Беспредел в Люберцах: «развод» от адвоката и взятка следователю
ГСУ СК РФ по Московской области обнародовало информацию о задержании начальника отдела Следственного управления МУ МВД «Люберецкое». Взятка 300 тысяч рублей за прекращение уголовного преследования была передана полицейскому в рамках оперативных мероприятий. Это уже второй скандал, разгоревшийся на этой неделе в Люберецком управлении. Ранее ПАСМИ опубликовало аудиозапись разговора следователя и дежурного адвоката, на которой коллеги признают, что в расследуемом деле нет состава преступления, но при этом склоняют обвиняемого к чистосердечному признанию. Беспредел в Люберцах – совпадение или система? На этот вопрос попытались ответить журналисты ПАСМИ.
Взятка для начальника отдела и «развод» от его подчиненных
Начальник отдела Следственного Управления МУ МВД «Люберецкое» был задержан с поличным сотрудниками Управления собственной безопасности МВД России по Московской области. Полицейский предложил адвокату одного из подозреваемых прекратить уголовное преследование за денежное вознаграждение. Получив такое предложение, защитник обратился в правоохранительные органы. Получение взятки контролировалось сотрудниками УСБ. Руководителем ГСУ СК России по Московской области возбуждено уголовное дело в соответствие с пунктом «в» части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).
— Полицейский пообещал адвокату переквалифицировать статью, по которой обвиняется его подзащитный, на менее тяжкую — статью 114 УК РФ (причинение тяжкого или среднего вреда здоровью в условиях превышения самообороны), а затем и вовсе закрыть дело, — сообщила ПАСМИ старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ ГСУ СК РФ по Московской области Ольга Врадий.
Эта взятка могла затеряться в потоке новостей, если бы не одно «но». Немного раньше в распоряжении ПАСМИ попала уникальная аудиозапись, на которой подчиненный задержанного полицейского – следователь Сергей Маркелов – откровенно склоняет обвиняемого Каира Абишева к чистосердечному призванию. В этом ему помогает дежурный адвокат Юсуф Кельбиханов.
Не стесняясь в выражениях, следователь и защитник объясняют обвиняемому Абишеву, почему ему лучше признать вину.
«Вот человек вину признал бы, пошел бы домой, получил бы свой условный срок, а так теперь реальный срок «выхватит», — говорит один из сотрудников, пока Абишев беседует с адвокатом в коридоре.
«Я тебе сказал, что, возможно, вечером ты был бы дома возле детей, ты какому-то адвокату звонишь, которому ты на хрен не нужен, или кому ты там звонил?» — объясняет Кельбиханов своему новому подзащитному, когда тот пытается дозвониться до своего адвоката.
«Сядешь, б…, на два месяца и потом начнешь сопли жевать…» — продолжает Кельбиханов.
После того, как упрямого предпринимателя в наручниках увезли в ИВС, сотрудники следствия продолжали обсуждать его дальнейшую судьбу. Адвокат высказал мысль, что Абишеву не обязательно было сознаваться во всех эпизодах, тем более, что в суде он мог бы по каждому из них дать объяснения. Также из уст адвоката прозвучала мысль, что поскольку есть ущерб, то вопрос о его возмещении можно было бы решить и в гражданско-правовом порядке.
Каир Абишев прекрасно понимал, что сознаваться в преступлении ему не стоит. У предпринимателя была своя фирма по поставке кухонной мебели, в результате кризиса бизнесмен повяз в долгах, но уже начал выплачивать своим клиентам деньги, а большинству из них поставил готовую продукцию, и покупатели не имели уже претензий к продавцу. Оставшиеся споры должны решаться в гражданско-правовом порядке. Однако уголовному делу по факту мошенничества уже дан ход, и останавливать его следователи не стремились.
Коррупционно-палочная система или разовый случай?
Получается, что если одни уголовные дела в Люберцах закрываются за деньги, то обязательно нужны новые дела — показатели ведь не должны страдать. Такие дела могут возбуждаться, даже когда основания для этого весьма сомнительны. В этом случае есть другой инструмент — воздействие на обвиняемого, и как результат чистосердечное признание. Получение взятки может, наверное, исправить ситуацию. На аудио полицейские шутят: «Сотку давай и пойдешь домой!»
Чтобы понять, носит ли беспредел в Люберцах системный характер и характерна и подобная ситуация для других городов, ПАСМИ обратилось к экспертам.
— Судя по тому что было опубликовано ранее на ПАСМИ, судя по тем разговорам, которые ведут между собой сотрудники, можно сделать вывод, что все действия которые они осуществляют носят системный характер, — прокомментировал советник председателя Союза журналистов России по вопросам противодействия коррупции Анатолий Голубев. — У них четко отлажена схема, они убедительно и уверенно об этом говорят. Нет никаких сомнений в том, что они используют правоохранительную систему с точки зрения оказания давления, достижения нужных результатов, в каких-то случаях для получения прибыли. Я бы не говорил о правоохранительной системе в целом, везде есть люди, есть те, которые искренне служат своему делу. Но в любой системе есть соратники, и есть попутчики. В данном случае в систему пробираются попутчики, которые используют государственную службу в своих коростных целях, в целях личного обогащения. Мы можем только радоваться тому, что с помощью освещения этих событий в СМИ в системе освобождается место для тех людей, которые хотят служить гражданам и своей стране.
К «попутчикам» в адвокатуре отнесло своих защитников большинство читателей ПАСМИ. Проведенный нами опрос «Кто для вас адвокат?» показал, что 57% читателей ПАСМИ считают адвокатов лишь посредниками, 26% респондентов видят в адвокате, прежде всего, защитника, а 17% затрудняются ответить на этот вопрос.
Сами адвокаты уверены, что негативное общественное мнение сформировалось из-за некорректного поведения отдельных представителей профессии.
— Есть даже такая категория адвокатов «решальщики», которые становятся посредниками между сотрудниками правоохранительных органов и подозреваемыми, — говорит адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Марина Барабанова. — Особенно часто этот вопрос встает, когда решается вопрос об избрании меры пресечения: либо следователь заявляет ходатайство об аресте, либо подозреваемый заплатит деньги и пойдет домой. Такие действия делаются напрямую через адвоката.
Сложившаяся ситуация, по мнению экспертов, характерна не только для отдельно взятого города. Но чем меньше города или район, тем больше вероятность, что подобное положение дел будет замалчиваться. Так все опрошенные нами люберецкие адвокаты признались, что не сталкивались с предложениями полицейских решить проблемы подзащитных за деньги.
— С деятельность МУ МВД «Люберецкое» по ходу своей деятельности я, разумеется, сталкивался, — пояснил адвокат из Люберец Роман Бугаев. — Взятка или вымогательство со стороны сотрудников? С этим я не сталкивался, к счастью. Также не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда следователь просит адвоката склонить доверителя к признательным показаниям. В моей практике такого не было.
Никто из коллег Бугаева не признался, что попадал в такие ситуации. Возможно, череда событий в Люберцах, действительно, совпадение…
Ольга Дружинина, Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале