Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Приватизация госимущества. Пять причин не продавать свое

21.02.2017 / 16:51 Новости

Госконтракты по строительству и ремонту дорог в Красноярском крае почти на 2 миллиарда рублей отданы новосибирской компании ОАО «Новосибирскавтодор». А госпредприятия региона от этого лакомого куска «добровольно» отказались. В то же время губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил, что планирует развить региональные предприятия путем поиска частных инвестиций. Кому достанется государственная собственность, вполне понятно. Однако у губернатора Толоконского есть причины отказаться от продажи региональных компаний.

i-m

Причина первая. Продажа менее прибыльна, чем развитие

О том, что предприятия дорожной отрасли могут быть проданы, пока официально не заявлялось. Тем более, не обговаривалась цена такой сделки. Но специалисты уже сейчас подсчитывают и приходят к выводу: работающие государственные предприятия платят порядка миллиарда рублей налогов.

За последние пять лет, по словам спикера Законодательного собрания края Александра Усса, ни одно из госпредприятий дорожной отрасли ни копейки не попросило на развитие из краевого бюджета.

iПри этом дорожные предприятия края могли приносить гораздо больше денег в бюджет, если бы выполняли большее количество заказов. Но удивительным образом они не участвуют во многих тендерах и даже не пытаются получить выгодные заказы на проведение дорожного ремонта на федеральных трассах региона. На участие в пяти крупных тендерах подала заявку лишь одна компания – ОАО «Новосибирскавтодор». Говорят, что губернатор Виктор Толоконский, который ранее возглавлял Новосибирскую область, негласно рекомендовал местным участникам рынка не пытаться заполучить эти контракты. Сумма заказов, доставшихся «Новосибирскавтодору», превышает 1,7 млрд рублей.

Причина вторая. Отсутствие конкуренции

Семь государственных предприятий отрасли и сегодня не всегда активно сражаются за выгодные госзаказы. Можно предположить, что если они будут проданы, отрасль в регионе по факту монополизируется. Кстати, о монополии. В Новосибирской области антимонопольная служба пыталась ограничить лидерство «Новосибирскавтодора» в получении госзаказов. Дело в том, что работы по ремонту на нескольких участках объединялись в один заказ, что сильно удорожало стоимость и ограничивало возможность участия более мелких компаний.

В ФАС посчитали, что это было сделано намеренно, чтобы условиям конкурса соответствовали лишь крупные предприятия, а точнее, одно – ОАО «Новосибирскавтодор».

УФАС России по Красноярскому краю пока молчит, хотя сумма заказов, полученных новосибирской компанией, свидетельствует о том, что участвовать в тендерах было под силу далеко не всем.

Отсутствие конкуренции не может не сказываться на качестве итоговой продукции. Известный в крае журналист Дмитрий Голованов провел собственное расследование. На видео, размещенном им в сети, Голованов показывает, что ремонтные работы «Новосибирскавтодор» и его дочерние предприятия ведут и зимой, и летом. Причем летом щебень кладут прямиком на старый асфальт, а зимой бетон заливают при температуре минус девять градусов. «Интересно, сколько прослужат такие дороги», — вопрошает журналист.

Публикации Голованова, к слову, вызвали незамедлительную реакцию со стороны «Новосибирскавтодора». Директор компании предъявил журналисту иск о защите чести и достоинства на два миллиона рублей, но проиграл в суде.

Причина третья. Отсутствие социальной ответственности

«От них (региональных дорожных предприятий – прим. ред.) зависит очень многое в населенных пунктах, — подчеркивает Александр Усс, — где-то бабушке бульдозером снег убрать, где-то боковую дорогу сделать в какой населенный пункт. Я очень сомневаюсь, что представители бизнеса, живущие где-то за пределами края, будут душой болеть за наши сельские дороги».

Дорожная сеть Красноярского края имеет протяженность более сорока тысяч километров. Те дороги, которые связывают между собой малонаселённые деревни и села, северные поселки и фактории, малоинтересны частному бизнесу, и, в большей части обслуживаются как раз государственными дорожными предприятиями.

Эксперты предполагают, что такому гиганту как «Новосибирскавтодор», выполняющему крупные федеральные заказы, мелкие «косметические» ремонты покажутся нерентабельными.

Это в конечном итоге может привести к ухудшению качества жизни жителей отдаленных территорий огромного края.

Причина четвертая. Потеря рабочих мест

Именно этот вопрос более всего беспокоит Красноярскую краевую профсоюзную организацию работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

«Речь идет о судьбе четырех с лишним тысяч человек, — уточняет руководитель профсоюзной организации Виктор Медведев, — где они окажутся в случае продажи предприятий?»

Причина пятая. Развитие коррупционных рисков

Постоянное присутствие «Новосибирскавтодора» в регионе уже вызывает вопросы. Главный из них: почему все тендеры, которые выигрывает новосибирская компания, проходят как закупка у единственного поставщика.

Виктор Толоконский
Виктор Толоконский

Красноярская краевая профсоюзная организация работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обеспокоена ситуацией, сложившейся в отрасли. Ее руководитель Виктор Медведев считает, что происходящее является ничем иным, как рейдерским захватом отрасли. 13 января 2017 года губернатор Виктор Толоконский создал рабочую группу и потребовал в десятидневный срок провести ревизию всех семи госпредприятий и подготовить предложения по их инвестированию. Указ губернатора вызвал острую критику со стороны общественности. Толоконский дал интервью, в котором пояснил, что его основной задачей является развитие отрасли.

Интересно, что несколькими днями ранее глава региона был менее аккуратен в высказываниях и напрямую говорил о необходимости продажи региональных активов.

В администрации Президента идею Толоконского не поддержали, после чего губернатор изменил мнение: привлечение частных инвестиций – это не продажа, а развитие.

Региону не нужны госкомпании?

Помимо дорожных предприятий, Толоконский в ближайшее время планирует «развивать» «КрасноярскНефтеПродукт», сеть «Губернских аптек», авиакомпанию «КрасАвиа». Больше всего красноярцы опасаются за судьбу «КрасноярскНефтеПродукта». Много лет в столице региона не могут решить вопрос о переносе нефтяного хранилища, которое в процессе застройки города оказалось прямо в центре Красноярска. Перенести его на окраину не удается, несмотря на то, что контрольным пакетом акций владеет государство. Смогут ли власти региона договориться о переносе с частным инвестором, пока остается вопросом.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале