Мздоимство на таможне: как решил эту проблему Александр I
О взятках и взяточниках на современной российской таможне можно слагать легенды. Знающие люди утверждают, что берут на таможне практически за все: предстоит досмотр автобуса с челноками — народ, во избежание многочасовых проверок багажа, без лишних разговоров скидывается по 5 евро и, пожалуйста, через 10 минут можно отправляться в путь. Нужно провезти партию контрабандных сигарет, водки или бензина — не вопрос, все по таксе. Хочешь, чтобы твоя фура, пускай даже с вполне легальным товаром, с ходу миновала таможенный пост, а не простаивала несколько суток в отстойнике — это будет стоить столько то. Ну и так далее. Причем размер взяток растет в геометрической прогрессии по принципу: чем больше товара и чем он дороже — тем больше взятка.
По данным независимых исследований, на таможне в коррупционных схемах задействована чуть ли не половина личного состава и только каждый пятый бизнесмен, так сказать из принципа, на таможне взяток не дает. Так что откуда у рядовых тружеников таможни фешенебельные коттеджи в элитных поселках и автомобили бизнес класса — вопрос риторический.
Однако так было далеко не всегда. Современному человеку трудно поверить, но 200 лет назад таможня стала и еще долгое время была чуть ли не самым некоррумпированным, можно сказать образцово-показательным в этом отношении, государственным органом Российской империи.
Взяток таможенники не брали в принципе.
А решил проблему взяток на таможенных постах Российской империи, да к тому же еще добился реального усиления борьбы с контрабандой, император Александр I.
В 1811 году он издал именной указ, в котором было прописано, что все контрабандные товары, а также штрафы, налагаемые на контрабандистов, поступали не в казну, а самим таможенникам: в пенсионный фонд таможенников, правлению таможен и большую часть непосредственным обнаружителям контрабанды. При этом, если груз задерживал либо стражник, либо досмотровик выявлял контрабанду, то 70% от стоимости задержанного груза шло в его личный карман. То есть, он был стимулирован, чтобы задержать этот груз. В конечном итоге брать взятки стало просто невыгодно.
Начиная с 1819 года порядок распределения средств регламентировался Таможенным кодексом и фактически просуществовал до 1935 года. В 1935 году сумма поощрения обнаруживших контрабанду ограничивалась 25 тысячами рублей. (При том что зарплата в 60 рублей считалась вполне сносной). То есть в Российской империи и на первых порах в СССР сотрудники таможни были вполне обеспеченными, причем на совершенно легальных основаниях, людьми.
Вслед за ростом благосостояния рос и престиж таможенной службы. В царские времена, когда общественное положение человека значило даже больше, чем размер его состояния, прекрасно понимали, что «не хлебом единым бывает сыт человек» и всячески поощряли повышение статуса службы. В результате, попасть на службу в таможню со стороны стало делом почти невозможным.
Сформировался настоящий клан таможенных служащих со своими традициями и понятиями чести и долга, в котором служба передавалась чуть ли не по наследству от отца к сыну.
«Я мзду не беру, мне за державу обидно», — говорил герой культового советского фильма «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин. И это не фантазия сценариста, а самая, что ни на есть жизненная правда. Именно так думало и действовало в те времена подавляющее большинство таможенных служащих.
К сожалению, в наши времена наследники «Верещагиных», как правило, и думают и действуют иначе.
Ольга ИЛЬИНА
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале