Александр Соловьев: «Я готов пройти исследование на полиграфе»
Новый гость проекта «Интервью с губернатором» — глава Удмуртской Республики Александр Соловьев. В разговоре с журналистом ПАСМИ Александр Васильевич признался, что ни он, ни члены его команды не боятся детектора лжи. Глава республики рассказал, что в борьбе с коррупцией хотел бы достичь результатов коллег из Сингапура — страны, победившей коррупцию. Будет ли Александр Васильевич перенимать опыт использования карательных мер — читайте в интервью ПАСМИ.
ПАСМИ: Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?
Александр Соловьев: Как всегда, можно перечислить много ключевых проблем: это и недостаток подготовленных кадров, и нехватка средств на реализацию антикоррупционных мероприятий, особенно в условиях кризиса. Слаба активность институтов гражданского общества в этих вопросах. Со стороны независимых экспертов практически нет инициативы, направленной на активизацию антикоррупционной экспертизы, как проектов, так и уже действующих нормативных правовых актов. Можно найти много причин и условий возникновения этих и других проблем.
Но сегодня, по истечении года моей работы в должности, я выделил бы одну, на мой взгляд, основную — мы еще не смогли добиться полного доверия населения к серьезности наших усилий в борьбе с коррупцией на всех уровнях власти и во всех областях нашей повседневной жизни. А для решения этой проблемы мы должны быть максимально открыты для граждан. Нельзя замалчивать, а тем более скрывать, прятать под ложным лозунгом «борьбы за честь мундира» факты коррупционных проявлений и правонарушений.
С этой целью на официальном сайте Главы и Правительства УР был размещен опрос «Оценка населением уровня коррупции в Удмуртской Республике».
ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Чья заслуга в этих успехах?
Александр Соловьев: Когда уровень коррупции, по оценке наших граждан, станет как в Сингапуре, тогда, наверное, найдем героев и отметим их заслуги.
Вместе с тем, я бы хотел отметить, что в прошлом году, при поддержке депутатского корпуса, нами были внесены изменения в республиканский закон «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике».
Лица, замещающие государственные должности Удмуртской Республики, наделены широкими полномочиями по решению самых различных вопросов. При наличии личной заинтересованности существует реальная угроза использования ими своего должностного положения, вопреки законным интересам общества, государства и его граждан.
Впервые на уровне республики мы определили понятие «конфликта интересов» в деятельности лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, регламентировали порядок увольнения (освобождения от должности) таких лиц в связи с утратой доверия. Чтобы было понятно, это должности членов Правительства Удмуртии, министров и ряда других высокопоставленных руководителей.
Кроме того, принятие данного закона послужило сигналом для органов местного самоуправления для принятия аналогичных положений на муниципальном уровне. Работа по принятию муниципальных нормативных правовых актов уже идет.
В республике, наконец-то, заработал Совет при Главе по вопросам противодействия коррупции. Есть уже первые результаты — после первого же заседания я направил представление о рассмотрении депутатами муниципального образования «Ярский район» нарушений антикоррупционного законодательства главой района. Глава сам написал заявление об отставке, при этом подавляющее большинство депутатов на сессии районного Совета поддержали мое мнение о необходимости удаления главы в отставку.
В прошлом году нами был реализован проект «Открытое Правительство». Любой гражданин мог подать свою заявку на должность в Правительстве республики. Практически все члены нынешнего кабинета прошли через этот проект наравне с другими соискателями. За кандидатов голосовали жители республики, их кандидатуры обсуждались на специально созданных экспертных комиссиях по всем направлениям работы Правительства, и в конечном итоге кандидаты прошли собеседование в моем кабинете.
ПАСМИ: Как осуществляется борьба с коррупцией в регионе? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами? Есть ли проблемы в этом взаимодействии?
Александр Соловьев: Мы планомерно и целенаправленно ведем работу по противодействию коррупции.
В Удмуртии приняты основные нормативные правовые документы, в том числе Закон Удмуртской Республики от 20.09.2007г. № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике», разработана, утверждена и выполняется «Программа противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2014-2015 годы». Аналогичные программы (планы), нормативные документы приняты в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В августе текущего года обновлен состав Совета по противодействию коррупции при Главе Удмуртской Республики. Состав Совета значительно расширен, в него вошли представители всех политических партий, представленных в Государственном Совете Удмуртской Республики, представители Общественной палаты Удмуртии.
Постоянно проводится антикоррупционный мониторинг. Буквально недавно его результаты рассматривали на Совете по противодействию коррупции. В прошлом году в составе Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики мы создали специализированное подразделение — Отдел по вопросам противодействия коррупции.
Активно работают правоохранительные органы республики. Могу с уверенностью сказать — у республиканской власти налажены крепкие рабочие взаимоотношения с руководителями всех правоохранительных органов.
И здесь не стоит забывать, что большинство руководителей правоохранительных органов входят в состав Постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Удмуртской Республике, председателем которого я являюсь, в соответствии с Указом Президента России. Кстати, в декабре прошлого года мы рассматривали вопросы совершенствования противодействия коррупции на заседании Постоянно действующего координационного совещания.
Ряд руководителей правоохранительных органов (МВД России по УР, УФСБ России по УР, СУ СК России по УР) входят в состав Совета по противодействию коррупции.
С учетом специфики антикоррупционного законодательства мы активно взаимодействуем с Прокуратурой Удмуртской Республики.
ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?
Александр Соловьев: Я считаю, что с федеральным центром у нас налажены конструктивные взаимоотношения. Конечно, в первую очередь мы работаем в тесном контакте с Полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем. Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике Дмитрий Мусин входит в состав республиканского Совета по противодействию коррупции. Так что с взаимопониманием у нас все в порядке.
ПАСМИ: Сейчас многие высокопоставленные чиновники проходят исследования на полиграфе. Вы готовы пройти детектор лжи и проверить своих заместителей?
Александр Соловьев: Я готов и, уверен, что члены моей команды тоже не побоятся проверки на полиграфе.
ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики?
Александр Соловьев: Я бы предложил разработать и утвердить единые показатели и механизм проведения антикоррупционного мониторинга на территории России.
Кроме того, необходимо провести анализ всех нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции и привести их к одному знаменателю. Тем более, что первый шаг уже сделан — Указом Президента России от 23 июня 2014 года № 460 введена единая форма справки.
Есть серьезные проблемы в бюрократизации процесса проверки представляемых чиновниками сведений. Так, полномочия по направлению запросов в налоговые, регистрационные органы, в банки формально в республике имею только я. А как быть органам местного самоуправления? Да и в целом проверка сведений о доходах может осуществляться только в случаях, перечисленных в соответствующих нормативных правовых документах, а решение о проведении проверок может принимать достаточно узкий круг должностных лиц.
Еще, на мой взгляд, необходимо унифицировать и сократить отчетность по вопросам противодействия коррупции.
В целом мероприятия Плана должны быть максимально конкретными, четкими и понятными для исполнения. Особо нужно учесть серьезное ограничение регионов в финансовых ресурсах на выполнение антикоррупционных мероприятий.
ПАСМИ: Как формируется республиканская Комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, кто в нее входит?
Александр Соловьев: Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию конфликта интересов формируется на основании моего указа. В состав этой комиссии входят представители основных подразделений Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики. Я бы коротко назвал: правовики, кадровики, представители отдела по вопросам противодействия коррупции, ряд руководителей других республиканских ведомств —Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики. Представители Общественной палаты республики и научных организаций. Возглавляет Комиссию руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.
Комиссия рассматривает вопросы в отношении республиканских руководителей и их заместителей, не замещающих государственные должности.
Функции Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, возложены на Совет по противодействию коррупции, в который, кроме Главного федерального инспектора, Председателя Правительства, Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики, руководителей правоохранительных и контролирующих органов, входят представители всех политических партий, представленных в Государственном Совете Удмуртской Республики, члены Общественной палаты Удмуртии, участники научных организаций. Кроме того, в Совет включены представители органов местного самоуправления Удмуртии. Мы постарались, чтобы Совет был максимально представительным и, как следствие, легитимным с точки зрения жителей республики.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале