Александр Брод: «При рассмотрении дел против бизнесменов нужно внимание общественности»
Бизнесменам и предпринимателям не просто жилось во все времена. В царской России купцов и мануфактурщиков обкладывали непомерными налогами. В конце 20 века не давал спокойно жить рэкет. Да и сегодня нередко приходится слышать, что бизнес «кошмарят» или ему выкручивают руки. Так ли это, и что нужно делать, чтобы помочь бизнесу развиваться, в интервью ПАСМИ рассказал член Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Александр Брод.
ПАСМИ: Александр Семенович, лихие 90-е, когда каждый предприниматель вынужден был платить за «крышу», вроде бы остались позади, но бизнесу от этого легче не стало….Что сегодня ему мешает развиваться?
Александр Брод: Основной проблемой нашего времени я бы назвал перевод гражданско-правовых отношений в уголовную плоскость. Это делается целенаправленно, и следствие в этом случае носит исключительно обвинительный характер. Предприниматель априори виноват в том, что работает и зарабатывает. Получается, что бы он ни сделал, вроде бы как он незаконно обогатился. Но стоит учесть, что бизнесмены всего лишь играют по тем правилам, которые им предложены. Если бы не было грабительской приватизации, такого тотального давления со стороны контрольных органов, со стороны власти, если бы бизнес не рассматривали как дойную корову, то и он и работал бы иначе.
Но на данный момент, согласно данным, которые приводят эксперты, в том числе и уполномоченный по защите прав предпринимателей, из 150 тыс уголовных дел, возбуждаемых по экономическим статьям, лишь 40 тыс передаются в суд, 5-6 тыс прекращаются, а остальные находятся в приостановленном статусе, годами держа бизнесмена на «крючке». Последствия этого крайне негативные: бизнес разрушается, нанося удар по экономике страны в целом, теряются рабочие места, снижается качество производимой продукции и т. д. Словом, это влечет за собой гремучую смесь различных проблем. На недавнем съезде РСПП были озвучены следующие данные: доля малого и среднего бизнеса в ВВП США – 50%, в Италии – 60%, во Франции — 62%, в России – лишь 20%. Вопрос – почему? Ответы всем понятны: долгие годы страна не слезала с нефтяной иглы, купалась в сверхприбыли, не думала о комплексном развитии малого и среднего бизнеса. А тем временем бизнес душили все, кому не лень. Вот и пожинаем горькие плоды.
ПАСМИ: Что в этом случае предлагает экспертное сообщество, какие меры необходимо принять, что бы как-то переломить ситуацию?
Александр Брод: Нарушения прав предпринимателей начинаются уже на этапе оперативно-розыскных действий, потом следствие, суд… Это круговая порука, причем действия представителей силовых структур очень сложно обжаловать. Суды, как правило, идут на то, чтобы применить такую меру, как заключение под стражу. Это делается, чтобы на бизнесмена надавить, сломать его морально и физически, отнять бизнес или оторвать кусок пожирнее, лишить возможности защитить свой бизнес. Чтобы исправить ситуацию на этапе следствия, вернуть ее в строго правовые рамки, предлагается ввести институт следственных судей, функцией которых будет контроль за всеми участниками процесса, проверка их жалоб и т. д. Кроме того, предлагается расширить полномочия суда присяжных, ввести в их компетенцию рассмотрение экономических преступлений по ряду статей, тем самым реально вернуть в судопроизводство принцип состязательности и необходимость доказательной аргументации.
ПАСМИ: Что касается суда присяжных… Этот законопроект давно обсуждается, и у него есть как сторонники, так и противники, которые считают, что присяжным будет непросто разобраться в сложных экономических делах, а как по-вашему?
Александр Брод: Суд присяжных составит некий противовес заказной судебной системе, хотя последнее слово все равно останется за судом. Но противовес однозначно будет, ведь всех невозможно будет запугать или купить.
Кроме того, есть и другие меры. Я, например, сторонник того, чтобы вернуться к выборности судей. Сейчас их назначают. Также, по моему мнению, необходимо вернуть институт общественного защитника. Что бы в суде свое слово, помимо адвоката, мог сказать и правозащитник. Стоит вести аудио и видеозапись судебных заседаний, то есть сделать нашу судебную власть более прозрачной.
ПАСМИ: Общественный контроль, по-вашему, способен если не заменить в целом, то хотя бы повлиять на бюрократического монстра?
Александр Брод: Функцию общественного контроля нужно развивать. Закон об общественном контроле вступил в силу в августе прошлого года, но, на мой взгляд, общественники не в полной мере пользуются своими правами.
Общественные организации должны быть более активными. Я не сторонник насильственных методов решения проблем, революций, болотных площадей, но активность ведь можно направлять и в мирное русло. Что говорить, если даже в Москве, в этом огромном городе, можно по пальцам пересчитать организации, которые занимаются проблемами бизнеса. А из тех, которые реально что-то делают, можно назвать вообще две-три.
ПАСМИ: Общероссийская общественная организация «Юристы за права и достойную жизнь человека», которую вы возглавляете, уже имеет положительный опыт в решении проблем предпринимателей?
Александр Брод: Практика показывает, что только благодаря пристальному вниманию общественности можно добиться объективного рассмотрения дел, возбужденных под надуманным предлогом в отношении предпринимателей. Тому пример дело Руслана Телкова. Его обвиняли в нарушении авторского права и заключили в СИЗО. Это дело, кроме нас, взяли под контроль Борис Титов, Анатолий Кучерена. Для предпринимателя сначала изменили меру пресечения, затем дело было закрыто.
ПАСМИ: В данный момент вы взяли под контроль дело предпринимателя Николая Землянухина, которого обвиняют в мошенничестве с кредитом?
Александр Брод: Детально изучив материалы дела, я заметил, что долг перед банком предприниматель полностью погасил. Где же тогда состав преступления?
Его бизнес был захвачен. Это был крупный мясокомбинат в Рязанской области, выпускал качественную продукцию. Им сейчас владеют другие люди. Сокращен штат, по отзывам, ухудшилось качество продукции. А бывший владелец предприятия ждет суда в СИЗО.
В связи с этим я уже написал запросы в МВД, в Генеральную прокуратуру. Адвокаты сейчас готовят материалы для рассмотрения этого дела на заседании ЦОП «Бизнес против коррупции».
ПАСМИ: На днях вы посещали СИЗО-2, где содержится Землянухин…
Александр Брод: Да, была жалоба от его отца на условия содержания. Я впервые увидел Николая. Мыслящий человек, живо общается, не падает духом и надеется на торжество закона. Жаловался лишь на то, что из камеры унесли телевизор — сложно жить без новостей, из-за проблемного соседа нет регулярных прогулок, в душе нет горячей воды из-за ремонта труб. Но даже это не так угнетает, как осознание нежелания следствия вникать в детали дела, разобраться в ситуации.
Претензии к содержанию в изоляторе я озвучил Сергею Телятникову, начальнику СИЗО-2. Однако сейчас Мещанский суд начинает рассмотрение дела Землянухина, и Николай переведен в СИЗО-4.
Мы не собираемся оказывать никакого давления на суд, на следственные органы. Единственное, чего мы хотим, чтобы все действия относительно Н. Землянухина совершались строго по закону. Ну и, конечно, чтобы власть повернулась лицом к предпринимателям, поддерживала их, в том числе и на законодательном уровне.
Беседовала Марина Ильина
Читайте также:
Экономические преступления должны рассматривать суды присяжных заседателей
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале