Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Юрий Берг: надо чаще бить по «бытовой» коррупции

Чиновники Оренбургской области сегодня, как на ладони. Разработан полный пакет механизмов для контроля работы, убежден губернатор Юрий Берг. Как бороться с «мелкой бытовой» коррупцией и как сформировать доверительное отношение граждан к органам власти, глава администрации региона рассказал в интервью редакции ПАСМИ.

Юрий Берг
Юрий Берг

ПАСМИ: Юрий Александрович, какие проблемы, на Ваш взгляд, стоят наиболее остро при реализации антикоррупционной политики в регионе?

— К сожалению, в последние десятилетия вопрос противодействия коррупции стал весьма актуальным для всех государств и для международного сообщества в целом. Формы коррупции стали многообразнее, изощреннее, а влияние этого социального явления – разрушительнее для общества.

Пожалуй, наиболее острой проблемой в сфере антикоррупционно й деятельности является недостаточная эффективность мер борьбы с так называемой бытовой, «копеечной» коррупцией. При всей своей кажущейся незначительности именно «бытовая» коррупция наносит наибольший вред обществу, укореняя в сознании людей мнение, что «не подмажешь – не поедешь» и «так и должно быть».

Мы научились противостоять коррупции во властных структурах. Наверное, это и есть наш главный успех. Мы привыкли использовать информационную открытость и общественный контроль в качестве эффективного оружия в борьбе с коррупцией. И все-таки, если говорить о власти, основная антикоррупционна я работа в государственных органах проходит обыденно и непублично.

Например, такой трудоемкий процесс, как приведение областных антикоррупционны х нормативных актов в соответствие с федеральным законодательство м или анализ регионального законодательства на возможные признаки коррупциогенност и, — нужнейшая, но скучная работа. А ведь в 2015 году антикоррупционно й экспертизе подверглись 1056 проектов нормативно- правовых актов.

Или профилактика коррупционных и иных правонарушений со стороны госслужащих. Ничего зрелищного, сенсационного в ней нет. А между тем это постоянная и исключительно эффективная антикоррупционна я работа. И, поверьте, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданный в управлении государственной гражданской службы и кадровой работы аппарата губернатора и правительства Оренбургской области без дела не сидит.

заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Оренбургской области Фото: gfi56.pfo.ru
Заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Оренбургской области Фото: gfi56.pfo.ru

Кроме того, в прошлом году согласно моему указу образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Оренбургской области. В ее состав вошли главный федеральный инспектор по Оренбургской области, руководители профильных структур государственной власти, представители правоохранительн ых органов и общественности. На заседаниях координационной комиссии обязательно присутствуют работники прокуратуры.

Проводится работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной гражданской службы. Координируют данную работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Вообще госслужащего или, как любят говорить в прессе, чиновника контролируют постоянно. Например, государственные гражданские служащие области предоставляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения размещены на официальных сайтах органов исполнительной власти Оренбургской области и находятся в открытом доступе.

В органах исполнительной власти Оренбургской области проводится работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений лицами, замещающими государственные должности Оренбургской области, должности государственной гражданской службы. Осуществляется обязательная и компетентная проверка сведений, которые предоставляют претенденты на должности государственной гражданской службы и действующие гражданские служащие. Кадровики проверяют каждого госслужащего на наличие близкого родства или свойства с другими гражданскими служащими или претендентами на госслужбу, чтобы исключить непосредственную подчиненность или подконтрольность одного родственника другому, и так далее. Все эти меры направлены на устранение коррупциогенных факторов.

Юрий Берг Фото: ural56.ru
Юрий Берг Фото: ural56.ru

В каждой из 413 организаций, подведомственных 15 органам исполнительной власти Оренбургской области, определены должностные лица, ответственные за реализацию антикоррупционно й политики, а обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, определены и закреплены в трудовых договорах работников.

Прибавьте сюда постоянную работу правоохранительн ых органов и прокуратуры, и станет понятно, что чиновник – он весь как на ладони. А вот с мелкими коррупционерами все с точностью до наоборот. Уверен, надо чаще бить по «бытовой» коррупции!

И здесь надо отметить, что успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных сдвигов в общественном сознании, без роста сознательности самих граждан. Поэтому главной целью современной антикоррупционной политики является не только полное искоренение коррупции, но и формирование общественного отрицания, социального неодобрения коррупционной практики. Причем первое без второго невозможно. Вообще победить коррупцию без постоянного и целенаправленного участия в антикоррупционной работе институтов гражданского общества нельзя. И здесь надо упомянуть еще об одной острой проблеме. В Российской Федерации пока нет законодательной основы для гражданского участия в противодействии коррупции, нет механизмов взаимодействия государственных и негосударственных структур в этой области, не выработаны способы вовлечения институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности. Хотя прообраз, прототип этого взаимодействия уже есть. Это Общероссийский народный фронт, весомое и эффективное общественное движение.

ПАСМИ: А как воспитать в обществе иммунитет к коррупции? И есть ли критерии оценки эффективности антикоррупционнной политики?

— Прежде всего, правовыми методами. То есть наказание за коррупционные преступления должно быть неотвратимым и реальным, соответствующим тяжести содеянного.

Во-вторых, информационными методами. У нас в области есть хорошая практика информационной работы с целевыми группами – госслужащими, работниками местного самоуправления, пациентами лечебных учреждений.

Много внимания уделяют теме борьбы с коррупцией оренбургские СМИ. Информационный спектр весьма широк от заметок и сюжетов до постоянных тематических рубрик. В ежегодном творческом конкурсе журналистов и редакций СМИ есть номинация «СМИ против коррупции».

Ну и, в-третьих, воспитание: у нас с учениками образовательных учреждений проводятся тематические конкурсы, классные часы, лекции. Так, например, в 2015 году в конкурсе творческих работ «Коррупция глазами обучающихся» участвовали 6,5 тысячи учеников. Вы бы видели их плакаты, листовки, буклеты, стенгазеты, сочинения. Каждый конкурсант изобрел свою собственную «агитвакцину» и сам себя привил от коррупции.

Здание администрации Оренбургской области
Здание администрации Оренбургской области

Что касается критериев оценки эффективности антикоррупционнной политики, то в отношении власти такой критерий есть – это уровень доверия населения к органам власти, к конкретным руководителям этих органов. Чем результативнее идет борьба с коррупцией, тем выше рейтинг власти, больше к ней доверия.

ПАСМИ: То есть выше престиж государственной службы. Но ведь сегодня чиновников не ругает только ленивый…

— Именно поэтому мы так много внимания уделяем кадровому отбору и повышению престижа государственной гражданской службы.

У нас регламентирована вся работа государственных гражданских служащих,актуализированы методики подбора квалифицированных кадров для государственной гражданской службы и оценки результатов служебной деятельности гражданских служащих, а также созданы условия для их должностного роста.

Также определен подход к формированию кадрового резерва в органах исполнительной власти области, обеспечению участия независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе; в рамках государственного заказа осуществляется дополнительное профессиональное образование госслужащих.

Ну и конечно воплощаются в жизнь принципы открытости и подконтрольности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области гражданскому обществу.

Каждая из этих мер реализации антикоррупционнной политики – это шаг на пути к победе над коррупцией. Мы начали движение и обязаны пройти этот путь!

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале