Бывший акционер судится с ОАО «МТС» за долю в компании
Экс-владелец акций компании, которая сейчас является частью «Мобильных ТелеСистем», в суде доказывает, что он фактически не бывший, а настоящий акционер. Первое Антикоррупционное СМИ выяснило позиции обеих сторон этого долгого и запутанного спора.
Встречаются два друга. Один спрашивает другого:
— У тебя МТС?
— Если бы у меня был МТС, то я бы на «Феррари»
ездил и на Канарах жил.
Это не у меня МТС, это я у МТС!
Анекдот
Евгений Графеев один из тех редких людей, у кого были МТС, точнее акции омской компании «МСС» (ОАО «Мобильные системы связи»), которая в 2008 году стала частью «Мобильных ТелеСистем». Владеющий 15% акций «МСС» бизнесмен Графеев строил большие планы по развитию сотовой связи в Омской области. В то время, в начале 2000-х, владельцы подобного бизнеса уже понимали, какие перспективы раскроет перед ним технический прогресс 21 века. Как раз в этот период федеральные компании разворачивают активную деятельность на региональных рынках, повсеместно скупая акции местных «связистов». В планах у компании Графеева было создание второй сотовой сети, лицензия на строительство которой уже была, и переход на новый стандарт связи. Развивающийся бизнес должен был обогатить своих владельцев. Как раз в этот период компания «МТС» входит на рынок Омского региона. «МСС» на тот момент являлись единственной компанией, предоставляющей услуги по новому стандарту GSM, поэтому было предсказуемо, что свой взор федералы обратят именно на них. Вскоре контрольный пакет акций «Мобильных систем связи» оказался в руках «Мобильных ТелеСистем». Поначалу местным собственникам, кто еще оставался в доле, было удобно работать с федералами: ожидались новые инвестиции, московские партнеры всячески поддерживали планы омских коллег. Однако вскоре ситуация поменялась. «МТС» начали скупать акции собственников, причем, не всегда, как утверждают бывшие владельцы, сделки проходили по обоюдному согласию.
— Мне пришлось отойти от своего бизнеса, который я создал с нуля, меня фактически выгнали из Совета директоров, — признается бывший хозяин доли компании Евгений Графеев. — Обидно и то, что вторую лицензию на сотовую связь стандарта CDMA, полученную моей компанией, «МТС» не стали реализовывать и не отдали тем, кто вложил в нее много усилий. Слова и обещания оказались пустышкой.
В итоге Евгений вынужден был продать свои акции за 4,6 млн рублей. Сейчас эта цифра кажется смешной, особенно, учитывая то, что сегодня акции оцениваются примерно в 850 млн рублей.
В своем первом иске, поданном в Арбитражный суд, Евгений Графеев говорил о том, что его вынудили пойти на невыгодную для него сделку. Однако суд с ним не согласился. За этим заявлением последовали годы судебных тяжб и выматывающих разбирательств. Но бывшему акционеру не удалось ничего поменять по существу.
Однако сделка с «МТС» так и не была завершена. Графеев подписал с «Мобильными ТелеСистемами» договор, который сам по себе не фиксирует заключение сделки. Документом, подтверждающим совершение сделки, являются передаточные распоряжения, которые так и не были им подписаны. На основании этого факта Евгений Графеев попытался признать сделку незавершенной. Суд отказал Графееву и во втором поданном иске, так как истек срок исковой давности. Соответственно, этот факт принимался во внимание в первую очередь, и суд уже не рассматривал другие особенности сделки. В суде юристы компании «МТС» предоставили передаточные распоряжения, в которых стоит подпись Евгения Графеева. Бывший собственник акций утверждает, что ничего не подписывал и подписывать не мог, так как его в это время не было в России. Долгое время после подписания договора Графеев прожил во Франции, и у предпринимателя есть все документы, подтверждающие этот факт. После сомнительной сделки бизнесмен поспешил уехать подальше от бывших партнеров. Графеев не мог отвезти реестродержателю передаточные распоряжения ни лично, ни через посредника – для этого потребовалась бы нотариально заверенная доверенность, оформленная в России. Однако доводы предпринимателя почему-то не принимаются во внимание. Заключение специалиста, заказанное компанией «МТС» подтвердило, что подпись Графеева на документе принадлежит именно ему. В суде представители «Мобильных ТелеСистем» почему-то называют это заключение судебной почерковедческой экспертизой, хотя суд никогда не назначал подобных исследований. Экспертиза, назначенная при проведении проверки в МВД, заключила, что на сегодня выяснить достоверность подписи не возможно. Документы для экспертизы предоставляла компания «МТС». Но имеет ли все это значение, если человека физически не было в стране, и проверить этот факт суду совсем не сложно.
В одном из решений суда написано, что «при наличии у Е.А. Графеева доказательств, бесспорно свидетельствующих о неподписании им передаточных распоряжений, истец вправе требовать восстановления в правах владельца акций». Таким образом, суд фактически подтверждает, что Графеев вправе претендовать на свою долю акций. Однако при том, что судебные тяжбы длятся уже несколько лет, суд ни разу не принимал во внимание доводы Графеева, так как сразу отказывал ему по причине пропуска срока исковой давности.
Сейчас бывший владелец сотовой компании подал новый иск в Арбитражный суд Москвы, истец намерен расторгнуть договор с «МТС», так как обязательства, прописанные в договоре, не были выполнены, передаточные документы не были подписаны, и наверняка истцу не составит труда это доказать.
В этом деле фигурирует и третья сторона – ОАО «Реестр». Это регистратор, оформивший сделку «МТС» и Графеева. По законурегистратор вносит в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при совершении сделки по предоставлению следующих документов: документ, удостоверяющий личность (предъявляется регистратору), подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя (передается регистратору). ОАО «Реестр» в своем отзыве на исковое заявление Графеева сообщило, что передаточные распоряжения были предоставлены от имени Евгения Графеева. Но в материалах дела доверенности от имени Графеева нет. Кто именно предоставил передаточное распоряжение, до сих пор не известно. Интересно, что в составе учредителей компаний «Реестр» и «МТС» присутствуют одни и те же юридические лица, а именно «АФК «Система».
Позиция самой компании «МТС» не раз была озвучена в суде. Представители «Мобильных ТелеСистем» заявляют, что условие о цене не является существенным, а раз Графеев принял предложение продать свои акции и подписал договор, значит, и сделка является свершенной. Свою позицию компания отстаивает активно, «МТС» удалось отсудить 145 тыс рублей в качестве компенсации за судебные издержки, а также 50 тыс рублей за распространение сведений, порочащих деловую репутацию. Представители «МТС» утверждают, что на Графеева не оказывалось никакого давления, а рассказы бывшего владельца, о том, что его вынудили продать акции, называют клеветой. Вряд ли нам удастся узнать, что же произошло в далеком 2001 году. Почему собственник 15% региональной компании продал часть акций фирме-гиганту по заниженной цене? Мог ли он в одиночку противостоять огромной машине, развернувшей деятельность на территории всей страны?
Бывший акционер надеется, что суд примет во внимание новые обстоятельства спора и примет соответствующее решение. Наверняка в процессе следующих слушаний мы получим ответ на вопрос, как мог человек, не находясь в стране, подписать передаточные распоряжения, и реально ли победить в битве с таким огромным и мощным противником.
Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале