Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

В «Новой Опере» зазвучали коррупционные мотивы?

05.05.2015 / 14:14 Подробности

Название театра «Новая Опера» теперь нередко звучит не столько в контексте театральных событий, сколько  в контексте скандалов и конфликтов. И тянется этот шлейф негатива с момента назначения Дмитрия Сибирцева на должность директора театра. Ведущие СМИ с 2013 года пестрят  заголовками «Скандал в «Новой Опере»: почему вдова основателя театра Наталья Попович была уволена в день его 22-летия?», «В столичном театре «Новая Опера» происходит рейдерский захват», «Десятки актеров, которых уволили из «Новой Оперы», просят защиты у Владимира Путина» и др. Первое Антикоррупционное СМИ тоже решило послушать «Новую Оперу», но на предмет коррупционных мотивов.

Предыстория

Дмитрий Сибирцев  (фото: Кирилл Каллиников)
Дмитрий Сибирцев (фото: Кирилл Каллиников)

Дмитрий Сибирцев стал победителем конкурса «На предоставление концепции деятельности ГБУК «Московский театр «Новая Опера» с последующим замещением должности директора», и октябре 2012 года он начал карьеру руководителя «Новой Оперы». Дмитрий Сибирцев начал работу с энтузиазмом и, пожалуй, удвоенной энергией, которую, правда, вряд ли можно назвать созидательной.

Принципиальные, порой неожиданные кадровые решения, установка на, как ему кажется, правильное позиционирование театра, пересмотр существующих форм работы «Новой Оперы» новое положение о художественно-творческой коллегии и принципиально новый ее состав это только часть списка «добрых дел» нового руководителя.

 Десятки исков, писем в контролирующие органы, жалоб, коллективное письмо президенту России Владимиру Путину и обращения мэру Москвы Сергею Собянину  направили уволенные и вынужденные уйти по собственному желанию артисты театра.

Вот отрывок из одного из таких писем, с которым артисты обратились  в ПАСМИ: «Придя в прославленный театр с высоким творческим потенциалом, с многогранным репертуаром, 97% посещаемостью и уникальной творческой атмосферой, новый директор не смог объединить коллектив театра для созидания. Свою деятельность в театре он начал с необоснованных увольнений без объяснения причин, таким образом расправляясь с неугодными ему работниками, достойными артистами, выдающимися мастерами оперного искусства».

А вот фрагмент из обращения к мэру Москвы Сергею Собянину: «О методах его [Сибирцева] руководства Вам неоднократно писали незаслуженно уволенные артисты театра, ведущие специалисты, которые без объяснения причин были отстранены от своей работы, а также ведущие деятели искусства (Калягин А.А., Рязанов Э.А., Темирканов Ю.Х., Вирсаладзе Э.К. и др.), которые вынесли негативную оценку его деятельности и просили оказать содействие в разрешении сложной ситуации, сложившейся в театре. Однако прежнее руководство Департамента в лице Капкова С.А. и Дрожниковой Н.В. не отнеслось к этим обращениям с должным вниманием».

Кадровая политика Дмитрия Сибирцева: творить музыку в атмосфере страха можно!

Наталья Попович
Наталья Попович

За период руководства театром Сибирцевым «Новую Оперу» покинули 70 ее сотрудников (уволенные и вынужденные уйти), среди которых высокопрофессиональные специалисты.

Итак, через полгода после начала работы Сибирцев снимает с должности, на которую она была назначена правительством Москвы, Наталью Попович, вдову основателя театра Евгения Колобова. С 2003 года она, по сути, была художественным руководителем театра, совмещая должности председателя художественной коллегии и главного хормейстера.

Затем известный театральный художник Виктор Герасименко, с 2001 года занимавший должность главного художника московского театра «Новая Опера», был выставлен в связи с реорганизацией и выведением его должности из штатного расписания. Виктору Герасименко были предложены должности художника-дизайнера отдела по связям с общественностью, машиниста сцены высокой квалификации в машинно-декоративном цехе, гардеробщика и подсобного рабочего.

Кроме того, были уволены заведующая постановочной частью, в полном составе женский пошивочный цех, 30 артистов хора и другие.

Виктор Герасименко
Виктор Герасименко

В Пресненском суде города Москвы рассматривается 49 исковых заявлений к ГБУК «Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова», 10 уже удовлетворены в пользу истцов. За противоправную кадровую политику Сибирцев несколько раз привлекался к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Но это не останавливает директора «Новой Оперы»: он изощряется в способах продемонстрировать силу своей власти. Так, со слов сотрудников театра, из числа тех, кто пожелал внести изменения в Устав театра, в котором отсутствует должность художественного руководителя (а это для музыкального театра — абсурд), 30% сотрудников уже уволены.

Сотрудники театра считают, что Сибирцев необоснованно привлекает к дисциплинарной ответственности артистов, а в случае обжалования этих действий в суде не продлевает  с этими артистами трудовые договоры.

Уволенные из театра рассказали ПАСМИ о случаях нарушения Сибирцевым трудового законодательства в сфере оплаты труда работников в ночное время. Сотрудники театра вынуждены были обратиться в суд, и они выиграли иски, но Сибирцев отказался исполнять решение суда о выплате истцам сумм морального вреда, предложив заявителям обращаться в службу судебных приставов. Из десяти пострадавших выплаты получили только двое. Не обратившимся в суд сотрудникам театра работа в ночное время оплачена не была.

До сих пор не решен вопрос о выплате зарплаты одной из сотрудниц: Сибирцев ей не выплатил 103566 рублей.

«В коллективе театра сейчас царит атмосфера страха, отсутствует вера в справедливость действий директора. Создатель театра Е.Колобов, имя которого присвоено театру, всегда провозглашал: «Нельзя творить музыку в атмосфере страха». С 1 сентября 2015 года со многими артистами будут заключаться новые срочные трудовые договоры», — пишут сотрудники «Новой Оперы» в одном из обращений, адресованных мэру Москвы Сергею Собянину.

Интересные факты с душком коррупции и примесью мошенничества?

На собрании при вступлении в должность Дмитрий Сибирцев обещал подчиненным, что не станет превращать театр в филиал своего коммерческого проекта «ТенорА XXI века», однако вскоре начал включать выступления участников арт-проекта «ТенорА XXI века» в афишу театра. Кроме того, как рассказали ПАСМИ артисты, Сибирцев нарушает трудовую дисциплину: в рабочее время он оставляет театр и выезжает на гастроли по России со своей коммерческой структурой «ТенорА XXI века», но отпуск без сохранения зарплаты он не оформляет.

kruimage2101Сотрудники театра уверены, что новый директор неэффективно и, более того, нецелевым образом расходует бюджетные средства. Они предполагают, что Сибирцев делает это через фирму «Артисты ХХI века» (где  совсем недавно он занимал должность генерального директора).

Театр, которому скоро исполнится четверть века, собрал в своих стенах лучших  дирижеров и солистов, однако Сибирцев привлекает на сцену посторонних актеров, и, как утверждают сотрудники «Новой Оперы», и гастролеры получают большие гонорары, но не через кассу театра, а через фирму  «Артисты ХХI века».

По слухам, нечасто приезжающему в театр иностранному дирижеру Ян Латам-Кёнигу Сибирцев увеличил гонорар с 2 млн рублей в год до 4,5 млн рублей. Артисты возмущены размером суммы: «Мы не представители шоу-бизнеса, у нас другой формат работы, и столь огромные суммы для оперной сцены не характерны». К вопросу о занятости мировой звезды: Ян Латам-Кёниг — главный дирижер не только «Новой Оперы» в Москве, но и Симфонического оркестра Фландрии, а также дирижер Симфонического оркестра в Мексике. В разных концах света он ставит оперы, записывает диски с оркестрами, дает концерты.

Вообще необоснованно высокие гонорары постоянно выплачиваются другим приглашенным дирижерам (Д.Юровскому, Ф.Мастранжело, А.Самоиле и др.) и солистам –  об этом рассказали ПАСМИ сотрудники театра.

Артисты возмущены тем, как здесь тратятся бюджетные средства: вместо выплаты премий штатным работникам, вместо пополнения материально-технической базы театра деньги, по предположению сотрудников «Новой Оперы», отмываются через посредническую структуру.

Возмущение происходящим в театре публично выразили ведущие российские деятели искусства — это председатель Союза театральных деятелей РФ, член Общественной палаты РФ Александр Калягин, народный артист СССР Эльдар Рязанов, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича народный артист СССР Юрий Темирканов, профессор Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского народная артистка СССР Наталья Гутман, оперная певица, депутат Государственной Думы, член комитета Госдумы по культуре Мария Максакова и другие. Но их мнение не было услышано.

Кто же стоит за кулисами «Новой Оперы»?

Алена Подлесных

Сообщение ГИТ о направлении в суд материалов дела в отношении Сибирцева для привлечения его к административной ответственности по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ за повторное нарушение трудового законодательства:

Рапорт следователя об обнаружении преступления о невыплате зарплаты сотруднице театра:

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале