Прокуратура взялась за НКО совместно с ФСБ, МВД и Минюстом
В России проходят массовые проверки некоммерческих организаций (НКО). Проверки Минюста начались в четверг прошлой недели с осмотра штаб-квартиры международного правозащитного общества «Мемориал» в Москве, а также Фонда Свободы Информации в Санкт-Петербурге. Затем волна проверок «захлестнула» и другие регионы страны: Самару, Оренбург, Волгоград, Читу, Новосибирск и другие города. Любопытен тот факт, что помимо сотрудников Минюста в проверке принимали участие представители Генеральной прокуратуры, Федеральной налоговой службы, МВД и ФСБ. Также во многих регионах проверки сопровождались съемками телекомпании НТВ. Смущает и сам формат проводимой проверки: действия сотрудников надзорных органов напоминают оперативно-розыскную деятельность при отсутствии каких-либо поводов для таковой. Об этом заявляют в Фонде Свободы Информации. Сотрудники НКО, которые уже подверглись такой «репрессии», рассказали ПАСМИ зачем проводятся подобные проверки.
Волна проверок началась внезапно: ни одна некоммерческая организация не была предупреждена о предстоящем визите представителей власти. Как оказалось, в большинстве случаев и законного основания для такой масштабной проверки не было. По закону проверку НКО прокуратура может проводить при наличии соответствующего заявления о незаконной деятельности данной организации от физического или юридического лица. «Однако ничего о таком заявлении нам не сообщили», — рассказал ПАСМИ председатель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.
Александр Черкасов: «Прокуратура может проверять все, что угодно. Но она должна это делать не спонтанно, а в случае нарушения нами какого-то закона. Мы спрашивали у них какой закон мы нарушили: закон всемирного тяготения или закон Ома? Но они ничего не отвечали. Точно также они не отвечали на вопросы, по какой причине они пришли именно к нам».
В международном правозащитном обществе «Мемориал» проверки начались еще с прошлой недели и продолжаются по сегодняшний день. Сегодня при проверке правозащитного центра представители Генеральной прокуратуры, Минюста и налоговой службы предоставили предписание, подписанное прокурором, в котором говорится, что ведется проверка соблюдения законов организацией. «Но это было не слишком убедительно, как с позиции закона (Прокуратуры), так и с позиции приказа ведомства, который охраняет организации от избыточных проверок», — отметил Александр Черкасов. А вот при проверке Института свободы информации никакого предписания не было вовсе. «К нам пришли помощник прокурора, двое оперов и девушка из налоговой инспекции, которые потребовали предоставить возможность произвести осмотр всех кабинетов нашего офиса и опросить наших сотрудников без всякого основания на это, — рассказал руководитель Института свободы информации Иван Павлов, — при этом был также подан письменный запрос на предоставление документов организации».
Иван Павлов: «Запрашивают бухгалтерские документы, первичную бухгалтерскую отчетность: это командировочные удостоверения, билеты сотрудников из командировок, чек на покупку карандаша, папки. Вся мишура, которая нашу бухгалтерию забивает. Но нам нечего скрывать, поэтому мы предоставили эти отчеты. Но ковыряться в наших компьютерах и смотреть, что у наших сотрудников на рабочем столе или может в карманах лежит, в ящиках стола — мы их не пустили. У нас есть достоинство».
При отказе предоставить доступ к личной информации сотрудников Фонда Свободы Информации, представители правоохранительных органов угрожали вызвать сотрудников ОМОН. Однако по понятным причинам сделать они этого не могли, так как закон в этом случае был на стороне НКО. При проверке «Мемориала» сотрудники прокуратуры вели себя более корректно, не считая таинственного появления корреспондентов НТВ. «Это хулиганство, поведение корреспондентов НТВ было антиобщественным», – рассказывает Черкасов. В итоге обе организации сдают кипы документов на проверку. Причем в числе запрошенных документы, которые есть в свободном доступе, а также те, которые прокуратура могла получить в налоговой службе и Минюсте.
Александр Черкасов: «Сегодня у нас с утра столы завалены толстым слоем бумаг, такая кипа макулатуры позволила бы в свое время пионерскому отряду победить в конкурсе пионерской дружины. Все это отвлекает людей от работы, как минимум. Это нарушает закон прокуратуры о том, что сублимирование излишние вот этих проверок быть не должно».
Фонд Свободы Информации удовлетворил запрос прокуратуры лишь по тем документам, которых нет в свободном доступе.
Иван Павлов: «В налоговой службе они могут запросить наш устав, какие-то свидетельства о государственной регистрации. Это все является тем материалом, который они могут добыть из других официальных источников. Поэтому мы не предоставляем эти данные. По крайней мере, это уже не будет за наш счет, мы уже извели несколько картриджей. Передо мной сейчас лежат 30 кг копий документов. Представляете, сколько это? Это 12 пачек бумаги. Несколько деревьев пострадало в ходе этой проверки».
Сегодня НКО представляют основную движущую силу гражданского общества в борьбе с коррупцией. Правозащитники считают, что целью этих массовых проверок является уничтожение такого независимого движения. Лазейку для этого предоставил закон «Об иностранных агентах», в соответствии с которым по официальным данным Минюста и проводятся эти проверки. «Они требуют признать некоммерческие организации иностранными агентами. Этот закон направлен на закрытие деятельности некоммерческих организаций», — считает Александр Черкасов.
Иван Павлов: «Истинная причина проверок в том, что власть продолжает зачистку общественной активности и хочет оставить только ту активность, которая считается безопасной с точки зрения политической стабильности».
Со своей стороны Министерство Юстиции РФ комментирует массовую проверку НКО необходимостью выявления организаций, которые попадают под понятие «иностранных агентов».
Как сообщает «Интерфакс», ссылаясь на представителей министерства, специалистов Минюста и его территориальных подразделений привлекают к проверкам прокуратуры РФ. «В ходе проверок исследуется деятельность некоммерческих организаций в рамках компетенции Минюста», — сказал собеседник агентства.
Предметом проверок является соответствие деятельности НКО уставным целям и законодательству РФ.
В ведомстве добавили, что при выявлении нарушений Минюст применяет «установленные законом меры правового реагирования». Ранее Генпрокуратура назвала проверки НКО «плановыми».
Напомним, что в ноябре 2012 года Госдума приняла закон об «иностранных агентах», который обязует все НКО, финансирующиеся из-за рубежа и имеющие отношение к политике, регистрироваться в соответствующем статусе. Однако с момента принятия закона ни одна НКО в список иностранных агентов внесена не была. Единственной организацией, подавшей заявку, стала чувашская правозащитная организация «Щит и меч», получившая отказ от Минюста.
Положительную оценку этим инициативам дает Совет по правам человека при президенте РФ, который отмечает, что Минюст таким образом в рамках своих полномочий препятствует противоправным действиям.
Алина Тимофеева
Список прокурорских проверок НКО
по состоянию на 27 марта 2013
90 организаций
из 24 регионов России
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале