Известно, что СМИ конструируют реальность, отличную от настоящей. Нередко журналисты под иным, не соответствующим действительности, углом зрения подают события, с другой точки зрения оценивают факты, в нереальном ракурсе изображают людей. Первому Антикоррупционному СМИ стало интересно, как представлены журналистами образы женщин, чьи имена звучали в СМИ в контексте коррупции. ПАСМИ анализирует три образа: бывшей сотрудницы Росреестра Ольги Ждановой, эксчиновницы Минобороны Евгении Васильевой и служащей Росстрахнадзора Эльмиры Айнуллиной. На них наш выбор пал не случайно: это героини разного возраста, чиновницы разных рангов и разных ведомств, но главное – их истории совершенно не похожи одна на другую.
Эльмира Айнуллина, бывшая сотрудница управления Росстрахнадзора
Фото: МК
Итак, самая молодая — Эльмира Айнуллина, которой на момент задержания (в июне 2011 года) было 26 лет. В тот период она занимала должность замначальника отдела надзора и претензионно-исковой работы окружного управления Росстрахнадзора. Ей было предъявлено обвинение в посредничестве при даче взятки.
Имя Эльмиры упоминается в СМИ только в связи с двумя событиями: по факту возбуждения уголовного дела о взятке и в связи с ее интервью «Московскому Комсомольцу». Итак, девушке было предъявлено обвинение, она была арестована и, как Эльмира сообщила в интервью, год провела в СИЗО №6. Девушка рассказала журналисту о том, за что ее задержали, о том, как вели себя сотрудники ГУЭБиПК во время задержания и в течение нескольких суток после него, о том, как Эльмиру вынудили передать взятку ее руководителю и о многом другом. Девушка настолько искренне, наивно и трогательно рассказывает о своих злоключениях, что перед читателем предстает образ невинной жертвы – кроткой, слабой, женственной и беззащитной. Вопросы журналиста сформулированы очень просто, и героиня в ответах использует телеграфный стиль и простейшие речевые конструкции, что усиливает впечатление наивности и доверчивости девушки. Судя по всему, такая речевая тактика интервью выбрана не случайно: здесь все работает на создание образа интервьюируемой. Особенно показательны в этой связи ремарки автора публикации типа «и слезы капают прямо на фото ее мучителей» или слова героини «Я шептала: «Все что хотите, только живой оставьте». Чтобы усилить черты образа невинной жертвы, журналистка рассказывает, что «эту красавицу-отличницу с огромными детскими глазами обвинили в посредничестве во взятке в 5 миллионов рублей» и делает вывод о том, «как прокручивались жернова псевдоправосудия, ломая людские судьбы».
Фотографий девушки в социальных сетях найти не удалось. Судя по всему, Эльмира избегает публичности. Единственный обнаруженный снимок Эльмиры иллюстрирует интервью для «Московского комсомольца»: это любительская фотография героини – девушки стандартной внешности, непривлекательной крашенной блондинки с легким макияжем и неприбранными волосами. Изображение героини подчеркивает простой и наивный образ.
Евгения Васильева, экс-начальник департамента имущественных отношений Минобороны
Согласно материалам уголовного дела, ей вменяется 12 эпизодов преступной деятельности, общий ущерб по которым превышает 3 млрд рублей. Васильевой предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159, 1741, 201, 286 УК РФ (мошенничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; злоупотребление полномочиями; превышение должностных полномочий). В Следственном комитете считают, что Васильева намеренно вводила Сердюкова в заблуждение, чтобы продать ряд объектов Минобороны по заниженной стоимости. Обвиняемая своей вины не признает.
Пожалуй, это уникальный случай в истории российского правосудия: заключение под домашний арест Васильева превратила в шоу, в пиар-проект. Специалисты уверены, что этот ход – метаморфоза чиновницы, которую обвиняют в продаже имущества Минобороны, в светскую львицу – продуманная акция стоимостью не менее $1 млн. За более чем двухлетнюю историю расследования уголовного дела о хищениях в Оборонсервисе имидж Евгении Васильевой изменился до неузнаваемости: в информационном пространстве она успешно примерила образ творческой натуры (певицы, поэтессы и художницы), а также жертвы несчастной любви к бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову.
Кроме того, бывшая чиновница предстает в СМИ как глубоко верующий человек: она и ее адвокат рассказывают о глубоких религиозных чувствах обвиняемой в коррупции, а находясь под домашним арестом Васильева начала рисовать иконы.
Однако на страницах СМИ можно найти характеристики личности арестованной, которые контрастируют с нежным и ранимым образом. Бывшие коллеги Васильевой отмечают ее снобизм, жестокость и хамство в отношении с подчиненными, низкий уровень культуры (в том числе использование мата при общении с коллегами).
Каковы мотивы такого, мягко говоря, необычного поведения арестованной женщины? Для чего она целенаправленно работает над созданием образа светской львицы? Эксперты полагают, что ее цель – создать образ брошенной беззащитной женщины, которая жертвует собой во имя чувств к высокопоставленному любимому и на которую безжалостно обрушилась правоохранительная система.
Кстати,15 января экс-министр обороны Анатолий Сердюков выступил на заседании суда в защиту своей бывшей подчиненной. По его словам, главная фигурантка – профессионал высокого класса, человек с хорошими организационными способностями, она приносила пользу Минобороны и ей он полностью доверял. Сердюков отверг позицию гособвинения о незаконности действий экс-подчиненной. Возможно, созданный в СМИ несчастный образ фигурантки по делу Оборонсервиса уже начал оказывать свое воздействие.
Ольга Жданова, бывший замруководителя Росреестра Подмосковья
Должность замруководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Жданова заняла в январе 2013 года, а уже в июне была задержана при получении взятки.
Жданова полностью признала свою вину, в отношении нее было возбуждено уголовное дело по ст. 290, часть 6 УК РФ («получение должностным лицом взятки в особо крупном размере»). Но через год, когда были арестованы сотрудники ГУЭБиПК, задержавшие обвиняемую во взяточничестве, дело о получении взятки в размере 1,3 млн было признано сфабрикованным.
Изображений Ждановой в Интернете немного. Это эффектная блондинка, которая не выглядит ухоженной женщиной и потому кажется несколько старше своих лет, она одета со вкусом, ее костюм исключителен. На фотографиях Жданова выглядит статно и женственно. На нескольких фото запечатлено, как она резво пытается бежать при попытке ее задержания.
Ольга Жданова (фото с сайта Росреестра pda.rosreestr.ru)
Ольга Жданова, как и Эльмира Айнуллина, непопулярный в СМИ персонаж. Источники, в которых упоминается о ней, делают акцент на ее богатой трудовой биографии, в которой показан путь от выпускницы юридического института, поступившей на работу в Саратовскую областную коллегию адвокатов, где она проработала 14 лет, до начальника одного из отделов Управления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а затем заместителя руководителя Управления Росреестра по городу Москве. Действительно, несколько неожиданно, что зрелая женщина со значительной, в том числе юридической, карьерой оказалась замешана в коррупционной истории.
Ученые так описывают классический образ чиновника: (чаще) мужчина, который наделен такими качествами, как безответственность, продажность, бюрократизм, равнодушие к людям и безразличие к интересам страны.
В нашей галерее представлено три образа женщин-чиновниц, чьи имена использовались в СМИ в контексте историй о взятках. Какова степень причастности наших героинь к коррупционным схемам, мы не можем судить, но нет дыма без огня. Почему им были предъявлены эти обвинения? Возможно, в это произошло не случайно. Однако представительница слабого пола, замешанная в столь серьезном преступлении, как взяточничество, пожалуй, выглядит несколько неожиданно.
Алена ПОДЛЕСНЫХ