Михаил Абызов — закрытый миллиардер из открытого правительства
История назначения и падения самого непонятного российского министра
Задержание бывшего министра Открытого правительства Михаила Абызова отчасти стало сенсационным, отчасти было давно предсказуемым. К нему несколько раз возникали вопросы, связанные с финансовым состоянием, а также махинациями в энергетической сфере. Но, пожалуй, главный вопрос в отношении Абызова был такой — как он вообще стал министром и чем занимался в правительстве?
Как видно из уже имеющейся информации об уголовном деле бывшего министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова, основанием для его задержания стала не коррупция, как можно было бы ожидать, а преступление в экономической сфере, связанное с его энергетическим бизнесом. Защита и вовсе настаивает на том, что следствие перевело в уголовную плоскость обычный деловой конфликт.
Как бы то ни было, чиновником Михаил Абызов стал под самый конец президентского срока Дмитрия Медведева, сперва став советником главы государства, а затем, с переходом Медведева на должность главы правительства, заместителем председателя правкомиссии по координации деятельности «Открытого правительства». Фактически — федеральным министром. Этот статус был закреплен за Абызовым вплоть до весны 2018 года, когда президент Владимир Путин после своего переизбрания обновил состав правительства, упразднив само «Открытое правительство» и должность профильного министра. После этого Абызов покинул Россию, улетев в Италию, где он владеет роскошной виллой за 750 млн рублей — о ней еще в 2017 году рассказал оппозиционер Алексей Навальный.
Путь к богатству
Вернемся немного в прошлое. Свою деятельность Михаил Абызов начинал далеко не на госслужбе. Первые шаги на пути к богатству (одно время занимал 68-е место в списке российских миллиардеров по версии Forbes) Абызов совершил еще в студенчестве, торгуя в Москве турецким ширпотребом. Затем будущий бывший министр работал брокером, копил средства и инвестировал их в СП «ММБ-групп», после чего влился в систему поставок встречных товаров и переуступок долгов, за счет чего приобрел пакет акций разных крупных предприятий.
В их числе — акции «Сибнефти», крупный пакет акций компании «Новосибирскэнерго» (говорят, за поставки на 570 тысяч долларов Абызов получил 19,5% акций стоимостью примерно 40 млн долларов) и другие.
Приобретение всей жизни Абызов совершил в 1996 году, через два года он стал стал замглавы совета директоров «Новосибирскэнерго» и таким образом вошел в руководство РАО ЕЭС. А затем произошло уже знакомство всей жизни.
Чубайс, Дворкович и Медведев
В 1998 году Михаила Абызова пригласили в группу экспертов РАО «ЕЭС России», предложение поступило от главы корпорации Анатолия Чубайса. Абызов получил должность члена правления РАО, а вскоре, опять же по предложению Чубайса, стал начальником департамента инвестиционной политики и бизнес-проектов РАО «ЕЭС России», занявшись разработкой программы первоочередных действий в электроэнергетике.
Все последующие годы Абызов вместе с Чубайсом занимался приватизацией российской энергетики, банкротством крупнейших энергетических предприятий и захватом самых прибыльных активов. Попутно Михаил Абызов уделял внимание и сугубо личному обогащению, регистрируя офшорные компании (порядка 50) и создав инжиниринговую «Группу Е4». «Шахматное» название компании связывают с дружбой Абызова и бывшего зампреда правительства, любителя этой интеллектуальной игры Аркадия Дворковича.
Именно благодаря связям с Дворковичем и Чубайсом Михаилу Абызову удалось попасть в поле зрения Дмитрия Медведева, который и дал ему статус министра без портфеля. Зачем это понадобилось самому Абызову — остается только догадываться, так как он став чиновником параллельно продолжал заниматься бизнесом, что запрещено законом.
Без портфеля и без дела
«Открытое правительство», за которое формально отвечал Михаил Абызов, — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Поначалу Медведев активно продвигал проект, обязав госструктуры выкладывать в интернет широкий перечень документов для ознакомления граждан, также была принята концепция «Электронного бюджета», чтобы люди могли знакомиться с государственными тратами. В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
При этом деятельность непосредственно «Открытого правительства» Абызова почти не пересекалась с немногочисленными реальными достижениями проекта. Возглавляемая им комиссия лишь что-то «координировала», сам Абызов участвовал в различных номинальных заседаниях и не вылезал из Италии.
Очевидно, за шесть лет «эффективность» структуры стала ясна всем, поэтому президент Путин в 2018 году структуру распустил.
Бывший министр
Ныне Михаила Абызова обвиняют в организации преступного сообщества и мошенничестве c использованием служебного положения. Его подельниками следствие называет топ-менеджеров энергетических компаний ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети» — обе компании выступают потерпевшими по уголовному делу, а сумму ущерба в СКР оценивают в 4 млрд рублей. По версии следствия, злоумышленники якобы продали государственному ФГУП «Алмазювелирэкспорт» акции «Новосибирскэнерго» по сильно завышенной цене. Впрочем, в самом ФГУП цифры от СКР не подтверждают.
Также следователи проверяют причастность Абызова и его группы к другим аналогичным преступлениям в энергетической сфере. Например, ранее Альфа-банк пытался добиться возбуждения уголовного дела в связи с огромной задолженностью компании бывшего министра»Группа Е4″, которая фактически стала банкротом под руководством Абызова. Возможно, что при новых обстоятельствах банку удастся добиться своего.
Не исключено, что Абызову могли бы вменить в вину и многочисленные махинации, совершенные им еще в конце девяностых годов прошлого века, однако по ним уже наверняка истекли все сроки давности.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале