Рецепты борьбы с коррупцией от Виталия Белинского
14 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, за которым обсуждали роль бизнеса и общественных организаций в антикоррупционной борьбе. ПАСМИ встретилось с участником круглого стола Виталием Белинским, референтом Управления президента по вопросам противодействия коррупции. Виталий Владимирович рассказал ПАСМИ о том, как будут защищены граждане, заявившие о факте коррупции, как в антикоррупционной борьбе могут помочь новые кинофильмы и с какого возраста у детей нужно воспитывать неприязнь к коррупции.
ПАСМИ: Виталий Владимирович, многие работники правоохранительных органов и различных институтов власти сегодня борются за право вести честную игру. Но, будучи вовлеченными руководством в коррупционные схемы, люди вынуждены выбирать: либо идти по «скользкой дорожке», либо оставаться честными людьми и подвергать себя риску остаться без работы. Есть ли такой закон, который поможет защитить сотрудников компаний и ведомств от увольнения?
В. Белинский: Антикоррупционное законодательство постоянно совершенствуется. И за круглым столом как раз обсуждался закон «О защите заявителей по фактам коррупции». В этом вопросе мы прислушиваемся, в том числе, к требованиям международных организаций, в частности, к рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (GRECO — международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. — Прим. ПАСМИ). Кроме того, мы учитываем требования Конвенции ООН против коррупции по вопросам защиты заявителей о фактах коррупции. В большинстве случаев гражданам-заявителям не угрожают физической расправой. Чаще всего их увольняют с работы, их имена в негативном контексте муссируют в СМИ. О таких людях сложился стереотип «стукачи», «сиксоты», поэтому важно, прежде всего, изменить отношение общества к этим людям с активной гражданской позицией. Они действительно отстаивают свои права и интересы общества, в первую очередь. Следующий важный шаг – защищать заявителей, применяя к их руководству меры административного и трудового законодательства, препятствовать увольнению заявителей. В рамках уголовного судопроизводства заявители о фактах коррупции защищены Законом №119. Сейчас Министерство труда и соцзащиты РФ разрабатывает закон, который поможет усилить правовую защиту заявителей от незаконных действий со стороны их недобросовестных руководителей. Мы тоже участвуем в разработке этого закона.
ПАСМИ: 21 сентября 2012 года президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катырин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин и другие известные предприниматели подписали Антикоррупционную хартию российского бизнеса. С тех пор прошло более двух лет. Как Вы считаете, хартия работает? Почему ее подписали не миллион, не сто тысяч предпринимателей, а только 400?
В. Белинский: Антикоррупционная хартия работает! Почему немного подписей? Прежде чем сделать ответственный шаг, многие спрашивают «а что я за это получу?». В данном случае присоединиться к Антикоррупционной хартии не значит получить защиту от проверок сотрудниками правоохранительных органов. Присоединиться – значит заявить о своей готовности участвовать в антикоррупционной работе. Да, если предприниматель подписался, это говорит о том, что он разделяет этические нормы противодействия коррупции. Хорошо, что эта работа идет, она позволяет нам пропагандировать вопросы противодействия коррупции. Безусловно, это не решает всех проблем, но мы только в начале пути, и я думаю, что это очень хорошее начинание.
ПАСМИ: Виталий Владимирович, на заседании круглого стола много говорилось о причинах возникновения коррупции как таковой. В чем, по-вашему, заключается причина роста коррупционных настроений в обществе и как бороться с этим в современной России?
В. Белинский: Это тоже очень важная тема, и мы ей начали заниматься. Во-первых, по заключению членов нашего экспертного Совета чиновники часто нарушают нормы и материального и процессуального права. Поэтому нам нужно возвращаться к тому старому забытому опыту, когда работали консультанты, которые разъясняли чиновникам, как можно делать, а как нельзя.
Во-вторых, у нас должны появиться кинофильмы и телепрограммы, которые будут усиливать антикоррупционые настроения в обществе, воспитывать правовую культуру в целом. Почему у нас пропагандируется, в том числе на государственных каналах, непроцессуальное поведение? Нарушение процессуальных норм? Кроме того, сегодня зритель приходит к убеждению, что антикоррупционное поведение невыгодно, потому что герой фильма, который нарушает нормы права, в материальном плане выигрывает, обогащается. В произведениях искусства, в частности в кино, необходимо формировать образ гражданина, которому не безразлична судьба его страны, небезразлично, куда тратятся деньги, которые собираются за счет уплаты налогов. В произведениях искусства должен найти отражение позитивный образ сотрудников правоохранительных органов, позитивный образ чиновников. Эта работа ведется, вопрос сдвинут с мертвой точки. И его нужно обсуждать, потому что, безусловно, мы не сможем заставить снимать так, как нам нужно. В любом случае режиссер будет снимать то, что выгодно, то, что будет продаваться и восприниматься зрителями.
ПАСМИ: Виталий Владимирович, а какие механизмы воспитания подрастающего поколения в правовом русле разрабатываются сегодня? С какого возраста нужно воспитывать у детей неприязнь к такому явлению как коррупция?
В. Белинский: У нас идет дискуссия об антикоррупционном просвещении. Формирование антикоррупционных норм и установок должно начинаться с детского сада. Если родители, чтобы получить путевку в детский сад, дают взятку, они обсуждают это, и ребенок слышит – это уже отрицательное воспитание. Затем ребенок может узнать о том, что его родители дали взятку в школе, потом в вузе. Каждый человек должен постоянно анализировать свое поведение, соизмерять свои поступки с этическими нормами и нормами закона.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале