Коррупция на ВДНХ: вид с колеса обозрения
Первое Антикоррупционное СМИ разбирается в конфликте между ЗАО «Российская выставка аттракционов» (РВА) и ОАО «ВДНХ». По словам руководства парка аттракционов, администрация ВДНХ всеми способами пытается лишить парк права аренды, а в ВДНХ утверждают, что на это есть свои причины. Учредитель Выставки аттракционов намеревался подарить Москве уникальное колесо обозрения и разместить аттракцион на ВДНХ, а руководство ВДНХ намерено установить другое, которое будет заказано в Англии и куплено на бюджетные деньги.
Чтобы полюбоваться на Москву с высоты птичьего полета, не обязательно лезть на самую высокую точку Останкинской телебашни. Достаточно купить на ВДНХ билет на колесо обозрения. Популярное чертово колесо на ВДНХ– настоящая достопримечательность. Владелец парка аттракционов решил на этом не останавливаться – установить новое колесо, высотой 170 м, аналога которому нет в мире, к тому же сделать это за свой счет. Администрация ВДНХ инициативу не поддержала: власти выставки намерены заказать колесо в Англии. Оно меньше российского на 70 м, но при этом намного дороже. Зато деньги из бюджета Москвы будут выделены немалые. А чтобы приструнить непокорного арендатора, руководство ВДНХ решило создать ему такие условия, работать в которых совершенно невозможно. ПАСМИ выяснило, чьи интересы на самом деле защищает администрация ВДНХ, и почему хорошие российские проекты в очередной раз проигрывают западным.
История признания
Еще в 1994 году руководство компании «Мир» (в лице учредителя Владимира Гнездилова) провело успешные переговоры с руководством ВДНХ, которое в то время боролось за спасение выставки, и получило в аренду заросший бурьяном участок земли в шесть гектаров. По словам сотрудников компании ЗАО «Российская выставка аттракционов», на этом месте находились еще довоенные вышки, с которых якобы совершались прыжки с парашютом. Территорию освоили, построили там аттракцион «катальная горка», вскоре появились и другие аттракционы на ВДНХ. А к 850-летию столицы реализовали спецпроект, поддержанный тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым —70-ти метровое колесо обозрения. Конструктором колеса стал Владимир Гнездилов.
Это был уникальный проект: раньше колес такого диаметра в России не делали.
Позже на этом участке было поставлено еще несколько аттракционов, в том числе и «Кобра» с «мертвой петлей».
К слову, за время существования группы компаний «Мир» было разработано более 170 аттракционов, в том числе и крупнейшее в Азии 80-ти метровое колесо на крыше здания, самые высокие катальные горы «Кобра», было реализовано 4 проекта парков аттракционов. На сегодняшний день компания готова предложить Москве ряд проектов, позволяющих в дальнейшем претендовать на звание «Мировой столицы развлечений» (об этом чуть ниже). Но не только вопреки посылу президента поддерживать отечественного производителя, но и вопреки здравому смыслу чиновники, с одной стороны, не дают «зеленый свет» на реализацию новых проектов. С другой — делают все возможное, чтобы лишить арендаторов — собственников аттракционов — бизнеса, а москвичей и гостей столицы — излюбленных аттракционов.
Аттракционы на ВДНХ могут стать лучшими в мире
В настоящий момент самое высокое колесо обозрения высотой 165 м построено в Лас-Вегасе и носит название «High Roller». В России самым высоким пока остается колесо обозрения в Сочи, в Лазаревском парке. Его высота — 83,5 м. Владимир Гнездилов — конструктор и этого «гиганта». Торжественное открытие аттракциона состоялось в 2012 году.
Но на достигнутых результатах конструктор останавливаться не намерен. Гнездилов и группа компаний «Мир» готовы были предложить столичным властям еще более масштабный проект: колесо обозрения высотой 180 м. Обратите внимание: колеса обозрения такой высоты пока нет нигде в мире. По замыслу изобретателя плюсы этого аттракциона — повышенная надежность, упрощенная конструкция и сниженная материалоемкость. Этот проект группа компаний «Мир» предложила реализовать за свой счет к 75-летию Победы. Удивительно, но это предложение было отвергнуто. Вместе с тем, в прессе появилась информация о том, что в планах ОАО ВДНХ возвести на территории выставочного центра колесо обозрения высотой 100 м, которое подберет для ВДНХ британская компания ARUP.
«Нам представляется странным желание руководства ВДНХ уничтожить популярное колесо «Москва-850» и другие аттракционы отечественного производства, аналогичные тем, которые мы возвели в Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, а вместо них установить аттракционы зарубежного производства за счет средств города Москвы», — отмечает в своем обращении к мэру Москвы Сергею Собянину Владимир Гнездилов.
Поддержка российского предпринимательства, о необходимости которой говорит президент, заканчивается, когда возникают личные интересы участников проекта. Мало того, что колесо-гигант стало бы подарком к празднику 9 мая и город не потратил бы на это ни копейки, и новые аттракционы на ВДНХ стали бы гордостью Москвы. Директор компании «Мир» понимает: такой аттракцион окупился бы в кратчайшие сроки. И сколько заказов из-за рубежа можно было бы получить! Как можно было бы усилить престиж отечественного производителя в нелегкие для России времена!
А закупка британского аналога будет стоить порядка 20 млн евро. Готовы ли налогоплательщики поддержать производителя Великобритании в период жестких санкций против России? Владимир Гнездилов в обращении к мэру Москвы Собянину отметил, что уникальное колесо обозрения компания «Мир» сделает исключительно за свой счет. Однако чиновники не приняли инициативу Гнездилова.
При этом на ВДНХ утверждают, что хотят придать выставке статус продвинутой и суперсовременной.
«ВДНХ должна быть не «причалом погибших кораблей», свезенных со всего города в лихие годы, а суперсовременным и комфортным парком для москвичей и гостей столицы», — отметили представители ВДНХ в интервью порталу «МИР 24».
Решения судов не указ
Как уже отмечалось ранее, договор на аренду земли руководство компании заключило еще в 1994 году (срок аренды 49 лет). Но нынешнее руководство ВДНХ почему-то отказывалось признавать договор действительным. Свои права арендатору и собственнику аттракционов пришлось доказывать в арбитражном суде.
По словам сотрудников «Российской выставки аттракционов», у администрации ВДНХ были свои планы на этот земельный участок: там планировалось построить павильон.
Несмотря на то, что арбитражный суд встал на сторону арендатора, администрация выставочного центра договор не признает и его условия выполнять не собирается.
— Деньги за аренду мы перечисляем, как и раньше, — сказала ПАСМИ управляющая ЗАО «Российской выставки аттракционов» Евгения Плющева, — но с сентября 2012 года в счетах-фактурах в графе «услуги» вместо формулировки «за арендную плату» они указывают «неосновательное обогащение за пользование земельным участком».
По словам представителя ЗАО «РВА» Дмитрия, между представителями фирмы арендатора и администрацией ВДНХ весной 2014 года состоялся разговор, в ходе которого один из замов директора ВДНХ Решетняк сказал следующее: «Вы извлекаете такие прибыли! А мы с этого ничего не имеем…». По словам собеседника ПАСМИ, представители ВДНХ оценили стоимость возможности работать спокойно: порядка 20 млн рублей ежемесячно. Однако в процессе разговора Решетняк пояснил, что это была шутка.
Сегодня руководство выставочного центра делает все возможное, чтобы усложнить собственникам аттракционов жизнь и поставить под угрозу не только существование их бизнеса, но и безопасность отдыхающих.
— Нас отключили от электричества, — рассказывают представители «Российской выставки аттракционов», — чтобы работать, мы вынуждены использовать дизельный генератор. Кроме того, администрация ВДНХ препятствует доступу на территорию любой спецтехники, которая просто необходима для ремонта или осмотра высотных аттракционов. Это при том, что в договоре аренды четко прописано: администрация не должна препятствовать въезду на территорию спецтехники. Но даже за плату они отказываются пускать нашу технику на территорию.
По словам сотрудников, зимой им втридорога приходилось покупать песок в мешках для посыпания дорожек и буквально в руках заносить его на территорию, так как машину с песком на арендованной участок также не пустили. В августе 2012 года под предлогом капитального ремонта дорог рабочие вскрыли все асфальтовое покрытие на арендуемой территории, буквально перекрыв подход посетителей к кассам и аттракционам.
— Сейчас мы живем как на вулкане, — отмечает управляющая ЗАО «РВА» Евгения Плющева, — каждый день опасаемся провокаций, которых с начала конфликта уже было немало. Скажем, поступают жалобы от посетителей на то, что аттракцион может быть не исправен, смущает якобы какой-то болтик торчащий. Но ведь неисправность невооруженным взглядом не увидишь. В этом может только специалист разобраться. В итоге аттракцион закрывают, начинается проверка. Фактически идет воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Непонятные и понятные действия контрольно-надзорных органов
В настоящее время на ЗАО «Российская выставка аттракционов» обрушивается проверка за проверкой. Одна из последних инициирована Объединением административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) и касается аттракциона с мертвой петлей «Кобра». Аттракцион на ВДНХ не работает из-за инцидента 15 марта (застряло несколько человек), назначен ряд технических экспертиз. Администрация ВДНХ сразу использовала этот случай как способ оказать давление на проверяющих, хотя это была штатная ситуация — чрезвычайного происшествия не было.
После инцидента директор выставки Владимир Погребенко явился на аттракционы и заметил, что карусели требуют замены или ремонта. У Владимира Игоревича, к слову, два высших образования — юридическое и экономическое. Человек, не являющийся специалистом и, тем более, экспертом смог визуально определить наличие поломок или устаревших деталей в сложных инженерных конструкциях. Однако руководство ВДНХ не раз публично подчеркивало, что не несет ответственности за безопасность людей на аттракционах.
— Мы ведем с владельцем аттракционов ЗАО «Российская выставка аттракционов сразу шесть судебных разбирательств, — прокомментировала телеканалу «Москва 24» заместитель генерального директора ОАО «ВДНХ» Ирина Гордина-Невмержицкая, — часть наших претензий связана с комфортом и безопасностью людей на этих аттракционах.
Таким образом, руководство компании фактически предостерегает людей от того, чтобы они посещали аттракционы на ВДНХ, делая антирекламу компании «Российская выставка аттракционов».
Несмотря на то, что РВА имеет все документы, подтверждающие исправность аттракционной техники, ОАТИ не выдает РВА допуск на ее ежегодную или сезонную эксплуатацию, тем самым ограничивая предпринимателей в правах.
Позиция Межрайонной Останкинской прокуратуры г. Москвы почему-то на стороне ОАО ВДНХ. Представители ЗАО «РВА» убеждены, что их права нарушены: им было отказано в ознакомлении с материалами проверки, кроме того, нарушения, зафиксированные в актах прокурорского реагирования, не были обоснованными.
Защита ЗАО «РВА» сейчас обжалует действия ОАТИ по городу Москве и Межрайонной Останкинской прокуратуры в вышестоящих инстанциях.
Заслуженный конструктор России Владимир Гнездилов хотел получить поддержку в реализации беспрецедентного проекта для России. В результате он вынужден обратиться за защитой к первым лицам страны. Он подал обращения на имя президента Владимира Путина, генерального прокурора Юрия Чайки и мэра столицы Сергея Собянина.
Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале