Регионы не справились с ВИЧ
В преддверии 1 декабря – Международного дня борьбы со СПИДом – «Первое антикоррупционное СМИ» разобралась, как передача закупок лекарств с федерального на региональный уровень отразилась на жизни россиян со знаком «плюс».
С 2013 года закупку лекарств для ВИЧ-инфицированных пациентов осуществляют регионы. В России живет более 700 тысяч людей с положительной реакцией на ВИЧ, а лечение каждого из них в месяц может стоить от десяти до ста тысяч рублей, так что речь идет о многомиллионных суммах.
Но чиновники на местах оказались не готовы к новым обязанностям – если оперативность большинства других конкурсных закупок почти не влияет на состояние здоровья и жизнь граждан, то при обеспечении людей с ВИЧ она является основополагающей.
«Здесь может быть коррупционный момент…»
«Если раньше Минздрав закупал лекарства единовременно и распределял по регионам, сейчас одни регионы закупили в начале года, другие в середине. Есть три-четыре региона, которые, по нашим данным вообще ничего не объявили на сайте госзакупок. То, что финансирование переведено в регионы и некоторые из них не были готовы, повлияло в нехорошую сторону», — рассказал ПАСМИ представитель Международной коалиции по готовности к лечению в Восточной Европе и Центральной Азии (ITPC) Алексей Михайлов.
Проблемы, подчеркнул эксперт, происходят в зависимости от позиции конкретных региональных структур. Например, в Татарстане и Санкт-Петербурге с начала года закупили фактически все оригинальные препараты по ценам прошлого года. «Многие регионы закупили по ценам, выше, чем в прошлом году. Здесь может быть коррупционный момент, может просто не общаются с дистрибьюторами» — уточнил собеседник.
Еще одна проблема, о которой упомянул Михайлов – замена более дорогих комбинированных препаратов на моно-лечение. «Как говорят сами фармкомпании, закупать моно-компоненты дешевле, чем комбинированные. При комбинированном лечении пациент может принимать меньше таблеток и «слетать» с терапии, отказаться от нее. Например, он принимает три таблетки вместо десяти. Но ФАС сегодня выступает за общую разбивку на монокомпоненты, — пояснил представитель ITPC. – Я был на совещании в Казани, где руководители регионального антимонопольного ведомства вообще говорили – в документации к простому шприцу написано, что втулка должна быть только синего цвета, значит только так и нужно».
Как из закупок государственную тайну сделали
«Для нашей ситуации подходит слово дефицит лекарств. С этого года лекарственное обеспечение для лечения ВИЧ-инфекции закупает департамент госзаказа Краснодарского края через электронные аукционы, — рассказала ПАСМИ президент региональной общественной организации «Равный диалог» Евгения Прохода. — Конкурсы срывались, поставки задерживались, препараты не всегда оказывались в аптеке, складывались очереди. Людям меняли схемы лечения, к которым уже привыкли, на другие, иногда более дорогие, сложные в приеме, токсичные». Например, летом этого года не состоялся аукцион на покупку «усилителя» основного лечения, из-за срыва которого врачи увеличивали дозу по основной схеме, делая его более токсичной.
По словам гражданской активистки, она несколько раз обращалась в краевой департамент госзаказа с просьбой предоставить данные по закупкам, но ответа не дождалась. «В разговорах чиновники аргументируют тем, что это служебные денные, которые не подлежат разглашению. Если в других регионах все более открыто проводится, на Кубани прячется, вуалируется», — делится Прохода.
ВИЧ-инфицированные жители Краснодарского края надеются на вступающие в силу со следующего года изменения в законодательстве о закупках, предусматривающие, в том числе, их общественное обсуждение. Президент «Равного диалога» уверена, что решить проблему можно только слаженной работой на всех этапах поставки лекарств. «Нужна планомерная работа на опережение, по предотвращению перебоев лечения. В ней нет места проволочкам, халатности, коррупции», — считает собеседница.
Уточним, что Краснодарский край, в котором живут более 14 тысяч ВИЧ-инфицированных, входит в число лидеров по смертности от СПИДа.
График закупок меняли семь раз
На Белгородчине закупающий лекарства «СПИД-центр» охотно контактирует с местной организацией пациентов, живущих с ВИЧ. Но, как рассказал ПАСМИ ее представитель Владимир Гавриков, там существует другая проблема: «У нас заменили лекарство, стоящее около трех тысяч, на другое, стоящее 760 рублей. Я так понимаю, что произошло это из-за нехватки средств в региональном бюджете, больше никак не могу прокомментировать». Хоть врачи утверждают, что на состоянии здоровья ВИЧ-инфицированных замена препарата не отразиться, это можно будет проверить спустя несколько месяцев – более дешевое лекарство стали выдавать только со второго полугодия.
В Пермском крае свои региональные особенности. В этом году там сменился главный врач и в связи с этим план-график закупок лекарств менялся семь раз, рассказал ПАСМИ руководитель регионального «Объединения людей, живущих с ВИЧ» Николай Баранов. «На данный момент из этой ситуации вышли, большинство аукционов проведено, но тревогу вызывают некоторые, которые еще не прошли. Хотя, может быть, до конца года их и организуют», — сообщил представитель Перми. По его словам, край совершенно «не был готов к началу закупок лекарств. Помню, насколько встревожена была заместитель главного врача, не понимали, как это делать». Говоря об изменениях со следующего года, когда закупки будут проходить под гражданским контролем, Баранов уточнил: важно, чтобы под видом общественности туда не включили бутафорские организации — «ели будет хотя бы один человек от реально работающей ситуации, он сможет повлиять на ситуацию».
На новых пациентов лекарств не хватает
«Общая тенденция после передачи закупок регионам – повышение цен по ряду препаратов, — рассказал ПАСМИ член совета Сообщества пациентов Восточной Европы и Центральной Азии (CAB) Евгений Головин. — Повышение цен связано, частично, с политикой регионов. Начальная стоимость на некоторые препараты объявлялась на уровне прошлого года, но к ней прибавляли региональные надбавки. Поскольку конкуренции нет, на аукционе, как правило, один участник, контракт заключается по первоначальной максимальной цене». Так, один из препаратов подорожал подобным образом на скромные 4 рубля, но с учетом объема закупок, разница составила несколько миллионов.
Еще одна опасная тенденция, наметившаяся после передачи закупок лекарств с федерального на региональный уровень – их дефицит. Головин отметил, что «при ухудшении иммунной системы ВИЧ-положительным людям необходимо назначать препараты. Но зачастую лечение откладывается из-за того, что препаратов не хватает – те, кто уже проходит лечение их получают, а для новых больных просто нет». По его словам, такая ситуация была в Ханты-Мансийском автономном округе, Хакасии, сейчас тревожные сообщения приходят из Ставропольского края. «Но проблема выявляется только там, где есть пациенты, готовые о ней говорить, где есть гражданский мониторинг», — подытожил эксперт.
Андрей Кошик
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале