Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Депутат Ян Зелинский: «Я мзду не беру, мне за державу обидно»

Первое Антикоррупционное СМИ обратило внимание на деятельность депутата Государственной Думы Яна Зелинского, для которого важнейшими направлениями депутатской работы стали защита прав человека и борьба с коррупцией. Ян Зелинский рассказал ПАСМИ, сколько может заработать министр на посредничестве в продаже стратегически важного предприятия, почему борьба с коррумпированными чиновниками напоминает ему борьбу с паразитами и как воспитать ребенка в антикоррупционном духе.

Ян Зелинский Фото: superomsk.ru
Ян Зелинский
Фото: superomsk.ru

ПАСМИ: В последнее время в СМИ нередко появляется информация о задержании высокопоставленных чиновников Омской области. Как Вы думаете, с чем может быть связано увеличение числа таких новостей?

Ян Зелинский: Действительно, за последние годы в Омске произошло несколько громких случаев по возбуждению уголовных дел в отношении высокопоставленных лиц. Это арест первого заместителя губернатора Омской области Юрия Гамбурга, экс-министра образования Омской области Сергея Алексеева, экс-замминистра строительства и ЖКХ Михаила Тюфягина, подавшегося в бега министра имущественных отношений Омской области Вадима Меренкова, экс-министра имущественных отношений Омской области (работавшего еще при губернаторе Леониде Полежаеве) Александра Стерлягова, нескольких глав муниципальных районов. Также в отношении действующих министров и руководителей департаментов идут доследственные проверки и не исключено, что и эти люди в ближайшее время престанут перед судом. Вышеуказанные чиновники работали не один год на различных уровнях власти и, чувствуя свою безнаказанность, совершали преступления против государства.

ПАСМИ: Какие сферы деятельности в Омской области самые коррумпированные?

Ян Зелинский: В Омской области нет сферы деятельности, которую можно было бы назвать некорумпированной: куда ни ступи, везде есть почва для работы правоохранительных органов. Чиновники региона успешно зарабатывают в сфере государственных закупок, выделения земельных участков для ИЖС, продаж муниципальной собственности по заниженной стоимости, получения мзды за якобы совершенные работы по муниципальным и государственным заказам, в том числе и в муниципальных районах Омской области. Как пример можно привести аферу с реконструкцией детского сада в Любинском районе Омской области.

В 2011 году на ремонт детского сада №5 из областного бюджета было выделено 9 200 000 рублей, из муниципального – 16 008 673, всего получается 25 208 673 рублей. Получается, что стоимость ремонта обошлась бюджету в 47 500 рублей за 1 кв.м, что и вызвало негативную реакцию жителей Любинского района. В очередной раз напомню, что нормативы для строительства с «нуля» жилья по «Программе ветхого и аварийного жилья» в Любинском районе были установлены в 2011 году 25 000 рублей за один кв. м, для строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 22 400 рублей, строительство нового дома №1 по улице Космодемьянской – 25 500 рублей. В Российской Федерации норматив для строительства новых детских садов был установлен 19-25 тыс рублей за один кв. метр.
ПАСМИ: В Вашей депутатской деятельности борьба с коррупцией занимает особое место. Почему вы выбрали это направление своей работы в качестве основополагающего?

Ян Зелинский: Не согласен с Вашей формулировкой: основополагающее направление в моей работе — это деятельность, связанная с восстановлением нарушенных прав граждан. И все мои действия как депутата направлены именно на это, ведь сегодня повсеместно нарушаются права человека. Даже мелкий чиновник может испортить жизнь человеку. Как пример приведу случай необоснованного отказа в выдаче жизненно важных лекарств, таких как инсулин и др. И подобных обращений граждан сегодня очень много. Что касается коррупции, то с моей стороны также проводится большая работа, например, помощь правоохранительному блоку и государству в целом. Не зря я выше упомянул случай с Любинским районом — это одна из тем моей работы в сфере противодействия коррупции в регионе.

ПАСМИ: Что для Вас значит борьба с коррупцией?

Ян Зелинский: Это скорее можно сравнить с уборкой своей квартиры от мусора, чем чище квартира, тем комфортнее себя чувствуешь в ней. Каждый человек убирает у себя дома, для чего? Для уюта и чистоты. Когда заводятся тараканы и прочие паразиты, вы что делаете? Начинаете бороться с ними. А теперь все это перенесите на более глобальный уровень. Наша страна, область, город – это место, где мы живем и хотим комфортно существовать. Получается то же самое: с паразитами общества — коррумпированными чиновниками — нужно бороться путем возбуждения уголовных дел, конфискации имущества, лишения свободы.

Я, конечно, не поддерживаю смертную казнь, но, на мой взгляд, есть преступления, в отношении которых она будет более чем эффективна: это и убийства с особой жестокостью, и преступления против детей, и торговля наркотиками, отмечу, что не будут являться исключениями и вопиющие случаи коррупционных преступлений. Опыт борьбы с коррупцией таким образом существует в соседствующем с Россией Китае.

ПАСМИ: В Вашем блоге Вы постоянно размещаете материалы о коррупции среди должностных лиц Омской области. Откуда Вы получаете информацию о таких фактах?

Ян Зелинский: Когда вплотную работаешь с избирателями, передвигаешься по одним дорогам, не надо никуда ходить и ничего искать. Все это лежит на поверхности! Каждый второй избиратель, пришедший ко мне на встречу, рассказывает те или иные случаи коррупционных преступлений и, в лучшем случае, это недобросовестный подход чиновников к выполнению своих должностных обязанностей. Не редки случаи, когда факты коррупции в тех или иных органах появляются у меня даже в документальном виде. Все эти факты я предаю огласке и в дальнейшем вплотную занимаюсь решением данных проблем, но, к сожалению, только в рамках депутатских полномочий.

ПАСМИ: Скажите, какова судьба велосипеда стоимостью почти 70 тыс рублей, купленного якобы для спортсменов омского велоцентра, а на самом деле подаренного на день рождения высокопоставленному чиновнику регионального правительства? Катается ли чиновник на нем?

Ян Зелинский: После публичного освещения данного события, чиновникам пришлось официально поставить велосипед на учет, не исключено, что его они впоследствии приобрели уже за свой счет, чтобы не забирать подарок у именинника. Ответы из прокуратуры, которые пришли мне на днях, меня не устраивают, поскольку нашли лишь несущественные нарушения, хотя я указал на явные факты коррупции по государственным закупкам, когда существуют аффелированные фирмы.

К примеру, недавно в интернете мелькала новость о том, что бюджетное учреждение «Омский областной центр по велосипедному спорту» решило закупить велосипед почти за 500 тыс рублей для члена сборной страны Валентина Савицкого. Незнакомые с расценками на топовые спортивные велосипеды обыватели развели по этому поводу много шуток. Как тогда прокомментировал директор Областного центра по велосипедному спорту Иван Костюков, «велосипед мы купим на средства федеральной субсидии по базовым видам спорта. Мы указали параметры велосипеда, который хотели бы получить, а от какой фирмы он будет – не принципиально». То есть велосипед покупался на средства государственной субсидии бюджетным учреждением. Конкурс провели согласно закону. Покупался велосипед, максимальная цена 494 300 рублей, требования к велосипеду предъявлялись вполне ординарные. Ведь когда хотят провести конкурс под конкретного победителя, то просят что-то невыполнимое – сиденье из кожи крокодила или алмазные рукоятки. А под указанные требования подобрать велосипед под эти требования за 200-250 тыс было можно без проблем, но заявилось всего две желающих компании. Это ЗАО «РЫНОК-ПРОФИ» с предложением за 488 тыс рублей и ООО «СИБ И К» с предложением за 491,5 тыс рублей. Выиграл «РЫНОК-ПРОФИ» — организация, отраслевая принадлежность которой разного рода торговля – от оптовой торговли шкурами и кожей до розничной торговли овощам и картофелем. К велосипедам их сфера деятельности имеет мало отношения.

Кстати, акционеры этого предприятия — Ю.А.Агарков с долей 50%, ЗАО «Автопрофи» с долей 24% и Павел Костюков с долей 26%. Костюков, как нетрудно догадаться, отец того самого Ивана Костюкова, директора Омского центра велоспорта. Но даже не это самое интересное: второй участник конкурса ООО «СИБ И К» на 100% принадлежит ООО «Консультационно-управленческая компания», которое, в свою очередь, принадлежит на 100% Вдовиной Елене Юрьевне. Она директор в выигравшем конкурс ЗАО «РЫНОК ПРОФИ» и соучредителель той же Омской федерации велоспорта. Вот круг и замкнулся. Следующий мой шаг — донести до Генеральной прокуратуры и Следственного комитета вышеприведенную схему, которую использовало руководство велоцентра в Омске.

ПАСМИ: Как сегодня складывается ситуация вокруг Омскэлектро? В своем блоге Вы написали, что один из министров правительства Омской области крайне заинтересован в скорейшем «сливе» Омскэлектро. Вы можете как-то воспрепятствовать этому? Есть ли смысл взять эту ситуацию под личный контроль?

Ян Зелинский: Коммерческие структуры пытаются якобы законным способом совершить рейдерский захват муниципального предприятия. Только после того, как я направил письмо в администрацию президента Владимира Путина и в Генеральную прокуратуру РФ, губернатору Омской области пришлось публично выступить с предложением сохранить Омскэлектро в собственности города. Но, к сожалению, в составе так называемой команды губернатора есть люди, напрямую лоббирующие интересы коммерческих структур по переходу Омскэлектро из муниципальной собственности в частную (об этом я также сообщил генеральному прокурору).

Дело в том, что в 26 декабря 2014 года состоялось заседание Правления Региональной энергетической комиссии Омской области №79, на котором обсуждали тарифы. Согласно поступившей информации, компания «МРСК Сибири» выплатила 10 млн рублей одному из высокопоставленных чиновников регионального уровня для того, чтобы он оказал давление на РЭК в плане принятия тарифов в ущерб ОАО «Омскэлектро». Цель: финансовый крах этой организации, чтобы реализовать план поглощения ОАО «Омскэлектро» компанией «МРСК Сибири».

Ситуация вокруг «Омскэлектро» нелепа также и тем, что в одном из своих последних интервью губернатор обозначил твердую позицию относительно того, что предприятие необходимо сохранить для города во что бы то ни стало. Однако Станислав Гребенщиков, заместитель председателя Правительства Омской области, Министр строительства ЖКХ региона, отвечая на вопросы журналистов, указывал на тот факт, что предприятие обречено. На каком основании заместитель позволяет себе высказываться в подобном ключе против слов губернатора, против всех омичей?

По этому вопросу правоохранительные органы проводят работу, и ничего более я сказать не могу, чтобы не дать возможность «хитрому лису» ускользнуть из рук правосудия. А по поводу личного контроля скажу, безусловно, как только мне сообщили всю схему планируемого увода Омскэлектро из города, я незамедлительно направил ряд запросов, в том числе и в федеральные органы, что привело к положительному эффекту – и последние действия Губернатора тому доказательство.

ПАСМИ: Борьба с коррупцией — опасная работа. Не было ли в отношении Вас как активного борца с коррупцией совершено попыток психологического давления или физической расправы? Пытались ли Вас подкупить, чтобы закрыть Вам рот?

Ян Зелинский: К сожалению, есть такие должностные лица, которые надеются, что ЛДПР и мне можно закрыть рот. Как пример, не так давно произошел случай, когда мне было предложено за материальное вознаграждение не раскрывать ставшие мне известными факты должностного преступления и не проводить действий для дальнейшего привлечения неких лиц к ответственности. Я пока не буду называть ни фамилии, ни должностных положений этих лиц, но данное омерзительное предложение только подстегнуло меня к еще более активной работе в отношении выведения их на чистую воду. Как Вы понимаете, безусловно, от их предложения я отказался. И еще раз публично скажу: «Всем, у кого имеется желание обратиться ко мне с подобными предложениями, я отвечу словами из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».

ПАСМИ: С какого возраста нужно воспитывать неприятие коррупции? Как воспитать гражданина, для которого взятка (подношение, откат и т.д.) будут совершенно неприемлемыми?

Ян Зелинский: Безусловно, ребенку нужно объяснять разницу подарка от подношения, взятки и т.д. Ведь даже в детском саду более смышленые дети «подкупают» других детей конфетами или игрушками, чтобы последние совершили выгодные для первых действия. Это, конечно, все безобидные и невинные шалости, но уже тогда ребенку нужно мягко объяснить, что так делать не нужно, что это может обидеть других детей. Ребенок как губка впитывает в себя все, что происходит в обществе и что его окружает. Если его окружение будет отличаться аморальным поведением, какой вырастет человек в этой среде? Безусловно, мы много упустили, начиная с 90-х годов, но не надо складывать руки, необходимо менять информационную политику в СМИ и в обществе. В том числе мы должны быть положительными примерами для наших детей!

Беседовала Алена Подлесных

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале