Александр Евлахов: «Специфическая русская коррупция не существует»
Общероссийская общественная организация «Знание» России является одним из организаторов Всероссийского научно-практического семинара по антикоррупционной тематике «Антикоррупционный стандарт поведения», который состоится 24 февраля в Адлере. Накануне столь важного мероприятия Первое Антикоррупционное СМИ пообщалось с заместителем председателя Правления Общества «Знание», главным редактором журнала «Новые Знания» Александром Евлаховым. Он рассказал ПАСМИ об уникальном семинаре для антикоррупционеров, который впервые проводится в России в таком формате, а также об особенностях российской коррупции, современной журналистике и многом другом.
ПАСМИ: Александр Александрович, в одной из своих лекций вы говорите о российской специфике коррупции, в чем именно она выражается? Чем коррупция в России отличается от коррупции во всем остальном мире?
Александр Евлахов: Возможно, о каких-то особенностях коррупции в России я и говорил. Например, о советском периоде, где эта специфика есть. Это ее немонетизированный характер, порожденный всеобщим дефицитом. Взятка, в массе своей, тогда носила, я бы сказал, вещно-продовольственный характер. Однако в целом никакой специфической русской, китайской, французской или американской коррупции не существует. Природа этого явления одна – отношения принципала в лице государства и агента в лице государственных или коммерческих структур, отдельных чиновников; конфликт интересов лица, которое должно представлять интересы других лиц.
Когда же мы начинаем рассуждать о специфике исторических корней коррупции – то здесь сплошная мифология. Скажем, в институте «кормления», существовавшем у нас еще в 9-10 веках нет ничего собственно русского – эта практика полностью позаимствована в Византии. А отличавшийся мздоимством «светлейший» Александр Меньшиков ничем не отличается от «вечного министра» революционной и наполеоновской Франции Шарля Мориса Талейрана. Уверен, что если бы была издана книга «Сто выдающихся коррупционеров», то ее персонажами оказались бы и тот и другой.
Точно также нет ничего специфического в проявлениях коррупции в различных странах. Перечитайте известный цикл «Лос-Анджелесский квартет» — анфан-террибль современной американской литературы Джеймса Эллроя. Там на основе реальных событий показана роль коррупции во всех сферах американской жизни 50-60-тых годов: от правоохранительной системы и киноиндустрии до устранения Кеннеди и кубинского кризиса.
ПАСМИ: И что здесь, интересно, национального?
Александр Евлахов: Конечно, коррупция – системная проблема для любого отдельно взятого государства. Однако базовые методы противодействия ей схожи и проистекают из основополагающих международных документов – прежде всего Конвенции ООН против коррупции. Наша страна, как отметил в недавнем интервью Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов, рассматривает коррупцию, как стратегическую угрозу. И в то же время эта угроза касается каждого из нас. Поборы в образовании и медицине – это часть нашего семейного бюджета. Конечно, каждое государство самостоятельно определяет оптимальный набор инструментов в борьбе с коррупцией. Однако фундамент национального антикоррупционного законодательства – международно-правовые нормы.
ПАСМИ: Следующий вопрос вы сформулировали сами, а мы попросим вас дать на него ответ. Есть ли прямая зависимость распространения коррупции от уровня зарплаты чиновника?
Александр Евлахов: Эта проблема постоянно обсуждается в любых аудиториях, где мне и моим коллегам из Общества «Знание» России приходится выступать. Низкий уровень денежного содержания, безусловно, повышает риски коррумпированности тех или иных должностных лиц. Это подтверждается и исследованиями Общественной приемной «Чистые руки» на примере повышения заработной платы сотрудников органов внутренних дел. Однако, не будем забывать, что одновременно с ростом зарплаты сотрудников ГАИ происходила массовая установка видеокамер, радикально перенаправивших деньги водителей-нарушителей непосредственно в бюджет.
Есть и другая составляющая – уровень заработной платы становится профилактическим средством борьбы с коррупцией, когда он подкреплен другими мерами. Например, социальными благами, которые уличенный в коррупции автоматически теряет за весь проработанный период и если он проработал с десяток лет – то эта утрата полнейший крах для него и его близких.
ПАСМИ: На ваш взгляд, какие успешные меры предприняты руководством страны в реализуемой антикоррупционной политике и какие и проблемы остаются нерешенными?
Александр Евлахов: Вы знаете, я никогда не был сторонником создания специальных структур, направленных на решение той или иной проблемы. Однако то, что было сделано в плане именно институциональных основ для борьбы с коррупцией, оказалось, на мой взгляд, исключительно удачным и продуктивным. Безусловно, свою определяющую роль играет сформированный при Президенте РФ Совет по противодействию коррупции.
Однако очень хорошим генератором идей, практик, новаций стало и созданное в Администрации Президента РФ Управление по вопросам противодействия коррупции. С моей точки зрения, это определенный эталон того, как структуре власти динамично работать самой и вовлекать в свою орбиту общественность.
Что есть в «сухом остатке»? За короткий промежуток времени сформировано антикоррупционное законодательство, институционализирована деятельность государственных и муниципальных органов, в министерствах и ведомствах созданы структуры собственной безопасности. Почти 37 тысяч человек сегодня работают в подразделениях по профилактике коррупции. Есть явления очень заметные – внедрение регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, новый порядок государственных закупок, установленный в соответствии с недавно принятым Законом, реально существующая система антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений.
Совершенно по-другому стало вестись объяснение предпринимаемых властью шагов, во главу угла поставлено антикоррупционное просвещение граждан. И это, конечно, дает свои результаты. Прежде всего, пусть медленно, но стало меняться само восприятие гражданами проблемы коррупции – оно стало значительно ближе к реальности и, что очень важно, в восприятии предпринимаемых мер. К примеру, согласно данным социологических опросов, число россиян, считающих уровень коррупции высоким сократилось на 20% (с 86% до 66%).
Однако, все сделанное – всего лишь успешный старт. Кстати, идея семинара по подготовке лекторов возникла по итогам обсуждения на заседании Экспертного совета при Управлении Президента РФ по вопросам противодействия коррупции проблемы антикоррупционного просвещения граждан. И, как это часто бывает, сказался личный опыт. Случилось так, что я по антикоррупционной теме не выступал порядка 2-х лет. И когда я стал постоянно общаться с коллегами из Управления, то понял, что за это время очень сильно отстал, что с прежним запасом знаний выходить к аудитории нельзя.
ПАСМИ: Кому адресован грядущий семинар? Кто сегодня больше всего занимается проблемами противодействия коррупции?
Александр Евлахов: Семинар адресован прежде всего лекторам – специалистам по вопросам противодействия коррупции, нуждающимся в переподготовке с учетом реалий сегодняшнего дня. Это и лекторы Общества «Знание», и специалисты, входящие в Ассоциацию юристов России. Кстати, обе эти общественные организации напрямую упомянуты в Указе Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.».
Лекторская база обеих общественных организаций во многом совпадает. В основном она состоит их двух категорий. Это преподаватели-юристы и социологи из филиалов Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и других уважаемых учебных заведений, а также практики из правоохранительных органов, сочетающие служебную деятельность с публичными выступлениями. Есть среди них авторы монографий антикоррупционной тематики, книг и статей. Структура семинара построена таким образом, чтобы максимально обогатить его участников новой информацией, новыми подходами, в том числе в такой, пока еще мало разработанной теме, как коррупция в бизнесе, показать как, в формировании антикоррупционного стандарта поведения использовать современные информационные технологии и, конечно, социальные сети, в которых сегодня создается почти четверть контента.
Из этого мы исходили при подборе выступающих. Это ученые, практические работники, эксперты. Среди них члены Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по противодействию коррупции, которые пошли нам навстречу и поддержали начинание.
ПАСМИ: В чем заключается роль Общества «Знание» в организации семинара? Какие темы будут читать лекторы «Знания»?
Александр Евлахов: Прежде всего, сам семинар проходит в санаторно-курортном комплексе «Знание», являющимся собственностью нашей общественной организации. В последние годы он динамично развивается, на деле оправдывая статус «лучшая цена в России» и имеет все условия для проведения любых семинаров и конференций. В этом семинаре участвуют руководители наших региональных организаций, многие из которых уже не первый год успешно занимаются антикоррупционным просвещением – это организации Красноярского и Краснодарского краев, Курской, Новосибирской и Челябинской областей. После семинара лекторам предстоит выступать в трех целевых аудиториях: перед муниципальными и государственными служащими, представителями бизнеса и молодежью.
ПАСМИ: Как часто проводятся подобные семинары? Насколько актуальна и востребована сегодня тема повышения квалификации лиц, занимающихся противодействием коррупции?
Александр Евлахов: В таком масштабе – это первый семинар. На региональном уровне они проводились и проводятся. Актуальность и востребованность темы определяется остротой проблемы. Уверен, что нынешний семинар можно будет в дальнейшем мультиплицировать на уровне федеральных округов.
ПАСМИ: Насколько значима роль журналиста в борьбе с коррупцией? Может ли журналистика оказывать действенное влияние на борьбу с коррупцией?
Александр Евлахов: Роль СМИ в борьбе с коррупцией исключительно важна. Эта тема регулярно присутствует в журналах «Новое Знание» и «Знак вопроса», которые я возглавляю. К нынешнему семинару мы совместно с Управлением Президента РФ по противодействию коррупции подготовили в четвертый номер журнала «Знак вопроса» специальный тематический блок. В целом в СМИ сегодня стало значительно меньше публикаций журналистских расследований. И это плохо.
ПАСМИ: Не секрет, что журналистика так же, как и любая отрасль, подвержена коррупции, способна ли сегодняшняя журналистика давать объективную картину происходящего в стране?
Александр Евлахов: Дать объективную картину – это главная задача журналистики. Как и на любого человека, на журналиста может влиять ряд самых различных факторов: от угроз до соблазнов.
СМИ — это еще и бизнес. Поэтому основной вид коррупции в СМИ так называемая скрытая реклама, оплачиваемая «мимо кассы» и, так называемая «джинса».
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале