РПЦ свои долги не комментирует и не отдает
Несколько дней назад протоиерей Всеволод Чаплин в интервью pasmi.ru уверенно заявил: «Поскольку в Церкви нет товарно-денежных отношений, здесь нет коррупции. Люди трудятся почти бесплатно, отдают даром все, что считают нужным».
Поверить в то, что РПЦ не ведет никакой коммерческой деятельности, чрезвычайно сложно. И сколько бы ни утверждали в суде представители Церкви, что в Храме Христа Спасителя идет не торговля предметами культа, а дарение в обмен на пожертвование, любой мирянин понимает, что это не так. Да, в магазине при церкви нет ценников, стоимость называется устно, там не выдают кассовых или товарных чеков, обратно товар не принимают, мотивируя это тем, что здесь действуют «законы храма», а не мирские правила. Но все равно это обычная торговля, только с нарушением всех норм.
Как передает корреспондент pasmi.ru, на этой неделе разразился еще один достаточно громкий скандал, связанный уже с долгами РПЦ.
Кредиторы Екатеринбургской епархии направили очередное письмо на имя Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с просьбой вернуть им деньги. Обращение подписали 11 человек.
Как сообщают коммерсанты, к лету 2012 года задолженность епархии составила 20 млн рублей. Проблема остается нерешенной уже более трех лет, за это время некоторые компании, которым задолжали священнослужители, обанкротились. По словам обратившихся, несколько кредиторов из числа физлиц скончались, остальные находятся в крайне тяжелом материальном положении.
Как сформировалась эта задолженность?
Значительная часть фирм, давших деньги на церковные дела, — это ювелирные компании, поставлявшие украшения из серебра и золота, а также утварь для церковных лавок.
Предприниматели поясняют, что в течение 2007-2008 годов епархия привлекала денежные средства в виде займов и краткосрочных кредитов на общую сумму в 23,6 млн рублей. Всего в списке лиц, предъявляющих требования к епархии, 31 кредитор. Из них 12 – юридические лица, в основном производители ювелирных изделий — с суммой требований на 16 млн 600 тыс. рублей (в том числе «Адамант» (Москва), Ювелирный дом «Инталия», компания «Золотой прииск», «Ювелиры Урала» и т.д.). Еще 19 кредиторов – физические лица, заявляющие о задолженности епархии на сумму 7 млн рублей.
В этом году отчаявшиеся кредиторы стали подавать судебные иски против Екатеринбургской митрополии.
«Сложившаяся ситуация может нанести значительный ущерб авторитету священноначалия Московской Патриархии. Будучи уверенными в том, что Вы, Ваше Святейшество, обладаете высшей властью и полнотой влияния на Ваших подчиненных, мы просим Вас восстановить торжество справедливости и правды. За прошедший период в результате потери веры в справедливость и порядочность священнослужителей некоторые обманутые кредиторы, которые из добрых побуждений оказывали помощь Церкви, ушли из жизни (Виктор Дунаев, Иван Поляков, Николай Сычев). А некоторые приобрели неизлечимые болезни и находятся в крайне тяжелом материальном положении, лишившись последних средств к существованию», – говорится в письме, текстом которого располагает pasmi.ru.
Официальные комментарии Русской Православной Церкви
Как уточняет pasmi.ru, открытое письмо кредиторов РПЦ к Патриарху Кириллу — второе по счету. Первое предприниматели написали еще в 2010 году. Оно осталось без внимания Святейшего.
Не исключено, что и этот крик о помощи не будет услышан. Выше упомянутый протоиерей Всеволод Чаплин заявил сегодня в беседе с корреспондентом pasmi.ru, что все вопросы по долгам Екатеринбургской епархии нужно задавать напрямую уральским священнослужителям.
«Но ведь письмо написано на имя Патриарха, неужели опять не будет никакой реакции?» — удивился корреспондент.
Возможно, будет, — неохотно ответил отец Всеволод. «Однако сложно сказать, насколько может быть правой в этом экономическом конфликте сторона предпринимателей», — добавил он.
«Решать, кто прав и кто виноват, безусловно, не нам с вами, — резонно заметил Всеволод Чаплин. — Готовить реакцию Святейшего на такого рода обращения должно управление делами патриархии, финансовое хозяйство. Это их задача».
Таким образом отец Всеволод опроверг свои же собственные слова о том, что у Церкви нет товарно-денежных отношений. Есть, даже более того, имеется целое «финансовое хозяйство».
В управлении делами патриархии корреспонденту pasmi.ru заявили, что о письме ничего не знают и посоветовали обратиться в канцелярию. Телефоны канцелярии в свою очередь оказались заблокированы.
Екатеринбургские предприниматели в частном разговоре отмечают, что и не рассчитывали на другую реакцию иерархов РПЦ. «Они сами провоцируют нас на судебные иски, говорят, что для выплат мы должны принести им судебное решение. Все, что происходит в Церкви, должно заставить государство задуматься. Духовенству нужно запретить, как госчиновникам, заниматься бизнесом и коммерцией», — уверены предприниматели.
Другие финансовые скандалы в РПЦ
Стоит отметить, что это не единственные финансовые претензии к Екатеринбургской епархии. В октябре 2011 года на небольшом уральском заводе «Фарфор Сысерти», который принадлежит РПЦ, случился бунт. Рабочие выступили против политики заводской администрации и Екатеринбургской Епархии, которая годами не платит им зарплату. К слову, предприятие уклонялось и от уплаты налогов в бюджет Свердловской области. По итогам проверки задолженность составила 2 млн. рублей.
Один из сотрудников предприятия оставил запись на городских форумах Екатеринбурга: «На заводе «Фарфор Сысерти» происходят задержки по з/плате. Каким-то чудным образом владельцам завода (Епархии) и руководителям удается избегать ответственности за нарушение законодательства, т.к. была не одна проверка, и не один суд по этой теме. У некоторых сотрудников сформировалась задолженность более 100000 рублей». Ситуацией заинтересовались местные СМИ.
Навести порядок на «свечном заводике» РПЦ попыталась прокуратура. Однако, как было заявлено на спецсовещании, посвященном проблемной ситуации, «практически ничего невозможно сделать».
«Пришли к выводу, что навести порядок сложно из-за того, что завод принадлежит Епархии. В общем, был вывод, что проблема лежит в области политики», – рассказал один из прокурорских работников.
Еще двумя годами ранее против «экономической политики» Екатеринбургской епархии выступили трудовые мигранты из Узбекистана. Они были наняты для строительства одного из зданий комплекса Свято-Троицкого храма Екатеринбурга. Когда строительство было завершено, денег гастарбайтеры так и не увидели.
«Нам было обещано 750 тысяч рублей. Когда мы закончили работу, я каждый месяц ходил к Архиепископу в кабинет, но ничего не менялось. Сейчас на объекте работают уже другие люди. Тут все предельно ясно», – рассказал один из строителей. В знак протеста рабочие из Узбекистана объявили голодовку.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале