Вопрос недели: изменится ли ситуация с коррупцией на дорогах?
В этом году 1 сентября ознаменовалось двумя событиями в российском законодательстве: школьная реформа, вводящая обязательную школьную форму и повышение штрафов за нарушение ПДД. Но если в первом случае вопрос о форме полностью ложится на плечи учеников и их родителей, то увеличение штрафов касается как каждого автолюбителя, так и органы государственной власти.
Если быть точным, то с 1 сентября вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и статью 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Данный документ ужесточает наказание почти по 60 видам нарушений ПДД, при этом за все правонарушения в области дорожного движения минимальная сумма административного штрафа увеличивается до 500 рублей (ранее было 100 рублей), а максимальной суммой штрафа становится 50 тыс. рублей.
В связи с этим редакция ПАСМИ решила узнать мнение своих спикеров и задала им вопрос: как изменится ситуации на дорогах в целом и ситуация с коррупцией на дорогах в частности?
Дмитрий Полулях, заместитель Главы городского округа Самара, руководитель Департамента транспорта:
— Пожалуй, ситуация на дорогах после повышения штрафов совсем не изменится и все останется по-прежнему. А что касается коррупции на дорогах, то тут два варианта: либо она уменьшится, либо увеличится.
Андрей Карпочев, зам. начальника отдела ГИБДД УМВД РФ по городу Самаре:
— Я думаю, что в принципе ситуация должна измениться в лучшую сторону, количество дорожно-транспортных происшествий должно сократиться. Что касается фактов бытовой коррупции, то чтобы их исключить в т.ч. и в органах госавтоинспекции, принимается достаточно широкий комплекс мер, в первую очередь у нас практически все патрульные транспортные средства оборудуют системой видеопозиционирования, которые работают и в салоне транспортного средства и снимают ситуацию вокруг транспортного средства, чтобы видеть действия сотрудника инспекции.
Юрий Косянец, начальник УГАДН по Самарской области:
— Мне кажется, что ситуация должна измениться к лучшему в этом случае. Потому что требуется повышение дисциплины. И я думаю, это как-то мобилизует водителей. Фактор коррупции он всегда остается при определенных условиях, но и терпеть тех нарушений, которые допускаются водителями, тоже не стоит.
Алексей Дегтев, депутат городской Думы Самары:
— Раньше уповали на многочисленные нарушения в связи с некачественными дорогами, теперь же такой возможности водителям не представится. Такой своеобразный «удар рублем» для российских граждан, он имеет место быть. Другое дело, конечно, коррупция на дорогах. Конкретно с коррупцией я не сталкивался, поэтому сложно сказать, как ситуация изменится с 1 сентября. Я положительно отношусь к работе сотрудников полиции как и к любому человеческому труду, но нужно понимать что в семье не без урода. Контингент у нас сами знаете какой. Так уж получилось, что человек чаще задумывается о своей жизни и семье, пожалуй этим некоторые и руководствуются, когда сталкиваются на дорогах с нарушителями.
Сергей Радин, руководитель управления логистики и развития транспортных технологий министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области:
— Я полагаю, что у нас штрафы увеличиваются уже не в первый раз. На мой взгляд, наказание без контроля – абсолютно пустое место. Конечно ситуация на дорогах улучшиться от части, но не на столько, на сколько рассчитывают те, кто увеличивает штрафы. Ну а коррупция на дорогах никуда не денется. Меня последнее время не останавливали, да и я сам не нарушал правил, сложно сказать что-то на этот счет. Но как мне кажется, повышение штрафов только провоцирует проявление коррупционных факторов. Потому что 50 тыс. рублей платить не будут, а 20 тыс.рублей отдадут. Еще и с правами останутся. Сложно сказать, какими методами с этим нужно бороться, но простое увеличение штрафов ни к чему не приведет. Нужен обязательный контроль за тем, что принято, а законов уже принято дофига.
Александр Грачев, начальник ОГИБДД ОВД по м.р. Красноярский:
— Учитывая, что я 23 года проработал начальником ГАИ, считаю, что это вынужденные меры. Вы сами видите, какая у нас сейчас ситуация на дорогах. Что касается коррупции на дорогах, то я считаю сразу после выявления таких факторов их нужно пресекать и максимально наказывать. С коррупцией нужно бороться и в первую очередь выявлять ее в правоохранительных органах. Хотя, на мой взгляд, стоило бы немного ужесточить наказания ну или понадеяться на судебных исполнителей, чтобы те более ответственно подходили к своим обязанностям.
Сергей Дорошенко, депутат Самарской Губернской Думы:
— Сложно прогнозировать ситуацию с повышением штрафов. Если это неотвратимо-наказуемое будет деяние, то ситуация конечно изменится в лучшую сторону, а если все будет отчасти по-старому, только с повышенными штрафами, то все и останется по-старому. А коррупция от каждого конкретного человека зависит. Если он задумается не станет принимать участие в этом, то и коррупция на дорогах уменьшится хотя бы на одного человека. Поэтому всем надо начинать прежде всего с себя.
Роман Хахалин, выпускающий редактор интернет-портала «Парк Гагарина», преподаватель СамГУ:
— Повышение штрафов вполне может положительно отразиться на нынешней ситуации на дорогах. Людям ведь не хочется рисковать деньгами. В общем и целом я одобряю экономические методы стимулирования законопослушности граждан. С другой стороны любое наказание, при нашей системе ГИБДД, порождает дополнительные коррупционные возможности. Ведь когда речь идет о штрафе в 100 рублей, то проще оплатить законным путем, когда же речь идет уже о 10 тыс. рублей, то водитель начинает договариваться с патрульным. Я совершенно не уверен, что наши сотрудники полиции на столько стойки, чтобы избежать этого соблазна. Ведь так всегда бывает, когда стоимость какой-либо государственной услуги увеличивается, увеличивается и коррупционная составляющая, т.е. проще сделать в обход закона и дешевле. Хотя сами же водители, думаю, станут осторожнее.
Владимир Жуков, депутат городской Думы Тольятти:
— Ситуация на дорогах конечно изменится. При этом и в лучшую, и в худшую сторону. С одной стороны это будут взятки в первую очередь. Дисциплина, к сожалению, не так быстро прививается. Но и с другой стороны практика показывает, что как вводятся большие ограничения, тут же народ начинает выполнять. Те, кто не дисциплинирован и у кого есть деньги, они так и будут нарушать. Поэтому я считаю, что такой своеобразный подход к Европе, может быть только через продвижение реальных наказаний. А коррупцию никуда не денешь. На мой взгляд, раз уж они ввели штрафы, то сразу бы сделали как во многих цивилизованных странах, в частности Японии: там полицейский ни за что не возьмет взятку, потому что он сразу лишится всего. У нас из этих штрафов полицейские делают себе зарплату. И в лучшем случае его за это уволят из органов власти. Ни пенсии, ни чего-то еще он не лишится.
Сергей Третьяков
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале