Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Денис Душнов хочет стать жертвой генерала Сугробова

После ареста первых лиц ГУЭБиПК генералов Сугробова и Колесникова был дан старт целому движению громких разоблачений и вскрывшихся провокаций. Воодушевленные неожиданной реабилитацией вчерашних подозреваемых во взятках, мелкие фигуранты тоже решили попытать судьбу. В СМИ одна за другой стали появляться публикации о новых «жертвах» полицейских. Некоторые рассказывали, что якобы Колесников лично их пытал, а другие и вовсе не придумывали никаких аргументов, но утверждали: «Я тоже жертва оборотней в погонах».

Душнов
Денис Душнов

Одним из таких «пострадавших» стал московский предприниматель Денис Душнов. Бизнесмен полностью уверен в том, что его дело носит заказной характер. Однако правоохранители (и совсем не сотрудники ГУЭБиПК) убеждены в обратном.

Первое Антикоррупционное СМИ попыталось разобраться в запутанной истории Душнова и выяснить, не приписывается ли рядовому преступлению шумная политическая подоплека.

Терминальщики и обнальщики

Компания Дениса Душнова — ООО «ОСПТ-Групп» — владела 2,5 тыс терминалов для оплаты услуг. Предприниматель долгое время являлся агентом «QIWI» и «Национального платежного сервиса» («НПС»). Схема работы таких аппаратов достаточно проста. Отметим, терминалами владеют не «QIWI» и «НПС», а независимые предприниматели, такие, как Денис Душнов. Платежные системы заключают договор с компаниями, принимающими платежи, и загружают программное обеспечение терминалов. Наличные, полученные от потребителя на оплату, скажем, сотовой связи через систему межбанковских расчетов, которая контролируется Центробанком, поступают на счет «QIWI» или «НПС», а те, в свою очередь, рассчитываются с поставщиком услуг. За работу агенты (так называемые терминальщики) получают свой процент.

imagesОднако основным заработком некоторых терминальщиков является обнал: перевод виртуальных денег в реальные.

Денис Душнов уже раскрывал журналистам схемы обнала. Повторим для читателя, как они работают. Некой компании, работающей по безналу, требуются наличные деньги. Эта компания заключает договор с подставной фирмой на оказание каких-либо услуг и переводит ей деньги. В реальности фирма-исполнитель никаких услуг не оказывает: она возвращает компании-заказчику эти же деньги за вычетом своего процента. Только возвращает уже наличкой.

Ссылаясь на разных осведомителей и на самого Душнова, некоторые СМИ писали о том, что у Душнова и его партнеров был доступ к наличности из терминалов. Не совсем понятно, как они могли этот доступ получать, ведь инкассацию осуществляют региональные банки, которые и обслуживают терминалы: проводят расчетно-кассовые операции, инкассируют по правилам, установленным государственными регуляторами. Однако, как сообщают источники, некоторое время бизнесмену удавалось скрывать наличку и от контролирующих госорганов, и от платежных систем.

Прежде чем расплатиться с платежными системами, терминальщики успевали «прокрутить» полученные от потребителя деньги и получить безнал, которым они потом рассчитывались с платежными системами.

Эта схема работала до тех пор, пока терминальщики не попадали в поле зрения правоохранительных органов.

Преступление и задержание

В 2013 году оперативники вышли на группу терминальщиков, подозреваемых в обнале. Ильдар Ахметшин, Александр Грица и Денис Душнов (его полицейские задержали позднее) обвиняются в незаконной банковской деятельности и организации преступного сообщества. Полиция предполагает, что большую часть своего дохода коммерсанты получали именно от обнала. Имея свой процент от фиктивных сделок (не менее 2,3%) подозреваемые, по мнению следствия, «заработали» порядка 12,5 млн. руб. Оперативники провели обыски в офисах терминальщиков и изъяли всю черную бухгалтерию, в которой фиксировалось, сколько денег было перечислено, когда и на счета какой фирмы. По данным следствия, весь безнал поступал на счета компании ООО «Снабмастер», ООО «Вега», ООО «Винд Менеджмент», ООО «Ладога», ООО «Гамма Технолджи» и другие. Все эти компании не вели никакой хозяйственной деятельности и были зарегистрированы на подставных лиц. Деньги перечислялись на счета компаний практически ежедневно.

таблицаСудя по оборотам и частоте операций, услуги пользовались спросом. Существование такого крупного «производства» было довольно тяжело скрыть, несмотря на все меры конспирации, предпринимаемые участниками схемы. Ежедневно в офисы привозили крупные суммы. Большие объемы наличности носили попросту в спортивных сумках. В помещениях, где пересчитывали и сортировали деньги, стояло несколько счетно-денежных машин, работа которых практически не прекращалась.

В распоряжении ПАСМИ оказались копии расшифровки телефонных разговоров участников схемы.

Из разговора одного из подозреваемых Геннадия Стретовича.

 — Ген, я тебе говорил, что охрана уже в курсе, что деньги мы носим туда-сюда?

— Понятно. 

— Тогда помнишь, что мы стояли что-то. А… когда зарплату ждали и пошли… В «Макдоналдс» поехали… И стоим на проходной, оформляемся. Он такой: «В какой кабинет?» Я говорю: «В 217» «А это там, где бабло считают?». 

— Отлично! 

— Не фигово у нас конспирация. Окна открыты. Машинки видны, как бабло считают. 

Панику в рядах терминальщиков навело сообщение охранника о том, что в офис наведывался сотрудник полиции. Участники сообщества беспрерывно созванивались и решали, что делать в сложившейся ситуации. Денису Душнову поступил такой звонок:

 — Знаешь, что к нам менты приходили в офис? Ты в курсе этого?

 — Знаю. Я же сегодня офис искал. Нашли там офис, правда чуть-чуть дороже, но ничего такой.

 — Надо переехать.

 — Я просто не знаю, что с этим переездом… Мне кажется, все равно нас вычислят, Денис, если захотят.

 — Ну, это понятно. Нет, мы не переезжаем, мы просто снимем. От всех других отказываемся. Оставляем вот этот и новый. И в случае вообще конкретного форс-мажора, ну… чтоб хотя бы куда-нибудь кинуться, понимаешь? Нужно что-то иметь. Пока они их там будут… уведомления, постановления будут, мы хоть куда-то кинуться сможем.

 — А-а.

 -Не то чтобы вычислять. Это на час, на два, на сутки, то есть это не решает проблемы полностью. Конечно, при нормальном ведении расследования, конечно, вычислят мгновенно. Но надо же там пойти постановление на обыск получить, еще что-то, понимаешь? Мы его не активируем. Он у нас закрыт, и все. Просто закрыт и снят. Мы в любой момент туда перескакиваем. Потом смотрим, что происходит.

Интуиция и вправду Душнова не подвела: «конкретный форс-мажор» все-таки случился. 20 февраля 2013 года в отношении Ахметшина, Грицы и других участников сообщества возбудили уголовное дело. Позднее и сам Душнов стал одним из подозреваемых.

А причем здесь ГУЭБиПК?

Мы с вами никогда бы не узнали об этом деле, если бы с легкой руки подозреваемого Дениса Душнова оно не стало политическим. Во всех своих бедах предприниматель винит экс-главу ГУЭБиПК Дениса Сугробова. По словам Душнова, именно Сугробов организовал преследование бизнесмена якобы по просьбе «QIWI». То, что Душнов отказался от сотрудничества с «QIWI» и планировал расширять собственный бизнес, могло, по предположению бизнесмена, стать причиной появления уголовного дела. Однако Денис Душнов почему-то упускает тот факт, что управление генерала Сугробова никогда не работало по его делу. Уголовное дело возбудило ГУМВД по ЦФО, ныне расформированное. Оно же вело разработку подозреваемого. Сейчас материалы дела переданы в ГСУ (Главное следственное управление) МВД РФ по г. Москва. Этот факт ставит под сомнение доводы Душнова о том, что он очередная жертва «коррумпированных антикоррупционеров». С трудом верится и в то, что такой гигант, как «Qiwi», в системе которого работает порядка 168 тыс терминалов, будет бороться с одним непокорным агентом.

гуэбипкСейчас Денис Душнов активно борется за свой статус «жертвы гуэбовцев» и пытается уйти от уголовной ответственности, обращается в общественные организации, в частности выступает в Центре общественных процедур «Бизнес против коррупции» и ищет поддержки известных адвокатов и правозащитников. Такая позиция подозреваемого вполне естественна и понятна. Не понятно лишь одно: не является ли эта борьба простой спекуляцией на громкой теме, последней соломинкой, на которой держится возможность избежать наказания.

Позиция генерала Сугробова

ПАСМИ удалось взять комментарий экс-главы ГУЭБиПК генерала Дениса Сугробова, который сейчас находится в СИЗО Лефортово. Через своего адвоката генерал дал ответы на вопросы журналистов о причастности Главка к делу Дениса Душнова.

ГУ МВД России по ЦФО никогда не проводило каких-либо совместных операций по разработке и задержанию лиц, занимающихся незаконной банковской деятельностью с ГУЭБиПК МВД России, — заявил Денис Сугробов. — Данное подразделение имело самостоятельное руководство, никогда не подчинялось ГУЭБиПК и никаких договоренностей между нашими подразделениями о разработке тех или иных предпринимателей не было.

Также генерал пояснил, что знаком с руководителем «QIWI» Андреем Романенко, который общался с Борисом Колесниковым. А жена Сугробова некоторое время работала в «QIWI Банке» в должности юриста и не имела никакого отношения к финансовым делам компании. Работая в компании, Мария Шерстнева долгое время провела в декрете, а после окончания декретного отпуска уволилась. Вряд ли можно сказать, что эти факты являются хотя бы косвенным доказательством того, что Сугробов инициировал уголовное преследование в отношении бизнесмена Душнова.

После моего назначения на должность начальника ГУЭБиПК МВД России я не помню, встречался ли я с Романенко вообще, вполне возможно, что и контактов у меня с ним никаких не было, — продолжает бывший руководитель антикоррупционного ведомства. — О какой-либо противоправной деятельности организаций, входящих в группу «QIWI», мне ничего не известно. Знаю только, что данная финансовая структура, как и все осуществляющие законную банковскую деятельность организации, активно сотрудничает с оперативными службами УФСКН, Управлением «К» БСТМ (Бюро специальных технических мероприятий) МВД России, а также с оперативными подразделениями ФСБ в части контроля за проведением сомнительных операций с использованием электронных систем данной группы.

Кстати, Денис Сугробов подал иск против журналистки газеты «Московский комсомолец» Евы Меркачевой и самого издания о защите чести, достоинства и деловой репутации. В интервью, которое Денис Душнов дает «МК», говорится, что Сугробов сам якобы имеет отношение к процессам черного обнала. Душнов называет сотрудников ГУЭБиПК коммерсантами-полицейскими: у них, по его мнению, деньги превалировали над всем остальным. «И они создали в ГУЭБиПК настоящее ООО, которое зарабатывало миллионы, ломая судьбы», — заявил Душнов в интервью Еве Меркачевой. Судебное слушание по иску генерала Сугробова назначено на 12 января 2015 года.

Позиция Дениса Душнова

Душнов сейчас находится на свободе, так как максимальный срок его пребывания в следственном изоляторе уже истек. Пока идет следствие, бизнесмен намерен доказывать не только свою невиновность, но и то, что он стал жертвой заказного преследования. Виновен или нет Душнов в незаконной банковской деятельности и организации преступного сообщества, решит суд. Нам было интересно лишь то, зачем Душнов пытается примерить статус жертвы ГУЭБа, если сотрудники Главка не занималось делом предпринимателя. Денис Душнов отказался отвечать на вопросы журналистов ПАСМИ, сказав при этом, что свои комментарии по этому поводу он выскажет в суде.

 Ольга ФЕДОРОВА

Читайте также:

Против арестованных сотрудников ГУЭБиПК ведется информационная война

Денис Сугробов: «Против ГУЭБиПК ведется информационная война в лучших ее традициях»

Денис Сугробов: «Успехи сотрудников ГУЭБиПК в борьбе с «обналом» нам не смогли простить»

Эксклюзивное интервью Дениса Сугробова: «Медведев убедил меня, что будет всесторонняя поддержка»

Генерал Сугробов: «Не сомневаюсь, что В.В. Путин не обладает объективной картиной…..»

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале