Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Показательное дело директора «Елисеевского гастронома» Юрия Соколова

11.02.2014 / 13:33

Если бы этого, покойного ныне человека, судили сегодня, то жесточайшего – расстрел — приговора он бы избежал. Ведь никого не убивал, не захватывал самолет или школу, а просто брал взятки… Да, наказуемо, но не расстрелом. Но этого человека судили в СССР, где взяток не могло быть по определению, как и секса, и где смертные приговоры были разрешены.

Юрий Соколов
Юрий Соколов

История, как известно, не терпит сослагательных наклонений. Но разговоры об этом деле и об том несчастном человеке ведутся до сих пор. Снято немало документальных передач и фильмов, написано немыслимое количество газетных статей и книг. Наконец, его имя попало в российские учебники истории как о самом известном взяточнике времен СССР…

Юрия Соколова, директора самого крупного в стране гастронома №1, он же — «Елисеевский», исправно снабжавшего отборными деликатесами партийную верхушку и творческую, научную, военную элиту страны, арестовали в 1983 году. Обвинение гласило: «используя свое ответственное должностное положение, в корыстных целях с января 1972 по октябрь 1982 гг. (именно столько Соколов был на посту директора – ПАСМИ) систематически получал взятки от своих подчиненных за то, что через вышестоящие торговые организации обеспечивал бесперебойную поставку в магазин продовольственных товаров в выгодном для взяткодателей ассортименте».

гастроном «Елисеевский»
гастроном «Елисеевский»

Как гласит историческая хроника, за месяц до ареста Соколова комитетчики, воспользовавшись тем, пока тот был за границей, оборудовали кабинет директора оперативно-техническими средствами аудио- и видеоконтроля. В магазине устроили короткое замыкание электропроводки, отключили лифты и вызвали «ремонтников». Следящей аппаратурой оборудовали и все филиалы гастронома.

В поле зрения чекистов в Москве попали многие высокопоставленные лица, бывавшие у Соколова в кабинете. Аудио- и видеонаблюдение зафиксировало, что руководители филиалов по пятницам прибывали к директору «Елисеевского» и вручали ему конверты. В дальнейшем часть денег, вырученных на дефиците, не попадающем на прилавок, уходила к начальнику Главного управления торговли Исполкома Моссовета Николаю Трегубову и другим заинтересованным лицам. Однажды всех курьеров с деньгами арестовали. А вскоре последовали аресты и директоров крупных столичных торговых предприятий.

Всего в системе столичного Главторга, начиная с лета 1983 года, к уголовной ответственности были привлечены более 15 тысяч человек. Во главе с бывшим начальником Главторга Мосгорисполкома Николаем Трегубовым. Почти одновременно арестовали директоров самых известных московских продовольственных магазинов: В. Филиппова (гастроном «Новоарбатский»), Б. Тверетинова (гастроном «ГУМ»), С. Нониева (гастроном «Смоленский»).

В СИЗО оказались: начальник Мосплодовощпрома В. Уральцев, директор плодоовощной базы М. Амбарцумян, директор торга «Гастроном» И. Коровкин, директор «Диетторга» Ильин, директор Куйбышевского райпищеторга М. Байгельман и еще многие ответственные работники.

Судебный процесс был быстрым и закрытым. Коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала Соколова виновным по статьям 173 часть 2 и 174 часть 2 УК РСФСР (получение и дача взятки в крупном размере) и 11 ноября 1984 года приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Был лишен всех наград и званий. Его заместитель И. Немцев получил 14 лет, А. Григорьев — 13, В. Яковлев и А. Коньков — 12, Н. Свежинский — 11. Чуть позже бывший руководитель московской торговли Николай Трегубов, через которого проходили основные «транши» взяток, получит 15 лет. Как и Соколов, к расстрелу будет приговорен директор плодоовощной базы М. Амбарцумян. Не дожидаясь суда, покончил с собой директор гастронома «Смоленский» С. Нониев.

И хоть доказательная база по делу Соколова и «других материально ответственных лиц» действительно была сильной, но на сегодняшний день понятно, что процесс над ним и другими был показательным. В стране только что умер Брежнев. Место генсека занял Андропов, которому нужно было показать свою силу и авторитет. Соколов был лишь поводом. Говорят, через него пытались спихнуть секретаря МГК КПСС, члена Политбюро Виктора Гришина как претендента на роль Генерального секретаря Компартии СССР (в МГК ведь тоже много шло из «гастронома №1»).

Система взяток в стране тотального дефицита существовала и при Брежневе, и при Андропове, и при последующих руководителях. В прошлом фронтовик, коммунист, сам Соколов не придумывал эту систему взяток и траншей, он был лишь одним из ее винтиков и не мог отказаться от этой системы, как не могли отказаться от «кормушки» тысячи других директоров больших и маленьких магазинов того времени. Взятки никто не оправдывает. Но нельзя оправдать и смертный приговор, который вынесли Соколову и Амбарцумяну. Ведь запросто могли дать лет по 15 и оставить жизнь.
Вера ЧЕЛИЩЕВА

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале