Кому под силу вмешаться в следствие?
Оказывается, чиновники могут оказывать влияние на следственные органы. Не все, лишь очень высокопоставленные чиновники. Например, директор Административного департамента Правительства РФ Сергей Проценко. Журналистское расследование, проводимое ПАСМИ, пока свидетельствует об этом: уголовное преследование человека, обвиняемого в присвоении 15 квартир, было прекращено после обращения чиновника из Правительства РФ. Какие доказательства этого, нам удалось собрать, читайте в материале ПАСМИ.
ПАСМИ уже писало о том, как 2002 году московская компания «КОПР» выделила более 450 тысяч долларов на покупку жилья для 18 сотрудников и их семей. Оформление сделок поручили вошедшему в доверие риэлтору-юристу Александру Чупахину, который ранее не раз выполнял аналогичные поручения. Первые три квартиры Чупахин переписал на сотрудников. С оформлением остальных 15 квартир начались проблемы. Сначала Чупахин попросту растягивал оформление, ссылаясь на сложность и длительность процесса. Дома-долгострои, в которых приобретено жилье, были готовы в 2009 году, и семьи сотрудников «КОПРа» начали въезжать в новые квартиры. Многие новоселы сразу же сделали дорогостоящий ремонт – собственного жилья люди ждали долго.
Жильцы начали беспокоиться, когда узнали, что пять квартир проданы сторонним лицам. Выяснилось, что Чупахин оформил на себя все 15 квартир и исчез, все попытки выйти с ним на связь оказались безрезультатны.
Обманутые жильцы обратились с коллективным заявлением в полицию. Заместитель руководителя СО УМВД России по городскому округу Домодедово следователь Олег Попов возбудил уголовное дело. 15 сотрудников «КОПРа» признали потерпевшими по делу, а Чупахину должны были предъявить обвинение в мошенничестве.
Материалы уголовного дела были готовы для передачи в прокуратуру, которая, в свою очередь, должна передать дело в суд. Казалось, что расследование успешно завершено. По мнению следователей, все доказательства, подтверждающие мошенничество, были собраны. Но именно в этот момент в следственный департамент МВД РФ поступает письмо-указание директора административного департамента Правительства РФ Сергея Проценко о ненадлежащем расследовании данного уголовного дела. Возникает вопрос – если сегодня администратор-чиновник оценивает работу профессионального следователя, то не будет ли он завтра также оценивать работу врача, пожарника и других профессионалов, от которых зависят жизни и судьбы людей? А дальше начинается череда нарушений российского законодательства. Заместитель начальника следственного департамента МВД Сергей Манахов, ссылаясь на письменное распоряжение Проценко, даёт указание считать преждевременным постановление о привлечении Чупахина в качестве обвиняемого, изымает уголовное дело из производства СО МВД России по городу Домодедово и передает в СЧ ГСУ ГУ МВД России по Московской области, обосновывая это тем, что именно у следователей ГСУ имеется достаточный опыт расследования подобных дел. К слову сказать, от следователя с 18-летним опытом, подполковника юстиции Олега Попова дело перешло молодой девушке, капитану Валерии Зайцевой.
Как только следователем Поповым были собраны все доказательства виновности Чупахина, и было готово обвинительное заключение, Сергей Проценко – коллега зятя Чупахина, директора департамента международного сотрудничества Эльмира Тагирова – сразу же написал обращение в следствие. Примечательно, что этого обращения нет в материалах уголовного дела. ПАСМИ запросило копию обращения в Следственном департаменте МВД РФ и в Правительстве РФ. Ведь не ясно, с какой целью чиновник правительства РФ вмешался в частный вопрос, и насколько правомерно такое вмешательство. Но наличие указания Проценко подтверждается распоряжением Сергея Манахова.
9 января 2014 года было подписано обвинительное заключение, а уже 14 января заместитель начальника Следственного департамента Сергей Манахов отправляет письмо, в котором требует уже на следующий день предоставить пронумерованное и прошитое уголовное дело, а уже 31 января просит передать уголовное дело в СЧ ГСУ ГУ МВД России по Московской области. Заместителю начальника ГУ МВД по Московской области генерал-майору юстиции А. Воронину поручено взять дело под личный контроль, а о ходе расследования ежемесячно уведомлять Следственный департамент. В 2012 году газета «Известия» писала о Сергее Манахове следующее: «Его знают, как очень классного специалиста по расследованию преступлений коррупционной и экономической направленности». Что же заставило полковника Манахова обратить столь пристальное внимание именно на это уголовное дело?
Московская область год расследует уголовное дело, в январе 2015 года следователь Валерия Зайцева отчитывается о ходе расследования в Следственном департаменте. На вопрос, имеется ли в действиях Чупахина состав преступления, Зайцева отвечает однозначно: да, имеется.
Следователю поручают выехать в Оренбургскую область, чтобы проверить действительно ли супруга Чупахина получала там наследство. Чупахин утверждал, что именно на деньги, полученные от продажи наследства супруги, он и приобрел 15 квартир в Домодедово.
Выезд следователь так и не осуществила, но уже в августе 2015 года постановила закрыть уголовное дело. Пять раз прокуратура отменяла это постановление. Шестого ответа от прокуратуры в уголовном деле нет, то есть, нет подтверждения законности закрытия дела.
По информации ПАСМИ, Сергей Проценко обратился в Следственный департамент, моментально отреагировав на поступившее ему заявление от Чупахина, в котором тот говорит о ненадлежащем расследовании уголовного дела и незаконном привлечении его в качестве обвиняемого. При этом 15 пострадавших также обращались в Правительство РФ, однако ответов по существу так и не получили.
Устав от бездействия административных и правоохранительных органов, пострадавшие обратились в Басманный суд Москвы. На защиту их интересов встали юристы «Объединенной общественной приемной», основной функцией которых является защита лиц, пострадавших от таких явлений, как коррупция. В конце августа 2015 года организация обратилась в Следственный комитет с просьбой провести проверку по факту вмешательства правительственного чиновника в уголовное дело по мошенничеству с квартирами 15 сотрудников компании «КОПР». Дело, резонанс которого подтверждают и в Следственном департаменте МВД РФ, вполне могло быть расследовано Следственным комитетом.
— Понимаете, в дело вмешался чиновник Правительства РФ, министерство внутренних дел — это структура Правительства, на лицо явный конфликт интересов, — прокомментировал ПАСМИ руководитель «Объединенной общественной приемной» Анатолий Божков. – Поэтому наша задача — добиться передачи дела незаинтересованному и правомочному следствию, а таковым должен стать только Следственный комитет России, как бы его сотрудники ни сопротивлялись.
Теперь уже Басманный суд рассмотрит жалобу общественников на бездействие и.о. руководителя первого следственного отдела управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности Главного следственного управления СК РФ Олега Жердева. Заявление о преступлении в Следственный Комитет, которое правозащитники подали от имени пострадавших, было рассмотрено как обращение, которое не сообщает о фигурантах преступления и не регистрируется в качестве заявления. Теперь суд решит, насколько правомерное решение приняли в СК, отказавшись даже принять и проверить информацию о коррупционной составляющей в присвоении 15 квартир.
Отчаявшиеся пострадавшие тем временем готовятся пойти на крайние меры. Сотрудники «КОПРа» и члены их семей (более 50 человек) собирают документы для проведения митинга у зданий Правительства РФ и Общероссийского общественного движения «Народный Фронт за Россию».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале