владимир Уштыков. Ветеран Афгана, член Боевого барства. Короче, человек заслуженный. Но именно при нем начались хронические невыплаты зарплаты рабочим.
Сейчас можно сказать, что Уштыков на своем посту продержался недолго. Уже в декабре 2014-года он написал заявление по собственному желанию. На этот шаг он был вынужден пойти, потому что вскрылись факты его противозаконной деятельности, против него были возбуждены уголовные дела. Уштыкова обвинили в заключении притворных сделок, по мнению следствия, именно его действия могли привести к преднамеренному банкротству компании. Долгое время противоправных действий Владимира Уштыкова не замечали правоохранительные структуры.
Владимир Уштыков заключил с неким ООО «Камтранс» договор на оказание транспортных услуг. Удивляет только, что договор заключен с фирмой, у которой вообще нет в собственности ни одного транспортного средства. Даже легкового автомобиля, чтобы возить директора. И это при том, что у ОАО «Камчавтодора» своего транспорта сколько угодно. Оно само может оказывать транспортные услуги, были бы заказчики.
Но странности на этом не закончились. Уштыков подготовил документы и накладные, из которых следовало, что не обладающее ни одним автомобилем ООО «Камтранс» оказало транспортные услуги ОАО «Камчтавтодор» аж на 13 млн рублей. Но вот незадача – камчатский дорожный монополист их не заплатил. Нет денег.
«Камтранс» подал на должника в суд и потребовал признать ответчика банкротом. Суд иск удовлетворил. В отношении ОАО «Камчатавтодор» ввели процедуру наблюдения.
С согласия руководителя заместитель директора ОАО Александр Самохвалов продает за 50 тысяч активы «Камчатавтодора» стоимостью 11 млн 825 тысяч рублей. И это в условиях, когда у «Камчатвтодора» нет денег, чтобы расплатиться за транспортные услуги. Но самое интересное, что, активы предприятия продаются неизвестной фирме, которая не ведет хозяйственную деятельность, а зарегистрирована в Волоколамске с уставным капиталом в 10 тысяч рублей.
Одной рукой Уштыков уступает за несколько десятков тысяч рублей многомиллионные активы «Камчатавтодора», не платит за так называемые транспортные услуги и подводит предприятие под банкротство, а другой подписывает договор с «Россельхозбанком» на открытие кредитной линии на сумму более 22 млн рублей. Но самое ценное в этом кредитном договоре – дополнительное соглашение к нему. По допсоглашению Уштыков передает в залог технику и оборудование на сумму 54 млн. Кредитный договор он заключает единолично, без согласования с Советом директоров, что является грубейшим нарушением законодательства РФ. И проделывает он это, находясь в отпуске.
Спрашивается, почему Уштыкову все сходит рук? Надо сказать о том, как управляется ОАО «Камчатавтодор». До момента акционирования оно было структурным подразделением Росавтодора. После акционирования сто процентов его акций были переданы в собственность Росимущества.
Сегодня Росимущество и Росавтодор осуществляют свои функции контроля и управления ОАО «Камчататодор» за счет своих представителей в Совете директоров камчатского предприятия. Так что же получается — федеральные структуры не замечали финансовые махинации, которые у них под носом прокручивал Уштыков? Или не хотели замечать?
Самое интересное, что ни акционеры, ни правоохранительные органы не торопятся во всем этом разбираться.
В мае этого года в «Камчатавтодоре» сменился состав Совета директоров. Его возглавил кандидат экономических наук, доцент кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков. Ознакомившись с катастрофическим состоянием дел на «Камчатавтодоре», он обратился в Росимущество, чтобы оно на правах единственного владельца ОАО, все-таки разобралось, в том, что там творится.
И дальневосточное Территориальное управление Росимущества направило ему свой ответ, в котором сообщило, что у него нет возможности обеспечить проведение финансовой проверки ОАО «Камчатавтодор» по причине отсутствия квалифицированных кадров. Характерно, что и из дальневосточного Территориального управления Росавтодора также поступил аналогичный ответ, что, дескать, против проверки нечего не имеем, но направлять своих сотрудников никуда не будем. Якобы нет денег на командировочные.
— Территориальное управление Росимущества и Дальавтодора на сто процентов замешены в коррупционной деятельности ОАО «Камчатавтодора» — говорит Константин Поздняков, — представители этих организаций долгое время входили в советы директоров камчатского дорожного предприятия. Именно они предоставили право Уштыкову единолично заключать сделки. Более того, прокуратура неоднократно им указывала, что на предприятии воровство, людям не платят зарплаты, Уштыкова надо снимать. Однако никакой реакции ни со стороны Росимущества, ни со стороны Росавтодора не последовало.
Прокуратура неоднократно направляла в Камчатское УВД РФ документы, указывающие на то, что предприятие целенаправленно грабят и банкротят. Но краевые следственные органы неизменно возвращали эти документы обратно в прокуратуру. И всегда с одними и теми же формулировками в сопроводительных письмах: основания для возбуждения уголовных дел отсутствуют.
Пришлось председателю Совета директоров ОАО «Камчатавтодор» Константину Позднякову подключать «тяжелую артиллерию» — депутатов ГД и президентскую Администрацию.
— Всего было шесть обращений в правоохранительные органы – говорит Константин Поздняков – от Жириновского, Железняка и Яровой. На них приходили типовые ответы с примерно одинаковым содержанием: проходят доследственные проверки. Дело тронулось только, когда последовали письма из Администрации президента и прокуратуры.
В итоге Владимир Уштыков под давлением предъявленных ему обвинений написал заявление по собственному желанию. Появилась надежда, что со сменой руководства у предприятия появятся шанс выбраться из финансовой ямы.
К судьбе предприятия вдруг проявил живой интерес министр транспорта Камчатки Владимир Каюмов. Он даже лично явился на Совет директоров, чтобы представить новую кандидатуру на пост руководителя ОАО «Камчатавтодор» — Александра Ефимова
Затем состоялась встреча новоиспеченного директора Александра Ефимова с основными кредиторами «Камчатавтодора». На ней тоже присутствовал краевой министр транспорта Владимир Каюмов, который выступил перед ними с пламенной речью. Попросил помочь в финансовом оздоровлении предприятия. Клятвенно заверял, что краевая администрация не оставит в беде ОАО «Камчатавтодор», а приложит все возможные усилия для его сохранения и поддержки.
Выступление министра поддержал и директор ОАО Ефимов. Он тоже пообещал разработать план финансового оздоровления. Присутствующие на мероприятии утверждают: кредиторы уходили с него с надеждой и верой, что с новым руководством при активной поддержке краевой администрации ОАО «Камчатавтодор» решит все проблемы.
Но Ефимов, приступив к исполнению своих обязанностей директора ОАО «Камчатавтодор», очень быстро всех «приземлил». Первое, чем он занялся, это принялся расторгать уже имеющиеся в портфеле «Камчатавтодора» контракты на строительство и обслуживание дорог.
В справке, подготовленной специалистами «Россельхозбанка», приводятся следующие факты. ОАО «Камчатавтодор» по итогам 13 –го года получил выручку, превышающую 800 млн рублей. Кроме того, компания имела полный портфель заказов, контрактов и подрядов, обеспечивающую ее работой на несколько лет вперед, общей стоимостью более 900 млн рублей.
Однако Ефимов в период с января по февраль 2015-го года сразу же отказался от нескольких контрактов на содержание дорог Камчатского края. И опять директор принял это решение единолично, не поставив в известность ни Совет директоров, ни акционеров.
Он объяснил свои действия тем, что контракты, оказывается, невыгодны. Однако подряды не залежались. Их моментально выполнили с прибылью для себя другие компании.
Далее последовали отказы от выполнения 3-х летнего контракта по содержанию автодорог края на сумму более 500 млн рублей, 3-х летнего контракта по содержанию федеральной трассы на 110 млн рублей, договора субподряда по реконструкции моста у посёлка Ключи на 95 млн рублей. Специалисты «Россельхозбанка» подсчитали — только по этим контрактам потери выручки «Камчатавтодора» составили 925 млн рублей.
В итоге за полгода Ефимов довел предприятие до состояния, когда оно уже больше не могло оплачивать ни текущие, ни просроченные обязательства. Кредиторам ничего другого не оставалось, как в очередной раз инициировать банкротство ОАО «Камчатавтодор».
Но в довершении всего Александр Ефимов не уплатил 80 тысяч рублей на продление лицензии на основной вид деятельности предприятия. Сначала Ефимов выкачал все деньги, а потом полностью лишил компанию возможности работать. То есть не оставил даже шанса на то, чтобы оно могло продолжать свою деятельность.
Предприятие целенаправленно и упорно банкротят. И делают это не только лица, стоящие у руля ОАО «Камчатавтодора». Во всяком случае, развал предприятия происходит на глазах и при преступном бездействии органов государственной власти – региональной и федеральной. Понятна и цель, с которой банкротится предприятие.
Планируется, что акции ОАО «Камчатавтодора» будут реализованы на открытом рынке. Выручка должна пойти на пополнение государственного бюджета. Так задумано. Однако на Камчатке решили по-другому.
Если ОАО «Камчатавтодор» все равно будет приватизировано, то зачем за него платить. Основными кредиторами выступают аффилированные с руководством ОАО «Камчатавтодора» фирмы-пустышки. В итоге они намереваются получить в зачет непогашенных долгов имущество предприятия, стоимостью, напомню, в миллиард рублей.
А к собственности предприятия планируется получить и строительные подряды. Там тоже деньги крутятся немаленькие. Так на Камчатке утверждена программа модернизации автомобильных дорог на период до 2020-го года. На нее планируется потратить более 80 млрд рублей.
Больше всего в этой истории удивляет позиция государственных органов – федеральных и региональных, правоохранительных ведомств.
История ОАО «Камчатавтодора» — не исключение из правил, а скорее правило. У федерального органа государственной власти Росавтодора в подведомственном подчинении к концу 90-х было порядка 150 таких же, как «Камчатавтодор», унитарных предприятий. Сейчас они акционированы. И при этом большинство из них либо убыточны, либо крайне низкорентабельны. На многих начата процедура банкротства. То есть то, что происходит с ОАО «Камчатавтодор» — это уже закономерность. Убытки, которые при этом несет государство, исчисляются миллиардными суммами. Разорившиеся предприятия не перечисляют в бюджет страны налоги, государственная казна не получает доходы от продажи их акций.
И это при том, что принята Федеральная целевая программа строительства автомобильных дорог. Ежегодно на нее выделяются колоссальные средства, исчисляемые миллиардами рублей. В очередном обращении Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил: «Субъекты Федерации должны вплотную заняться приведением в порядок дорог, для этого выделяются дополнительные источники наполнения дорожных фондов». Думается, как выполняется поручение президента на местах, хорошо видно на примере Камчатского края.
Правда, справедливости ради надо отметить, что в последнее время в судьбе ОАО «Камчатавтодоре» наметились перемены. Документы, содержащие факты противоправных действий руководства камчатского дорожного предприятия, легли на стол министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева. Сформирована специальная следственная группа, которая занялась их проверкой. О ее работе мы расскажем в следующих материалах.
Михаил Макаров
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале