Общественного транспорта в столице Чеченской республики как такового нет, перевозка граждан осуществляется посредством маршрутного и городского такси. Наиболее развиты услуги последнего. Между тем частный извоз в Грозном строго запрещен после внесенных в Федеральный закон 69-ФЗ поправок, который обязывают получать лицензию.

Руслан Атаев
Пообщавшись с предпринимателями в Грозном, Первое Антикоррупционное СМИ выяснило, что и «легальное» такси в республике работает по теневой схеме, т.е. все автопарки лицензированы, но при этом исправно платят ежемесячные сборы.
Более того, со слов одного из владельцев автопарка такси, которого принудили продать бизнес по заниженной цене, сборы с предпринимателей вел лично заместитель министра транспорта и связи Чеченской республики Руслан Атаев.
«Фирмы, которые занимаются оказанием услуг такси для населения, могут привлекать к работе, как водителей с собственным автотранспортом, так и иметь автопарк машин и наемных водителей. И в том, и в другом случае Атаев Руслан Увайсович обложил владельцев бизнеса выплатами, которые необходимо отдавать, иначе лишишься бизнеса», — утверждает владелец автопарка в Грозном.

Абубакар Цухаев
Опрошенные журналистами ПАСМИ бизнесмены подтвердили, что в свое время лично встречались с Атаевым и передавали ему деньги, но потом он перевел многих предпринимателей на посредников — своих хороших знакомых: Абубакара Цухаева и Казбека Сапаева. За несколько лет «работы с Атаевым», как говорят грозненские бизнесмены, ребята, собирая ежемесячно со всех, пересели с отечественных машин на иномарки. Карьера также пошла в гору: Абубакар стал помощник гендиректора ГУП «Чечавтотранс», Казбек- директором такси «Миг», «Терек» и «Элит». Растут, при этом в кулуарах жалуются, что рискуя и делая самую грязную работу, обирая предпринимателей, получают всего по полтора миллиона рублей в месяц из собранных десятков миллионов. Собирают деньги не боясь никого и ничего, но только недавно стали осторожничать, боясь, что их задержат правоохранители, даже просили оставлять деньги на пропускном пункте Мининтранса. 
Казбек Сапаев в разговоре с журналистом Первого Антикоррупционного СМИ заверил, что «это все не правда». Он рассказал, что владеет таксопарками в Грозном и Гудермесе, и что любой водитель может придти к нему и работать, заплатив от 100 до 200 рублей за путевку (выдается на один день).
«Приходишь, платишь, я тебе даю путевку и заявки. Если машина твоя, то 150 руб. платишь, если моя — 500», — говорит Казбек.
Сколько при этом он платит Минтрансу и платит ли вообще, Казбек говорить по телефону отказался, сославшись на плохое знание русского языка. Уверяет, что работает легально и с лицензированием ( в связи с новыми поправками в так называемый закон «о такси») у него проблем не было.

«Лицензия бесплатно выдавалась. Если водитель встал в налоговый учет, заключил договор, есть тех паспорт, тогда Министерство транспорта и связи Чеченской республики выдает лицензию», — рассказывает Казбек.
Журналисты ПАСМИ пообщались и с простыми чеченскими таксистами, и ответы были одни: зарабатывать не получается, работают практически в «нуль». Грозненский таксист по имени Рамзан рассказал, что «путевка» стоит гораздо дороже и приходится платить, даже если не берешь заявки, а работать негде больше, т. к. в республике безработица.
«Подписал договор, мне выдали машину. Теперь я ежедневно должен отдавать начальнику 1200 рублей не зависимо от заработка. Еле на еду хватает. Бензин и ремонт машины тоже сам оплачиваю. Хорошо, что хоть машина мне останется», — жалуется Рамзан.

По словам предпринимателей, их обязывают ежемесячно платить «бандитский налог» –от ста тысяч рублей, в зависимости от количества машин и лицензий. Эти деньги собирает Казбек. Затем он передает их Цухаеву Абубакару, а тот передает их дальше.
Помощник гендиректора ГУП «Чечавтотранс» уверяет, что деньги ни у кого не берет и не передает.
«Много чего говорят. Я тоже много чего слышал, но это не значит, что все, что говорят – правда. О разных людях разное говорят», — отметил Абубакар, добавив, что «вообще не в курсе» того, что с директоров таксопарков якобы вымогают деньги.
Сам заместитель министра транспорта и связи Руслан Атаев отказался разговаривать, сославшись на то, что находится в отпуске, а когда корреспондент Первого Антикоррупционного СМИ спросил, в каких он отношениях с Абубакаром, министр прекратил разговор. Через несколько часов позвонил его пресс-секретарь и попросил выслать все вопросы на почту.
«Отказываешься платить указанный сбор, подвергаешься давлению, тебе создают различные препоны и в итоге отбирают бизнес или выкупают за копейки», — говорят предприниматели.

По словам одного из пострадавших предпринимателей это происходит по-разному. Например, автопарк «нелояльного» подвергается пристальному вниманию со стороны сотрудников ГИБДД : его автомобили начинают останавливать и искать повод для штрафа. Этот повод легко найти, тем более у таксистов, которые ездят на собственных машинах – они не всегда хотят экипировать свой автомобиль по предписанной законодательством форме.
«Вот он наклеил на машину наименование фирмы, номер телефона. Поработал и ушел. А наклейки с отечественных машин отрываются вместе с краской», — объясняет один из предпринимателей, отмечая, что подконтрольные министерству таксопарки имеют поблажки в выполнении этих предписаний и могут обойтись «одной шашкой на крыше».
«Главное в этом бизнесе это клиентская база», — говорит другой бизнесмен. Однажды, когда он отказался платить, ему попросту отключили номера телефонов, которые были предоставлены Мегафоном. По словам бизнесмена, он начал звонить директору местного офиса оператора связи, и тот якобы ему сообщили, что это был «приказ сверху».
Нет звонков – нет работы для водителей. Клиенты не звонят, водители уходят, бизнес рушится. В итоге, владельцу просто предлагают выкупить номера телефонов и рации.
Надо отметить, что чеченцы, как и русские, очень терпеливые и не любят выносить «сор из избы», но всему есть предел, ситуация настолько накалилась в сфере перевозок, что бизнесмены работают по сути «наоброк» и терять многим больше нечего.
Сейчас, по рассказам бизнесменов, на рынке услуг такси в ЧР остались только «свои» и подконтрольные фирмы, которым приходится платить.
«В республике безработица. Работать практически негде, – сетует таксист, подвозя журналиста ПАСМИ к Центорой, – а тут государство в государстве – местный Лас-Вегас».
Руслан Атаев живет, как положено высокопоставленному чиновнику ЧР в Центорой (Аллерой), а ездит, как говорят, на белом джипе последней марки Мерседес GL500. Один предприниматель подсчитал, что только на бензин и обслуживание такой машины может уходить вся зарплата чиновника, а как же содержание дома и другие расходы?
Таксисты и предприниматели, опрошенные ПАСМИ в районных центрах республики, описывают точно такую же ситуацию в структуре такси, как и в Грозном: примерная ежемесячная плата с каждого автопарка – 100 тыс. рублей, при максимальной стоимость официальной лицензии по 69-ФЗ – 5 тыс. рублей за автомобиль на 5 лет.

Местные бизнесмены убеждены, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, просто ничего не знает о поборах, не смотря на то, что в разговорах «троица» упоминает, что все сборы согласованы на самом высоком уровне республики и деваться некуда.
Продолжение следует.
Первое Антикоррупционное СМИ просит присылать на почту редакции в раздел «сообщить о коррупции» любую информацию и материалы (видео и аудиозаписи, документы и тд) о возможных злоупотреблениях должностных лиц министерства транспорта и связи Чеченской республики
Кенр.
Сообщить о коррупции
"Первое Антикоррупционное СМИ" проведет журналистское расследование и опубликует материалы.