Евгений Шерманов: Следственный комитет «разваливает» борьбу с коррупцией в стране
Дело ГУЭБиПК МВД РФ вызывает все более и более серьезные вопросы, и об однозначности происходящего говорить уже не приходится. В начале сентября Первое Антикоррупционное СМИ опубликовало интервью экс-главы ГУЭБиПК МВД России Дениса Сугробова. А сегодня для ПАСМИ дал интервью подчиненный Дениса Сугробова Евгений Шерманов – на момент ареста по делу о «провокациях взяток» он был руководителем одного из подразделений ГУЭБиПК.
Каких высокопоставленных чиновников задерживали с поличным на взятках сотрудники ГУЭБиПК, и как теперь, несмотря на неопровержимые доказательства, Следственный комитет сворачивает эти дела? Почему в СМИ не представлена реальная картина происходящего? Кто стоит за этими событиями? Какова версия происходящего? На эти и многие другие вопросы ответил Первому Антикоррупционному СМИ Евгений Шерманов.
ПАСМИ: Евгений, считаете ли Вы себя виновным?
Ответ: Нет, считаю себя невиновным, т.к. работал оперативником в строгом соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Борьба с коррупцией – главная задача, стоящая перед сотрудниками ГУЭБиПК МВД России. Мы считаем и своим долгом, и делом чести бороться с этим негативным для общества и государства явлением.
Коррупция – сегодня одна из системных угроз национальной безопасности России, она затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает разрушение нравственных устоев общества и недоверие к государственным органам, создает негативный имидж России на международной арене. Противодействие коррупции признано у нас в стране одной из первоначальных задач как для решения правоохранительными органами и государством, так и для решения гражданским обществом. Необходимость борьбы с коррупцией заставила законодателей принять целый блок антикоррупционных правовых актов, и, в том числе, эти меры стали выражением политической воли Президента России и общества в целом.
ПАСМИ: К Вам применялось психологическое и физическое воздействие за время следствия?
Ответ: Нет, но помещение меня в СИЗО за законные действия я воспринимаю как своего рода психологическое давление со стороны СК России. Моя деятельность связана с оперативно-розыскным законодательством, которое по своему характеру носит в большей степени негласный характер, что связано с работой с конфидентами. Поэтому помещение меня в СИЗО не дает мне возможности в полной мере осуществлять свою защиту, т.к. затрудняет доступ к оперативно-служебным документам, а это необходимо, чтобы обосновать законность своих действий.
ПАСМИ: Какие дела находились в производстве Вашего подразделения, какие из них сейчас прекращает СКР?
Ответ: В соответствии с провозглашенной Президентом РФ государственной политикой в области противодействия коррупции, Нацпланом на 2012-2013 гг., Национальной стратегией противодействия коррупции в рамках компетенции, возложенной на сотрудников ГУЭБиПК МВД России, был достигнут ряд результатов в сфере борьбы с коррупцией. Так, были задокументированы факты получения взяток следующими государственными служащими:
— начальником отдела Департамента социального развития Правительства РФ А.Н. Чесноковым, который был задержан при получении 10 млн. рублей за оказание содействия коммерческой организации по внесению изменений в Постановление Правительства РФ. При этом было доказано получение им ранее в качестве аванса 3 млн. рублей;
— вр.и.о. руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области О.А. Ждановой, которая была задержана за получение через посредника 1 млн. 300 тыс. рублей за совершение регистрационных действий с недвижимым имуществом;
— директором Департамента Счетной палаты РФ А.Г. Михайликом, который был задержан за получение 3 млн. рублей через посредников за проверку ФГУП и представление акта проверки;
— президентом Федерации триатлона России, генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали» (дочернее предприятие ОАО «РЖД») С.А. Быстровым. Он был задержан при получении через посредников 5 млн. рублей за оказание содействия в назначении на должность руководителя ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». При этом общая сумма, требуемая за назначение на указанную должность, составила 13 млн. долларов;
— начальником управления Министерства транспорта Правительства Московской области С.И. Найденовым. Он был задержан при получении 17 млн. рублей за решение вопроса о нерасторжении ранее заключенных контрактов и за создание благоприятных условий их исполнения;
— зам.директора ФГБУ «ЦИТО» имени Н.Н. Приорова А.Т. Бронтвейном, который был задержан при получении 10 млн. рублей в качестве «отката» за ранее заключенные государственные контракты;
— директором Департамента по управлению коммерческой недвижимостью ООО «Аэроэкспресс» П.Ю. Варехом и его заместителем М.Н. Бабенко, которые были задержаны за получение 1,5 млн. рублей через посредников за заключение договора аренды на территории «Аэроэкспресса» и 10 млн рублей за обеспечение общего покровительства со стороны контролирующих органов (МВД, ФСБ, Роспотребнадзора и т.д.).
И это далеко не весь список должностных лиц, задержанных за получение взяток.
По всем указанным фактам следственными органами были возбуждены уголовные дела. Задержанные должностные лица полностью признали свою вину, и, кроме того, их вина была подтверждена результатами ОРМ и в рамках расследования уголовных дел, следственными действиями.
Однако в феврале-апреле 2014 г. Главное следственное управление СК России изъяло из следственных подразделений уголовные дела в отношении перечисленных мной должностных лиц и приступило к «развалу» этих дел. При этом сотрудники ГУЭБиПК МВД России обвиняются в превышении должностных полномочий за проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), непосредственно входящих в их служебные обязанности.
После передачи уголовных дел в ГСУ СК России чиновники и многие другие подозреваемые поменяли показания. И, несмотря на имеющиеся в уголовных делах аудио и видеозаписи (результаты ОРМ), подтверждающие требование и получение денежных средств в виде взяток, и проведенные следственные действия, доказывающие совершение должностными лицами коррупционных преступлений, уголовные дела в отношении них прекращаются.
Одновременно с этим возбуждаются уголовные дела в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД России, проводивших ОРМ, по обвинению их в превышении должностных полномочий. Прошу заметить: именно по обвинению в превышении должностных полномочий (ст.286 УК РФ), а не в провокации взятки (ст.304 УК РФ), как это преподносится общественности, в том числе и через СМИ. Таким образом, законные действия сотрудников ГУЭБиПК МВД России дискредитируются, факты получения взяток указанными должностными лицами от общественности скрываются, уголовные дела в их отношении прекращаются.
ПАСМИ: Для чего это делается, кто стоит за этим?
Ответ: На этот вопрос мне ответить трудно, но все уголовные дела, находящиеся в производстве различных следственных подразделений, были изъяты СК. Затем в отношении всех должностных лиц, получивших взятки, были прекращены уголовные преследования. Создается прецедент: чиновники могут получать взятки, при этом к ответственности привлекаются не они, а сотрудники правоохранительных органов, которые начинают заниматься расследованием чиновничьих преступлений. Получается, что государство и общество нацелено на борьбу с коррупцией, а СК России ищет и успешно находит коррумпированным чиновникам лазейки для прекращения в отношении них уголовных дел.
ПАСМИ: Ваша версия всего происходящего в ГУЭБиПК?
Ответ: Это политическое дело. Я уверен, что здесь есть конфликт интересов двух служб – ГУЭБиПК и УСБ ФСБ. Вся деятельность ГУЭБиПК МВД России строилась по принципу неотвратимости уголовной ответственности за совершение коррупционных и иных экономических преступлений. В итоге сотрудники ГУЭБиПК МВД достигли важнейших результатов: были разоблачены и привлечены к уголовной ответственности преступные группы, работа которых строилась на оказании криминально-коррупционных услуг по решению различного рода вопросов через коррумпированных чиновников. Конечно, такая беспристрастная деятельность сотрудников не устраивала многие криминально-коррупционные структуры. Видимо, кто-то убежден, что в нашей стране превыше всего не закон, а властное влияние.
ПАСМИ: Каковы Ваши прогнозы? Что будет с этим делом? Вас осудят? Как будут развиваться события?
Ответ: Если в нашей стране существует независимое правосудие, которое основывается только на законах, то в деятельности сотрудников ГУЭБиПК МВД России суд увидит не признаки состава преступления, которые сейчас вменяют нам следователи СК России, а деятельность, которая регламентирована соответствующими нормативными актами и призвана защищать общество и государство от преступных посягательств.
ПАСМИ: Евгений, как Вы оцениваете борьбу с коррупцией в России в последние годы?
Ответ: Уровень коррумпированности в нашей стране достигает катастрофических масштабов, а выражение «честный чиновник» сегодня звучит смешно и наивно. Считаю, что значительно снизить уровень коррумпированности в России сейчас практически нельзя, поскольку в коррумпированности наших государственных структур есть заинтересованные лица.
Сотрудники ГУЭБиПК эффективно и действенно решали задачи по борьбе с коррупцией, в том числе и путем открытого диалога с обществом: мы убеждали граждан, что их помощь будет только приветствоваться, и при их содействии эта работа будет более эффективна.
Именно благодаря сотрудничеству граждан с представителями ГУЭБиПК МВД России и были зафиксированы вышеперечисленные факты коррупции и иные случаи коррупционной деятельности.
Однако СК России, который возбудил уголовные дела в отношении сотрудников ГУЭБиПК МВД, деятельность последних считает преступной. Это наглядно демонстрирует факт привлечения к уголовной ответственности как сотрудников ГУЭБиПК МВД России, так и представителей гражданского общества, с помощью которых были выявлены коррупционные факты со стороны должностных лиц.
То есть государство призывает общество к действиям по борьбе с коррупцией, в итоге активные граждане сами становятся фигурантами уголовных дел за такое взаимодействие. И о каком доверии общества к государству может идти речь? О какой борьбе с коррупцией можно говорить, если чиновников, получивших взятки, освобождают от уголовной ответственности, а МВД и другие структуры закрывают на происходящее глаза?!
ПАСМИ: Как Вы оцениваете положение сотрудников МВД в правоохранительной системе?
Ответ: В настоящее время сотрудники никак не защищены, и любое их законное действие при желании можно расценить как превышение полномочий и злоупотребление ими. И, к сожалению, в МВД нет механизмов, а самое главное – желания защитить честных и порядочных сотрудников от произвола со стороны других органов и служб, которые могут быть заинтересованы, в том числе, и коррупционно.
ПАСМИ: Евгений, что Вы сделаете в первую очередь, когда Вас выпустят?
Ответ: Когда меня выпустят, в первую очередь, я хочу увидеть свою семью. Меня там ждут и любят, а, главное, верят в мои законные действия. Верят в мою невиновность.
ПАСМИ: Что Вы хотите сказать своим коллегам, которые остались на службе? Что скажете всем тем, кто следит за происходящим?
Ответ: Всем хочу сказать: сейчас главная для всех нас задача – это объективное расследование, и тогда доказывать законность наших действий просто будет не нужно. На нашей стороне закон и организационно-тактические методы документирования преступной деятельности взяточников.
Читайте также:
Генерал Сугробов: «Не сомневаюсь, что В.В. Путин не обладает объективной картиной…..»
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале