Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Специальный проект «История коррупции»: Как продали «землицу Алясочку»

11.04.2013 / 08:03

В середине прошлого месяца межрегиональное общественное движение в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «Пчелки» заявило: оно намерено добиться того, чтобы США вернули России Аляску. СМИ также сообщают, что, кроме возвращения Аляски и иных проданных территорий, «Пчелки» намереваются требовать выплаты многомиллионных компенсаций.

«Пчелки» упирают на то, что в сделке по продаже Аляски американцы смошенничали: «В договоре была указана сумма 7 миллионов 200 тысяч долларов золотой монетой. Буквально. А был передан чек на эту сумму, что является прямым нарушением договора».

Но мало кто сейчас помнит, что продажа Аляски была не только мошеннической, но еще и коррупционной. Не говоря уже о том, что она стала актом национального позора…

Меньше полудоллара с гектара

160 лет назад – в 1853 году – генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский (тот самый, который изображен на банкноте в 5 тысяч рублей) писал Николаю I: «Владычество Северо-Американских Штатов во всей Северной Америке так натурально, что нам очень и жалеть не должно, что двадцать пять лет назад мы не утвердились в Калифорнии, – пришлось бы рано или поздно уступить ее, но, уступая мирно, мы бы могли взамен получить другие выгоды от американцев. Впрочем, теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши». Судя по тому, что Аляску продали только через 14 лет – уже при другом царствовании, Николай Павлович оставил предложения Муравьева без ответа. Собственно, человек, сказавший когда-то: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен», не мог поступить иначе.

Через два года после смерти Николая I, его сын – великий князь Константин Николаевич обратился к царственному брату Александру II: «Мне пришла в голову мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Соединенных Северо-Американских Штатов и продать им наши Северо-Американские колонии. Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их.

Между тем эти колонии приносят нам весьма мало пользы и потеря их была бы не слишком чувствительна». Однако Константин Романов не учел того, что через четыре года у американцев начнется Гражданская война Севера и Юга, к концу которой у американцев с финансами станет очень плохо.

Имеет смысл вспомнить еще одно событие 1861 года – отмену крепостного права в России. Историки по этому поводу сообщают следующее: чтобы компенсировать убытки помещикам, год спустя Александр II взял в долг у банкирского дома Ротшильдов 15 миллионов фунтов стерлингов под 5% годовых. Бытует версия, что Аляску продали как раз для того, чтобы вырученные деньги пустить на выплату этого кредита.

Все соучастники сделки по продаже Аляски с российской стороны известны поименно: император Александр II, великий князь Константин, министр иностранных дел Александр Горчаков, министр финансов Михаил Рейтерн, морской министр Николай Краббе и российский посланник в САСШ, барон Эдуард Стекль. Последнему и досталась вся черная работа: договориться с американцами и получить деньги. Главное условие – инициатива покупки Аляски должна исходить от самих американцев. Стекль и расстарался: на взятки он потратил 144 тысячи долларов. Из них 30 тысяч ушло владельцу вашингтонской газеты «Дейли монинг кроникл», 1 тысяча – редактору газеты «Алта Калифорния». Еще 10 тысяч долларов ушло владельцу телеграфной компании «Вестерн юнион», а 73 тысячи – отдали на взятки 10 членам Конгресса США. Остальными деньгами покупали людей «поменьше». Позднее эти деньги были проведены в расходной ведомости, как потраченные на «дела, известные императору».

Общая же сумма сделки составила 7,2 миллиона американских долларов (примерно 11 миллионов рублей) золотой монетой. Однако Россия этих денег не получила. Вместо золота американцы выдали Стеклю чек на эту сумму бумажными деньгами – «гринбэками». При тогдашнем курсе «гринбэков» к золоту, Россия потеряла на этой сделке 1,8 милиона долларов. Но факт остается фактом: 30 марта 1867 года в Вашингтоне Россия продала Америке 1 миллион 519 тысяч квадратных километров русской земли по цене 0,0474 доллара за гектар. Для сравнения: в тот же год, когда была продана Аляска, единственное на тот момент трехэтажное здание в центре Нью-Йорка – окружного суда – обошлось казначейству штата Нью-Йорк дороже, чем правительству США – вся Аляска.

Несколько лет назад появились весьма любопытные подсчеты, за сколько надо было продать Аляску на самом деле. Итак, по состоянию на 1867 год, одна десятина земли (2,1 гектара) в европейской части России стоила 50-100 рублей, в зависимости от ее качества. Земли же в Сибири продавались по 3 копейки за квадратную сажень (4,5369 квадратных метра). Любой читатель может взять калькулятор и поделить 1,519 миллиона квадратных километров на число квадратных саженей, а потом – умножить все это на три копейки. Итоговая сумма здесь будет – 10,044 миллиарда рублей – чуть меньше, чем в тысячу раз больше заплаченной американцами суммы. Правда, такие деньги Америка тогда не нашла бы – ее тогдашний годовой бюджет равнялся 2,1 миллиарда долларов или 2,72 миллиарда тогдашних рублей. Здесь напрашивается еще одна арифметическая операция. Тогдашний британский фунт стоил 4,87 доллара. То есть, занятые у Ротшильдов Александром II 15 миллионов фунтов – это 73 миллиона тех долларов. Аляску же продали менее чем за десятую часть этой суммы.

The Last Frontier – «Последний рубеж»

Строго говоря, Аляску покупать американцы поначалу не хотели. По фамилии госсекретаря США, участвовавшего в этой сделке, американцы прозвали ее «глупостью Сьюарда». Американские газеты (из тех, которым Стекль, судя по всему, не заплатил) писали, что дикие районы Аляски ни к чему не пригодны, и вообще это – зоопарк полярных медведей. Можно вспомнить и больше: сделку не признавали и сами коренные жители, которые до этого даже воевали с русскими — индейцы, алеуты и эскимосы. Еще в течение 30 лет американцы назвали Аляску The Last Frontier – «Последний рубеж», пока в 1896 году там не нашли огромные запасы золота. «Википедия» пишет об этом: «Самые крупные жилы были обнаружены в Номе в 1898 г. и около Фэрбэнкса в 1902 году. В общей сложности более чем за век с момента находки жилы было добыто и вывезено около 12,5 миллионов унций (20,12 кубических метров) золота. По данным 2008 года его суммарная стоимость составляет 25 миллиардов долларов США». Полноценным же штатом США Аляска стала только… в 1959 году, а еще через 9 лет там нашли еще и колоссальные запасы нефти.

 

Российское общественное мнение тоже было не в восторге. Была в Петербурге такая газета «Голос». Ее издатель Андрей Краевский написал:

«Русско-Американская компания завоевывала эту территорию и устраивала на ней поселения с огромным пожертвованием труда и даже крови русских людей. Более полстолетия компания затрачивала свои капиталы на прочное водворение и устройство своих колоний, на содержание флота, распространение христианства и цивилизации в этой далекой стране. Эти затраты делались для будущего, и только в будущем они могли окупить себя. В случае продажи компания теряет все. Более того, сумма, выплачиваемая Америкой за Аляску, до такой степени ничтожна, что едва ли можно допустить, что она могла иметь для наших финансов, даже при настоящем нецветущем их положении, какое-нибудь серьезное значение».

В российской историографии принято считать, что Россия Аляску все равно не удержала бы – ее обязательно отхватила бы себе не Америка, так Англия. Дескать, после Крымской войны России было не до расширения территорий. При этом как-то ловко обходится тот факт, что в том же году, когда была продана Аляска, произошло окончательное присоединение к России Западного Туркестана, которое кое-где проходило с конкретным применением военной силы. Так что, этот аргумент легко побиваем.

О вероятном будущем Аляски в составе России – СССР написал американский историк Боб Медингер: «Думаю, что «холодная война» могла идти совершенно иначе. Будь Аляска советской, советские самолеты и ракеты могли бы легко доставать территорию США. Аляска была бы совершенно иной территорией. Здесь однозначно развернули бы крупномасштабное военное строительство. Ситка бы точно превратилась в военно-морскую базу. Кроме того, русские совершенно иначе использовали бы и ресурсы Аляски». Другой исследователь – Александр Самсонов – дополняет: «Россия могла спокойно оставить эти территории себе, даже не развивая их (пока не нашли бы золото и нефть). Прокладка Транссиба и создание баз Тихоокеанского флота в конце XIX – начале XX веков сделали бы Русскую Америку более доступной для освоения и контроля. Отдав эти территории, Петербург сам создал себе конкурента – США, усилив его выходом к Арктике, получением возможности контролировать Северную часть Тихого океана».

Американцы никакой военной угрозы России тогда не представляли – страна только-только приходила в себя после гражданской войны. А англичане? Кроме Крымской войны, нигде больше Британия не смогла нанести России ни одного серьезного поражения, хотя и пыталась. К тому же известно, что во время этой войны Русско-Американская компания подписала с английской Компанией Гудзонова залива договор о том, что Англия не будет нападать на колонии друг друга, и все три года Крымской кампании этот документ свято соблюдали обе стороны. Крымскую войну вообще принято считать последней джентльменской войной в истории.

…К сожалению для России, и движения «Пчелки», хоть сделка по продаже Аляски – насквозь коррупционная и мошенническая, оспорить ее будет сложно. По американским и российским законам, все возможные сроки исковой давности уже истекли, и остается только ругать последними словами Александра II, которого кое-кто в России по-прежнему считает образцом правления.

Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан), специально для «Первого антикоррупционного СМИ»

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале