Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Куда уходят русские генералы

06.03.2015 / 11:01 Подробности

Настоящие русские генералы, принципиальные и отважные, не редкость и в наше время. Отличившийся во время боевых событий 2008 года экс-заместитель командующего военно-транспортной авиации ВС России генерал Валерий Шемякин был осужден за то, что якобы присвоил себе двухкомнатную квартиру. Генерал отсидел четыре года, пока Верховный суд не реабилитировал именитого военного. Сегодня тот же 235-й гарнизонный суд Москвы, осудивший Шемякина, рассматривает дело другого генерала — Владимира Сазонова. Высокопоставленному военному грозит 15 лет лишения свободы за взятку, которую генерал, по его словам, никогда не брал.

сазонов
Генерал Владимир Сазонов

Генерал Владимир Сазонов 29 лет прослужил в вооруженных силах СССР и органах безопасности России. С 2007 года генерал работал в должности заместителя начальника Службы специальных объектов при Президенте РФ. Уже четвертый год генерал является обвиняемым по делу о получении взятки в особо крупном размере.

Согласно материалам дела, Сазонов обвиняется в том, что за определенную сумму закрывал глаза на недоработки компании-подрядчика, которая осуществляла строительство жилых домов и других объектов по Гособоронзаказу. Одним из направлений деятельности Службы как раз является строительство: школы, дома, другие социальные объекты в Чеховском районе. Подрядчиком в подмосковном Чехове является компания «Стройуниверсал», собственник которой как раз и заявил о причастности генерала к коррупционному преступлению. Дело в том, что в процессе строительства исполнитель не выполнил часть обязательных работ, и замначальника Службы уверенно стоял на своем: либо устраняются недоработки, либо снижается цена контракта. А цифры на кону стояли немаленькие. Общая стоимость контрактов по трем объектам, порученным «Стройуниверсалу», составила1,86 млрд рублей, за время пребывания в должности генералу Сазонову удалось снизить стоимость контрактов на 200 млн рблей.

Разумеется, владельцу и директору «Стройуниверсала» Куриловичу не хотелось расставаться с ощутимой прибылью, ведь генерал уже в декабре 2011 года «отнял» у бизнесмена 32 млн рублей по первому контракту, а в феврале 2012 года планировалось снижение второго контракта на 40 млн рублей. Из-за очередных недоработок цена была снижена, и часть денег осталась в бюджете. Тогда недовольный предприниматель осуществил следующую схему. Бизнесмен решил дать взятку непосредственному куратору строительства подполковнику Владимиру Агееву, который находился в подчинении у Сазонова. Позже на допросах Агеев скажет, что взятка (общая сумма порядка 5 млн рублей) была получена несколькими траншами, и что большую часть он планировал передать Сазонову. Благодаря такому «чистосердечному» признанию и сотрудничеству со следствием дело Агеева было выделено в отдельное производство и рассмотрено в особом порядке, и из максимально возможных 15 лет реального лишения свободы Агеев получил 5 лет условно по ч. 6 ст. 290 («получение взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору»). Подполковник Агеев был задержан сразу после получения денег от Куриловича, с пакетом, полным купюр, в руках. Примечательно, что изначально Агеев давал показания, из которых следует, что Сазонов его ни о чем не просил и никакого преступного сговора между коллегами не было. Однако новые показания Агеева уже свидетельствовали против Сазонова, после чего было принято решение рассмотреть дело Агеева в особом порядке без подробного изучения доказательств.

Генерала Сазонова задержали оперативники пятого департамента военной контрразведки ФСБ России в тот же день в офисе Куриловича. Владимир Сазонов вручил бизнесмену дополнительное соглашение к госконтракту, регламентирующее снижение стоимости. Сазонов намеревался снизить стоимость контракта на 40 млн рублей, тем самым сэкономив бюджетные средства. Генерал был уверен: невыполненная работа не должна оплачиваться. Анатолий Курилович допсоглашение принял, о чем о написал в расписке о получении документа.

расписка Куриловича о получении дополнительного соглашенияКстати, после задержания Сазонова допсоглашение исчезло из офиса Куриловича, но на руках у генерала осталась расписка бизнесмена. В рапорте одного из оперативников, майора Андрея Николаева, указано, что Сазонов был задержан при получении средств от Куриловича, однако все остальные оперативные данные опровергают этот факт. Интересно, что это? Обычная ошибка, которая возможна в многотомных уголовных делах? Или ошибка намеренная? Сазонов целенаправленно ехал вручить коммерсанту допсоглашение о снижении стоимости контракта. Предприниматель это соглашение принял. Как известно из материалов дела, Курилович участвовал в оперативных мероприятиях уже с 23 января, а заявление написал только 7 февраля. В течение это срока генерал находился в разработке оперативников: проводилось наружное наблюдение, шло прослушивание разговоров. Однако за две недели правоохранителям не удалось найти подтверждения причастности Сазонова к преступлению. С деньгами на руках генерал задержан не был, в его телефонных разговорах взятка или вымогательство взятки не фигурировали, дома у генерала не было обнаружено крупных сумм. Во взяточничестве Сазонова обвинил Курилович, в своем заявлении он утверждал, что генерал вымогал у него деньги за общее покровительство. Эта формулировка почему-то не вызвала сомнения у следствия. О каком общем покровительстве может просить бизнесмен, итак выигравший многомиллионные контракты? А подполковник Агеев оказывал Куриловичу конкретные услуги: он обсчитывал те работы, которые не были выполнены, и выставлял счет – взятка за то, чтобы на бумаге эти работы были перенесены в графу «выполнено». При этом Сазонов не мог влиять на составление актов приемки работ, так как это не входит в зону его ответственности. Все работы принимал непосредственно подполковник Агеев.

Одним из доказательств причастности Сазонова к получению взятки, по версии следователя Главного военного следственного управления Рамиля Иманеева (кстати, этот же следователь вел дело генерала Шемякина), явился следующий разговор:

Курилович: Володь, сегодня там будет у тебя помощник твой. Мы по итогам года. Ты не будешь? С ним всё разобраться?

Сазонов: Да, ну, я сегодня нет.

Курилович: Я понял, хорошо.

Сазонов: Да, пусть работает.

Курилович: Ну, давай до завтра. Хорошо. Всего доброго.

Казалось бы, как подобный разговор может хотя бы косвенно доказывать вину человека? В ходе следствия было установлено, что словосочетание «итоги года» являлось шифром, по которым понимались расчеты размера взятки. Подполковник Агеев готовил для строительной компании определенный прайс: каждая недоработка строителей выливалась в определенную сумму. Генерал Сазонов, в свою очередь, под «итогами года» понимал именно итоги работы за год. Как раз накануне на оперативке военные обсуждали состояние стройки на конец года. Когда оказалось, что есть существенные недочеты, было предложены обсудить возможности решения проблемы, после чего генерал Сазонов и принял решение снижать сумму контракта.

Только на основании свидетельских показаний Куриловича Сазонов был задержан. При этом следователи не учли, что Курилович являлся лицом заинтересованным: ему был не выгоден представитель заказчика, постоянно экономивший бюджетные деньги. Так же против Сазонова свидетельствовал Владимир Агеев, несколько раз поменявший свои показания.

— Уверен, что на Агеева оказывалось давление, поэтому он согласился оклеветать меня и в итоге получил условный срок, — говорит обвиняемый Сазонов. – В СИЗО на меня тоже пытались надавить. Говорили, что если признаю свою вину и подтвержу, что действовал вместе со своим руководителем, то я получу минимальное наказание. Обещали условный срок. Но неожиданно для них я отказался.

Генерал Сазонов с семьей
Генерал Сазонов с семьей

Генерал Сазонов был помещен в СИЗО в общей сложности на четыре месяца, во время ареста состояние абсолютно здорового человека резко ухудшилось. С одного из заседаний суда Сазонова увезли на скорой. Генералу диагностировали перфорацию сигмовидной кишки с выбросом инфильтрата в брюшную полость: кишечник попросту разорвался от острого воспаления. Но несмотря на медицинские показания, операцию Владимиру Сазонову провели не сразу. После операции Сазонов еще два месяца провел в СИЗО, при этом состояние здоровья военного было тяжелым: часть кишки после операции была выведена на поверхность брюшной полости.

Через четыре месяца Сазонов был отпущен из СИЗО по состоянию здоровья, но уголовное преследование генерала продолжилось. Однако в процессе следствия все больше вскрывались доказательства непричастности обвиняемого, а теперь уже подсудимого Сазонова.

Моя позиция однозначна: уголовное дело надо прекращать за отсутствием состава преступления, а Сазонова – оправдать, — прокомментировал адвокат Сазонова Юрий Талалуев, председатель Коллегии адвокатов №19 города Москвы. – Это беспрецедентный случай, в деле нет никаких доказательств вины моего подзащитного. Его просто решили устранить как должностное лицо, защищающее, прежде всего, интересы государства.

Генерала Владимира Сазонова поддержала и Межрегиональная общественная организация «Правовой Центр содействия противодействию коррупции в органах государственной власти». Антикоррупционеры заинтересовались делом Сазонова, и, изучив все материалы, приняли решение предоставить ему общественного защитника.

Существует видеозапись, которая доказывает, что деньги взял Агеев, а Сазонов прибыл в офис Куриловича отдать допсоглашение, — говорит зампредседателя Центра Александр Натуральнов. — При этом следователь утверждает, что Сазонов задержан с поличным, а Сазонов никакого отношения к этой взятке не имеет. Я уверен, что мы должны включиться в дело и обязательно отстоять настоящего русского генерала.

Уже скоро судья 235 гарнизонного военного суда Андрей Толкаченко решит судьбу генерала Сазонова, на 11 марта назначены прения сторон.

Ольга Дружинина

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале