Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Убийство священника. Обратная сторона кубанской духовности

21.10.2013 / 18:26 Новости

Покровский храма города Белореченск Краснодарского краяУбийство настоятеля Покровского храма города Белореченск Краснодарского края протоиерея Николая Меденцева на выходных вошло в топ федеральной новостной ленты. Мало того, что труп заслуженного священника с пробитой головой оставили в багажнике брошенной машины и пытались поджечь дом, так причастным к резонансному преступлению оказался экс-сотрудник МВД и заместитель атамана Апшеронского районного казачьего общества и заместитель командира казачьей дружины. 

Напомним, что 19 октября на пересечении улиц Либкнехта и Интернациональной в Белореченске сотрудниками ГИБДД обнаружен автомобиль «Ауди». В багажнике иномарки, врезавшейся в дерево, находился труп ее владельца – отца Николая. Пресс-служба Кубанской митрополии сообщила подробности убийства: священника жестоко избили, бесчувственное тело бросили в багажник автомобиля и попытались вывезти за город. По пути машина врезалась в дерево, злоумышленник поспешил скрыться. Оказалась, что напавший поджег и дом протоиерея – комнаты были политы бензином, но пожар удалось оперативно потушить.

«Следователи выяснили, что мотивом убийства стал гражданский спор между подозреваемым и супругой священника. Подозреваемый является бывшим мужем жены священника и претендовал на ее имущество. Преступление было совершено после отказа суда удовлетворить его требование», — заявил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.

Однако референт кубанского митрополита архимандрит Трифон (Плотников) пояснил «Первому антикоррупционному СМИ», что подозреваемый был мужем не матушки Зои – супруги отца Николая – а его племянницы. Да и не мог задержанный Юрий Скрипалев стать первым мужем матушки ни по церковным канонам, ни по возрасту – Меденцевы повенчались в 1976 году, когда предполагаемому убийце было всего пять лет.

Любопытно, но Юрий Скрипалев являлся… заместителем атамана Апшеронского районного казачьего общества Кубанского казачьего войска. В пресс-службе войска «Первому антикоррупционному СМИ» не стали комментировать эту информацию, предложив «не торопиться с выводами». Районные СМИ сообщают, что Юрий Скрипалев как раз занимался обеспечением правопорядка, будучи заместителем атамана района по государственной службе и заместителем командира дружины. Между тем заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко пояснил в интервью «Комсомольской правде», что Скрипалев «ушел из казачьего общества».

Само убийство было совершено, кстати, накануне Дня кубанского казачества, с которым сослуживцев убийцы священника поздравил губернатор Александр Ткачев.

«Ваши дела и подвиги сейчас становятся частью новой истории Кубани. Именно вера помогает нам возрождать былую славу казачества, учить наших детей жить по совести», — говорится в официальном обращении главы региона, которое зачитывалось в минуты, когда следователи искали убийцу протоиерея.

За год существования казачьих патрулей на Кубани известны примеры мужественного поведения дружинников, не побоявшихся идти против вооруженных преступников. Но чаще происходят другие «подвиги» — местные атаманы уже несколько раз нападали на журналистов, гражданских активистов, рядовых прохожих. Полиция отказывается возбуждать по этим фактам уголовные дела, потому что, признаются сами правоохранители, из краевого главка поступил негласный приказ «по мелочи» казаков не привлекать. А безнаказанность и покровительство самого губернатора приводят к таким кровавым последствиям.

Так что события в Белореченске стали обратной, не фасадной стороной, «возрождения традиций и духовности», о которых так любит рапортовать в федеральный центр Ткачев. И если ставропольский митрополит Кирилл укоряет терских казаков в пренебрежении к церковной жизни и увлечением родноверием, то в Краснодарском крае внешне все благополучно. Батюшки председательствуют на казачьих праздниках, здороваются за руку с атаманами, те для вида выстаивают литургию, если район посещает архиерей или краевое начальство. Но на рядовой службе атаманских погон почти не встретишь.

«Казаки – такие же люди, как и остальные граждане, они — не исключение. Поэтому, когда мы говорим о проблемах казачества и Церкви, мы должны говорить не только о казаках. Процесс воцерковления и у казаков, и у остальных граждан очень сложный, у каждого своя дорога к храму», — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» депутат регионального Законодательного собрания, в 1990-2007 годы атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. Собеседник отметил, что возрождение духовности «не решить приказами и декларациями, наскоком сверху», при таком подходе казачество, наоборот, будет настороженно относиться к инициативе. Проблема, считает бывший войсковой атаман, заключается в общей системе нравственных координат современного общества, которая еще более искажена, чем в атеистическое советское время.

С атаманом согласен старший научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор», кандидат исторических наук Игорь Васильев. По словам эксперта, «если судить по материалам, которые можно найти в интернете, преступление-то сугубо бытовое. А казаки — чаще всего обычные представители восточнославянского населения нашего региона. С теми же достоинствами и недостатками. И кадровые проблемы в среде казачества — те же, что и в государственных, бюджетных учреждениях, частных фирмах».

С этим не согласен председатель краевого отделения «Национально-демократической партии» блогер Мирослав Валькович. Политический активист считает, что убийство казаком священника стоит в череде последних скандальных историй с казачеством на юге России. Например, изнасилованием казака в Ставрополье, на которое войско почти никак не отреагировало.

«Возрождая форму, забыли о содержании. Считаю что эти события — повод для сбора всех казаков и принятия кардинального системного решения, — прокомментировал «Первому антикоррупционному СМИ» Валькович. — На мой взгляд, зависимость от властей — зло, равно как и от бюджета. Смешно, когда атамана назначает президент своим указом. Если тот же Долуда (атаман Кубанского войска – прим.авт.) после ряда скандалов не уходит в отставку, о какой чести может идти речь у рядовых? С кого брать пример, если он просто ставленник, «смотрящий»?» Собеседник при этом уверен, что в будущем появятся настоящие атаманы – народные лидеры. Просто форма идет в России впереди содержания, будь то возрождение православия или строительство демократии.

Как и в истории с Орханом Зейналовым, власти в этой ситуации должны сделать системные выводы. Не натравливать молодчиков против гастарбайтеров, а бороться с причиной незаконной миграции – коррупцией силовиков и чиновников. Применительно к убийству в священника нужно крепко задуматься, в чем главный просчет «возрождения традиций», которое декларируется на Кубани уже больше двадцати лет и стоит краевому бюджету миллиарды рублей. Если эти выводы не будут сделаны, убийства в Бирюлево и Белореченске продолжатся.

Андрей Кошик

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале