Приморский океанариум: растрата есть — ущерба нет
Журналистское расследование ПАСМИ выявило, что в условиях смены контролеров и подрядчиков Приморского океанариума бюджет проекта увеличился на 1,215 млрд рублей. Куда делись деньги, выделенные ранее инвесторами и почему это факт не беспокоит правоохранительные органы, разбирались корреспонденты ПАСМИ.
Коррупция при строительстве уникального Приморского океанариума повлекла за собой ряд громких скандалов и арестов. В ноябре 2014 года был задержан глава Дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе Андрей Поплавский. Его неожиданно сняли с рейса Владивосток- Хабаровск – Поплавский летел домой на выходные, а арестовали экс-главу Дирекции прямо на больничной койке.
Вскоре Дирекцию возглавил новый человек – Борис Авдеев.
В феврале 2015 года, спустя 10 месяцев после возбуждения в отношении предыдущего подрядчика строительства ООО «НПО «Мостовик» производства о несостоятельности (банкротстве), Управление делами президента РФ наконец-то выбрало нового подрядчика – подконтрольную себе же структурную организацию – ФГУП «Ремонтно-строительное управление». Так замкнулся круг ответственности – единственным заказчиком, исполнителем и контролером строительства океанариума осталось Управление делами Президента РФ, поручившее своим подведомственным организациям достроить объект – заказчик-застройщик ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» выполняет функции технического контроля, ФГУП «РСУ» выполняет работы, ФГБУ «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» финансирует работы из бюджета РФ, а КРУ Управления делами осуществляет контроль за расходованием денежных средств.
Приступив к работе, новый руководитель Дирекции сразу заказал экспертизу – научно-технический анализ стоимости и объемов работ: что сделано, что не сделано и сколько денег нужно для завершения строительства океанариума.
К конкурсу на получение госзаказа на проведение экспертизы была допущена лишь одна организация – ОАО «Научно-исследовательский центр «Строительство», учрежденный Федеральным агентством по управлению госимуществом. Разумеется, единственный допущенный участник и стал победителем. За 1,5 млн рублей эксперты центра за 14 календарных дней (как видно из протокола конкурсной комиссии) с выездом на объект обследовали, обмерили и посчитали, что на завершающий этап строительства океанариума требуется 5,386 млрд рублей.
Почему-то новое руководство Дирекции не приняло во внимание, что аналогичная экспертиза уже была проведена в рамках арбитражного судопроизводства, когда «Мостовик» обжаловал решение Дирекции о взыскании сумм выплаченных ему авансов за счет выданной Сбербанком банковской гарантии.
Во время суда представители Сбербанка заявили ходатайство о проведении экспертизы анализа стоимости и объемов выполненных «Мостовиком» и оставшихся к выполнению работ, которое судом было удовлетворено.
Назначенная Арбитражным судом экспертная организация установила, что стоимость работ, оставшихся к выполнению, составила 4,171 млрд рублей.
Экспертиза, проведенная НИЦ «Строительство», определила стоимость тех же работ в 5,386 млрд рублей. Вопрос: на что еще потребовалось 1,215 млрд рублей? Это же не погрешность, не разница в экспертных подходах. Сумма увеличилась на 22,5%. Интересно, может ли присутствовать коррупция в одном из экспертных подходов?
Есть основание предположить, что в эту сумму (5, 386 млрд) вошли те работы, которые уже были выполнены «Мостовиком», но не подписаны или не предъявлены заказчику, возможно, есть вероятность, что сейчас они будут предъявлены как работы, выполненные уже новым подрядчиком, тем более, что 04 июня 2015 на сайте закупок Дирекцией вновь размещен заказ на еще одну экспертизу «Обследования и определения дефектов и стоимости работ», победителем которого, как ни удивительно, оказалось опять ОАО «НИЦ «Строительство», выполнившее этот заказ за рекордные 15 календарных дней но уже за 2,117 млн.рублей (несмотря на то, что заявка от участника предусматривала снижение цены до 1,794 млн).
Однако судить об этом без привлечения экспертного (видимо, уже третьего) мнения мы не можем. Непонятно, почему контрольно-ревизионные и правоохранительные органы не проводят проверку, ведь истинность судебной экспертизы, проведенной в рамках арбитражного спора, подтверждать не надо – она уже подтверждена судом.
А вот экспертные заключения НИЦ «Строительство» могут вызвать сомнения, тем более, что сама организация постоянно судится со своими контрагентами из-за невыполнения условий договора. Компания является ответчиком по 35 искам на общую сумму более полумиллиарда рублей.
Видимо, следственные органы, расследующие растрату при строительстве Приморского океанариума, немного внимания уделяют экспертизам вообще.
Так во время следствия не было проведено ни одной бухгалтерской и строительной экспертизы, сопоставление которых позволило бы рассчитать реальный ущерб, причиненный Поплавским и экс-директором ООО «НПО «Мостовик» Олегом Шишовым.
Ведь изначально Шишову вменяли хищение 1,9 млн рублей, в хищении которого, как сообщал СК РФ, он сознался, и которое, между делом, приписывали и Поплавскому, но официальных обвинений в этом преступлении ему так и не предъявили.
По прошествии времени нам сообщили о том, что Поплавский виновен в растрате 1,1 млрд рублей. Интересно, что эта сумма совпадает со стоимостью работ, выполненных, но не предъявленных «Мостовиком» в рамках государственного контракта, заключенного им с ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов государственных органов власти», о чем сделан вывод экспертами, назначенными арбитражным судом.
Получается, что Управление делами президента РФ перечислило «Мостовику» аванс из бюджета РФ, против перечисления которого активно выступал Поплавский, когда у Шишова уже начались проблемы с финансами. После того, как платеж упал на счет «Мостовика» в Газпромбанке, банк автоматически его заблокировал за долги по кредитам.Эти деньги бюджета РФ океанариуму не вернулись, поскольку обязательства по гарантии Газпромбанка окончились в феврале 2015 года и к ней то как раз Поплавский не имел никакого отношения.
Раз обвиняемому вменятся присвоение или растрата, значит, Дирекция, которую он возглавлял должна понести ущерб – то, что растратил или присвоил бывший руководитель. Однако в новой Дирекции утверждают, что никакого ущерба не было — «Фактов нецелевого использования ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» УДП РФ федерального имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, за период с 2005 года по 15 ноября 2014 года проверками не установлено», — пишет Авдеев в официальном письме. — «Фактов выявления Управлением делами президента РФ использования ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» УДП РФ не по назначению внебюджетных средств Международного благотворительного фонда «Константиновский», предоставленных на финансирование строительства комплекса «НОК «Приморский океанариум» в г. Владивосток, о. Русский, п/о Житкова по договору б/н от 01.12.2005 года за период с 2005 года по 15.11. 2014 года не установлено».
А как может быть причинен ущерб, если работы реально выполнены, а средства, за которые отвечал Поплавский, все возвращены по гарантиям Сбербанка? Если имущество не присвоено, а деньги не растрачены, что тогда вменяет господину Поплавскому старший следователь по особо важным делам при Председателе СК РФ Рустам Габдуллин?И была ли действительно коррупция, или попросту нужно было наказать виновного в том, что океанариум не достроен?
Независимая строительная экспертиза, анализ всей документации стройки могли бы пролить свет на эту историю. Но следствие в этом деле почему-то не настроено советоваться с экспертами. Даже медицинскую экспертизу Поплавскому пройти не разрешили. В СИЗО с этим строго. А не будешь слушаться – можно и вовсе по очкам получить!
Ольга Дружинина
Читайте также:
Андрей Поплавский останется в СИЗО до ноября
Следователь СК ударил Поплавского в СИЗО
Дальневосточная роскошь Управделами Президента
Последние взяточники с острова Русский
Генерал за решеткой, или очередная жертва борьбы с коррупцией
Приморский океанариум. Кому приписывают похищенные миллиарды?
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале