Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Металл и тот, чьё имя нельзя называть вслух. Часть первая

Экс-депутат Самарской городской думы, бывший генеральный директор «Самарского резервуарного завода» Сергей Богданов, осужденный на три года лишения свободы по статье «злоупотребление полномочиями», намерен искать справедливости в Европейском суде по правам человека. Только так, считающий себя невиновным, бизнесмен и политик надеется вернуть себе честное имя, выйти на свободу и остаться в живых…

bogdanov
Сергей Богданов

Сергей Богданов был приговорен к трём годам лишения свободы 21 октября 2013 года Куйбышевским районным судом Самары.

Судья Лариса Макогон признала депутата и бизнесмена виновным в злоупотреблении полномочиями, повлекшеми ущерб для «Самарского резервуарного завода» в размере 72 миллионов рублей. 28 января 2014 года этот приговор оставила в силе и судебная коллегия по уголовным делам Самарского областного суда. 21 февраля адвокат Богданова направил в Самарский областной суд кассационную жалобу. Дата её рассмотрения пока не назначена. Но друзья и защита осужденного в частных беседах открыто признают, что шансы на его освобождение российской фемидой сегодня практически равны нулю.

***

«Самарский резервуарный завод» — одно из крупнейших в России предприятий по производству стальных вертикальных цилиндрических резервуаров объемом от 100 до 100 тыс. кубометров для хранения нефти и нефтепродуктов. Экспорт продукции производится в 42 страны мира. Проектная мощность — более 30 тыс. тонн металлоконструкций в год.

Среди постоянных клиентов СРЗ числятся такие локомотивы российской экономики, как Роснефть, «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP» и «Лукойл». До зимы 2008 года завод был подконтролен бывшему сенатору, бизнесмену и совладельцу ОАО «ВБМ-групп» Андрею Ищуку.

Затем СРЗ вместе с другими предприятиями холдинга «ВБМ-групп» (ОАО «Волгабурмаш», ОАО «Уралбурмаш», ОАО «Дрогобычский долотный завод», ОАО «Сарапульский машзавод», НП «СПЗ-Групп», ЗАО «ВБМ-Менеджмент», ООО «Торговый Дом «ВБМ-групп», ЧОП «МТЛ-Щит» — прим. ПАСМИ) был продан сыну посла России в Канаде, ныне сенатору от Самарской области Сергею Мамедову.

Именно при Мамедове в январе 2009 года Сергей Богданов занял пост генерального директора СРЗ. На тот момент завод фактически стоял и был отягощен огромными долгами. Предприятие не имело оборотных средств и работало с банковскими кредитами, но по итогам 2009 года всё же показало хоть и малую, но всё же прибыль.

В 2010 году владельцами «ВБМ-групп» стали Вадим Егиазаров и Александр Швидак. Новые собственники холдинга начали избавляться от соратников создателя «ВБМ-групп» Андрея Ищука. Среди прочих высокопоставленных менеджеров 16 апреля того же года (эта дата станет ключевой во всех последующих судебных спорах — прим. ПАСМИ) лишился своего поста и Сергей Богданов.

Как утверждал тогда сам Богданов, его отставка была для него ожидаемым событием и не вызвала никаких волнений относительно своей дальнейшей судьбы.

«Смена управляющей команды холдинга предвещала кадровые изменения на местах. Дело было даже скорее не в эффективности менеджмента на местах, а в желании поставить свою команду на каждом из ключевых предприятий группы, чтобы получить над ней полный контроль», — так он комментировал газете «Самарское обозрение» свой уход с поста директора завода.

Игорь ПутинКресло гендиректора СРЗ пустовало недолго. 19 апреля его занял Игорь Александрович Путин — двоюродный брат Владимира Путина.

Тут стоит отметить, что брат президента не был для «Самарского резервуарного завода» каким-то сторонним или новым человеком — с мая 2005 года он являлся Председателем совета директоров. Но после того, как его назначили генеральным директором, Путин был вынужден сложить с себя эти полномочия, как того и требовал Устав предприятия.

Обязанности генерального директора Игорь Путин исполнял ровно сутки. Уже на следующий день после назначения, он передал свои полномочия Александру Гаврилину — бывшему охраннику нового совладельца СРЗ Александра Швидака. А сам отбыл в длительную командировку в Москву.

Именно с этого момента и начинается настоящая детективная история, главным героем и единственным пострадавшим в которой стал Сергей Богданов.

***

Как впоследствии установит следствие, в период с 17 по по 30 апреля 2010 года с территории «Самарского резервуарного завода» было вывезено «готовой металлической продукции» на 72 млн рублей.

Типовые договора на отгруженный металл были заключены ещё Сергеем Богдановым. Договора были типовые и предусматривали 50% или 100% предоплату. Но так как товар не был оплачен, то и распоряжений об отгрузке Богданов подчинённым не давал. Однако, как только он был смещён со своего поста, кто-то этот приказ отдал, и у заводских КПП выстроилась очередь из фур…

…Летом 2010 года на «Самарском резервуарном заводе» вновь сменилось руководство. Генеральным директором СРЗ стал Валерий Хон. Именно он в ноябре 2010 года написал сразу три заявления в УБЭП ГУВД Самарской области с требованием возбудить уголовные дела против прежнего руководства предприятия по различным статьям УК РФ.

Следователи пошли Хону навстречу. Правда, приняли к производству всего одно дело. И то возбудили по ч. 4. ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») в отношении неустановленных лиц.

По версии правоохранителей, неизвестные совершили хищение с завода «металлической готовой продукции» на сумму свыше 51 млн рублей. Хотя, забегая вперёд, скажем, что эта сумма во время судебного разбирательства увеличилась до 72 млн рублей.

Судя по всему, имя Сергея Богданова в качестве подозреваемого стало фигурировать в расследовании в феврале 2011 года. Именно тогда дело о хищениях из полиции было передано в отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по Самарской области.

По закону именно «важняки» имеют право заниматься уголовным преследованием спецсубъекта, каковым на тот момент являлся Богданов, незадолго до этого вторично избранный депутатом Самарской городской думы. Сегодня уже нет смыла описывать все перипетии следствия. Отметим лишь, что впервые обвинение экс-директору и действующему депутату было предъявлено лишь 26 сентября 2012 года.

Но в декабре прокуратура выявила «существенные нарушения в ходе следствия» и вернула уголовное дело в СКР на дорасследование. Через несколько месяцев — в мае 2013 года — надзорное ведомство утвердило обвинительное заключение, и дело было передано в суд.

Самое удивительное заключается в том, что никогда не скрывавшийся от следствия, регулярно посещавший заседания городской думы, светившийся на различных светских мероприятиях, да и вообще, — публичная персона Сергей Богданов был объявлен в Федеральный розыск ещё … 29 августа 2012 года. То есть, практически за месяц до предъявления ему первого (!) официального обвинения.

Автор этих строк отлично помнит, какое искреннее изумление вызвало это заявление СКР в самарском бизнес-сообществе и среди местных журналистов. Ведь практически у любого репортёра (не говоря уже о депутатском корпусе Самары) тогда имелся номер мобильного телефона члена двух комитетов гордумы — по ЖКХ и социальному развитию — Сергея Богданова. Тот всегда брал трубки и охотно раздавал интервью.

Богданов на заводеСам экс-директор «Самарского резервуарного завода» впоследствии вспоминал, что в день, когда пресс-секретарь регионального СКР публично заявила, что он давно находится в розыске, депутатский мобильный буквально разрывался от звонков. Каждый хотел знать, почему следователи не могут его найти и неужели им трудно набрать его номер телефона или, на крайний случай, заявиться к нему домой?

«Я здесь. Я дома. Я беру трубку своего мобильного телефона, — вяло отбивался от любопытствующих Богданов. — Если бы меня попросили подъехать, я бы это сделал. Остальное комментировать я пока не буду».

И лишь наиболее сметливые тогда робко предположили, что участь Сергея Богданова уже предрешена некой влиятельной персоной. А в деле о многомиллионных хищениях на СРЗ он станет «крайним», и его ждёт суровый обвинительный приговор…

КТО В ДЕЛЕ, ТОТ И В ОТВЕТЕ?

Сказать, что суд над Сергеем Богдановым вызвал в определённых кругах Самары небывалый ажиотаж, значит промолчать.

Процесс широко освещался в региональной прессе и обсуждался бизнесменами в местных ресторанах. Большинство дискутирующих сходилось во мнении, что Богданова, конечно же, признают виновным, хотя срок он получит небольшой и, к тому же, условный.

Впрочем, весьма значительная часть людей, «знакомых с темой», была уверена, что Богданова оправдают. Их уверенность, в том числе, зиждилась и на жёсткой позиции защиты опального директора.

Так, известный самарский адвокат Александр Паулов, на тот момент представлявший интересы Богданова в суде, настаивал на оправдательном приговоре.

«Прокуратура основывается только на обвинительном заключении, составленном следователями. Ни один из опрошенных свидетелей — а их было больше пятидесяти — не сообщал, что мой подзащитный давал указание вывозить металл или что он подделывал какие-то документы», — утверждал адвокат.

К тому же, все отлично понимали, что так называемое хищение «готовой металлической продукции» произошло на «Самарском резервуарном заводе» в тот момент, когда сам Богданов уже покинул пост генерального директора предприятия и не имел никакого влияния и, соответственно, отношения на процесс отгрузки товарной продукции с территории завода.

Тем более, опять же, ни для кого не было секретом, что между Богдановым и новым владельцем СРЗ Швидаком давно пробежала «чёрная кошка». Ведь по Самаре уже некоторое время ходили устойчивые слухи, что Богданов, всего лишь чуть более года возглавлявший завод, в очень жёсткой форме якобы отказался подчиниться требованиям новых собственников СРЗ в лице Швидака и сознательно не захотел пойти на преднамеренное банкротство предприятия.

Продолжение следует.

ИВАН ЛАРИН

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале