Заместитель мэра Собянина кошмарит бизнес
В декабре в Москве закрыли все дебаркадеры, на борту которых располагались рестораны, клубы и спортивные базы. Предприниматели в одночасье лишились своего бизнеса, а более 5000 человек остались без работы. Бизнесмены утверждают, что данные объекты были закрыты незаконно. Для защиты своей собственности владельцы дебаркадеров намерены обратиться в Конституционный суд, а бывшие работники ликвидированных предприятий уже выходят на пикеты. Первое Антикоррупционное СМИ провело собственное расследование, чтобы понять, кто выиграет, а кто проиграет в развернувшемся на Москве-реке конфликте интересов.
В декабре 2011 года на первой международной выставке «Мировой океан» Национальной Ассоциацией судовладельцев была представлена программа «Жизнь на Воде», одобренная и Морской коллегией при Правительстве РФ, и первым вице-премьером. В рамках этой программы были разработаны проекты по созданию на базе плавательных средств различных заведений: гостиниц, ресторанов, плавучих парковок, спортивно-оздоровительных центров. Идея была призвана решить вечную проблему с отсутствием свободных площадок в центре Москвы. Бизнесмены с вдохновением принялись воплощать в жизнь проекты, в которые буквально полились новые инвестиции. На 42 дебаркадерах рестораторы открыли филиалы известных сетей, спортсмены организовали тренировочные базы. Дебаркадеры в обязательном порядке проходили лицензирование. Плавучие комплексы пользовались большим успехом у горожан, прибыль владельцев, соответственно, увеличивалась. Один дебаркадер ежегодно приносил в бюджет от 30 до 50 млн рублей.
Бизнес уже давно был выстроен, но 1 января 2015 года всех владельцев дебаркадеров неожиданно лишили лицензий на водопользование. А решение ликвидировать дебаркадеры было почему-то принято задолго до этого.
В августе мэр Москвы направляет президенту Путину письмо, в котором говорит о необходимости убрать все дебаркадеры из акватории Москвы-реки. Среди причин Сергей Собянин называет то, что эти судна снижают уровень транспортной безопасности города, затрудняют судоходство, нарушают архитектурный и эстетический образ города, загрязняют окружающую среду. Большинство дебаркадеров, по словам мэра, находится в неудовлетворительном состоянии и захламляет акваторию реки Москвы. Однако эти причины, по утверждению судовладельцев, совершенно не обоснованы: за все годы нахождения дебаркадеров не выявлено ни одного факта нарушения транспортной и экологической безопасности и нарушений условии судоходства на реке Москва, а архитектурный вид дебаркадеров согласован с Москомархитектурой. В этом же письме говорится, что убрать плавучие комплексы законным образом невозможно без внесения поправок в федеральное законодательство, так как все судовладельцы имеют лицензии на водопользование, действующие до 2020-2025 гг., и суда внесены в Государственный судовой реестр. При этом аннулировать действия лицензии можно только при наличии заявления от владельца судна. Изменить данный порядок можно лишь на законодательном уровне. При этом действие лицензий на водопользование необходимо было досрочно прекратить в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе. Министерством транспорта была разработана поправка к Федеральному закону, регламентирующему лицензирование судов, и внесена в план законопроектной деятельности. Однако, не дождавшись выхода соответствующего закона, Федеральное казенное учреждение (ФКУ) «Речная администрация Московского бассейна» (РАМБ) исключает из Государственного судового реестра 42 судна. На основании этого руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов подписывает приказы о демонтаже этих объектов.
С 1 января 2015 года лицензии на водопользование прекратили свое действие, переходный период для судовладельцев не был установлен, плавобъекты с габаритами пятиэтажного дома до сих пор не имеют мест для стоянок. Часть дебаркадеров уже демонтирована и выведена на платный холодный отстой на акватории Московского судостроительного завода и Южного речного порта. Несколько дебаркадеров до сих пор отстаивают их владельцы. Хозяева намерены защищать свое право на частную собственность, разрешенную законом хозяйственную деятельность и в суде доказывать незаконность исключения плавучих клубов и ресторанов из судового реестра.
Согласно закону исключить судно из судового реестра можно только на основании заявления судовладельца либо на основании решения суда, однако в сложившейся ситуации основанием стал приказ Департамента транспорта Максима Ликсутова, который в народе уже нарекли «ликсутовской бумажкой». Исполнять приказ поручено ГКУ «Организатор перевозок», сотрудники которого ежедневно объезжают все объекты и ведут переговоры с собственниками. В ряде случаев эти переговоры больше напоминают противостояние: владельцы попросту не дают разобрать их частную собственность. Так представители собственника плавучего ресторана «Генацвале Сити» каждый день, как на работу, приходят в уже закрытый ресторан. Сотрудники опасаются, что в их отсутствие объект сразу же демонтируют. Признать незаконным исключение из госреестра судна, на котором расположен ресторан, собственник намерен в Арбитражном суде Москвы. Судебное заседание по делу назначено на 28 января.
— Если бы существовала пятая колонна, то она действовала бы именно так, как действуют сейчас московские власти, — говорит шкипер судна Валерий Никонов. — Работа предприятий различного профиля деятельности остановлена, тысячи людей в разгар кризиса остались без средств к существованию. Объекты, проверенные всеми надзорными органами, объявлены небезопасными. Плавобъекты стоимостью от 50 млн до 1 млрд рублей насильственно выводятся с выделенных акваторий и находятся под угрозой полного физического уничтожения без судебных решений.
От действий чиновников пострадали не только коммерческие организации. На бортах дебаркадеров находилось несколько спортивных баз. Некоторые из них до сих пор продолжают свою работу, спортсмены, в прямом смысле, грудью встают на защиту своих спорткомплексов.
— Мы будем бороться до конца и не отдадим им свой дебаркадер, — говорит генеральный директор гребного клуба «Динамо-Москва» Вячеслав Астахов. – Нам больше негде тренироваться, наш дебаркадер стоит здесь с 1975 года, и никому раньше он не мешал. Дебаркадер отремонтирован, нами получены все разрешительные документы на водопользование. Мы находимся не в центре Москвы, здесь даже судового хода нет, не понятно, кому мы могли помешать.
Владельцы судов один за другим подают иски о признании незаконным исключение дебаркадеров из судового реестра. Так как процедура была проведена с явными нарушениями закона, собственники надеются, что суд встанет на защиту их интересов. Работники ресторанов, их владельцы, спортсмены, тренирующиеся на базах, уже выходили с одиночными пикетами к зданиям Администрации президента, Правительства Москвы, Департамента транспорта города, к зданиям, в которых располагаются надзорные органы. Пикетирующие требуют одного, чтобы на них обратили внимание, услышали их. Предприниматели терпят многомиллионные убытки, спортсмены беспокоятся о том, что их организации вовсе не смогут существовать без оборудованных тренировочных баз. Никому из собственников не предложили альтернативу, возможность выхода из сложившейся ситуации, даже эвакуацию и хранение разобранных дебаркадеров их владельцы должны оплатить из собственного кармана.
До сих пор не понятно, что стало причиной столь быстрого выведения всех этих объектов. В раз работы лишились более 5000 человек, а исправно работающий бизнес был заблокирован. При этом первые лица страны постоянно говорят о необходимости поддержать отечественный бизнес в условиях нестабильной экономической ситуации и максимально сдерживать волну безработицы, окатывающую все субъекты Федерации. Почему работа дебаркадеров, которая постоянно приносила свои дивиденды в казну, вдруг стала ненужной? Почему объекты, деятельность которых согласована на федеральном и городском уровнях, назвали небезопасными? Собственники дебаркадеров и бывшие сотрудники говорят о том, что власти города «расчищают» площадку для прихода своих людей. Однако чиновники на местах утверждают, что лишь выполняют указы вышестоящего руководства. Между тем, уже определен победитель международного градостроительного конкурса «Москва-река», компания-победитель разработала концепцию развития прибрежных территорий до 2035 года. Пока не ясно, кто будет реализовывать эту концепцию и какие организации займут освободившиеся, уже «прикормленные» места.
Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале