Алексей Лунев: Не будет народа-предпринимателей, не будет и государства
Алексей Лунев, председатель коллегии адвокатов «Лунев и партнеры», рассказал Первому Антикоррупционному СМИ о том, с какими системными проблемами приходится сегодня сталкиваться предпринимательскому сектору мегаполиса, как различается ведение бизнеса в Москве и в регионах, а также о том, что необходимо сделать, чтобы уголовное преследование перестало быть инструментом в борьбе с неугодным бизнесом.
ПАСМИ: На этой неделе уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев презентует доклад о развитии бизнеса в столице. Какие системные проблемы Вы видите сегодня в предпринимательском секторе мегаполиса?
Алексей Лунев: Основной системной проблемой предпринимательского сектора является перекос в сторону предприятий непроизводственной сферы. Сегодня мы видим, как на месте бывших предприятий, отраслевых научных институтов открываются бизнес-центры, где как правило аккумулируются фирмы с посреднической функцией, либо зарабатывающие на оказывании услуг по преодолению чрезмерного администрирования предпринимательской деятельности. То есть, производством здесь и не пахнет.
В советские времена наработки фундаментальной науки адаптировали к производству отраслевые институты, на своей производственной базе. Сегодня государство требует от производителей инновационных решений, а где их взять, если между наукой и производством образовалась глубокая пропасть, отсутствует связующее звено, и заменить его вновь создаваемыми технопарками пока не очень-то получается. При этом, в московском регионе очень высок научный потенциал, и использовать его нужно по месту его исторической локации, создавая для него условия по реализации и внедрению новых идей, особенно в сфере производства.
ПАСМИ: Некоторые из собственников снесенных в феврале торговых центров Москвы готовят иски в суд на возмещение ущерба. Каково Ваше мнение, судиться сегодня с городом – это «борьба с ветряными мельницами» или есть шанс выиграть дело?
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Следуя этим положениям, мне не кажется, что судиться с городом — это» борьба с ветряными мельницами».
ПАСМИ: Проблемы бизнеса в Москве и в регионах принципиально отличаются? По-вашему, региональные предприниматели «дышат свободнее»?
Алексей Лунев: Вопрос непростой, но с уверенностью можно сказать, что проблемы бизнеса в Москве и регионах принципиально различаются. При этом, предприниматель в Москве более свободен, так как ему легче раствориться в мегаполисе и быть неинтересным для административных органов. При этом здесь проще пожаловаться в вышестоящие инстанции на произвол чиновников, найти защиту. В регионах предприниматель всегда на виду, и если он не входит в структуры, аффилированные с местной правящей элитой, то в случае возникновения у него проблем, до Москвы далеко, а потому его существование всецело зависит от благосклонности местных администраций.
ПАСМИ: Каким Вы видите механизм реализации наказа президента и что необходимо сделать, чтобы уголовное преследование перестало быть инструментом в борьбе с неугодным бизнесом?
Алексей Лунев: Удивительно, что президент обратился с этим к судьям. Ведь суд — это последняя инстанция в деле привлечения бизнесменов к уголовной ответственности, либо отжимная бизнеса посредством хозяйственных споров.
До того, как дело попадает к ним на стол, оно вызревает в головах администраций различных территориальных образований. Ни для кого не секрет, что зачастую вновь назначенный глава начинает свою деятельность не с озабоченности проблемами предпринимателей, а с передела бизнеса у себя в регионе. Кто-то ложится под новую команду, кто-то уезжает, продавая все по дешевке. С особо несговорчивыми и «сладкими» начинается кропотливая, каждодневная» работа». Включаются административные и правоохранительные рычаги, которые фактически превращают жизнь предпринимателя в сплошной фильм ужасов. Каждый день возникают новые страшилки, в итоге предприниматель либо за решеткой, либо рейдеры захватили его бизнес. Поэтому суды, встроенные в вертикаль власти, своими решениями лишь фиксируют исполненный ФСБ, МВД, СКР и прокуратурой административный заказ. И попробовали бы они этого не сделать. Очень часто приходиться слышать от судей, в личных беседах, что при понимании ими сфабрикованности дела, они не могут вынести иного решения, чем то, которое определено в обвинительном заключении, опасаясь проблем, которые это может повлечь.
Что делать?! Сейчас будут утопические, но очевидные мечты адвоката и гражданина.
Прежде всего, хотелось бы слышать в отчетах губернаторов президенту, не только голые цифры успехов регионов, но и сколько открылось новых производств, насколько увеличилось количество рабочих мест в регионе, в чем заслуга администрации региона,что в него потекли инвестиции, и предпринимателям гарантирована безопасность и защита бизнеса.
От прокуратуры хотелось бы слышать, какие представления в отношении административных органов ущемляющих права бизнеса она вынесла. Нет, не в интересах бизнеса естественных монополий, а самого маленького и самого беззащитного.
Хочется, чтоб судьи были действительно независимыми, а не восполняли огрехи следствия в ходе судебного процесса, не оглядываясь выносили по плохо расследованным делам оправдательные приговоры.
Хотелось, чтобы президент не только настраивал международный оркестр, но и в своем собственном настраивал губернаторов на создание благоприятной предпринимательской среды, тем самым помогая народу выжить в сегодняшних непростых условиях. Не будет народа-предпринимателей, не будет и государства, и кому будет нужна та властная вертикаль.
А пока ждем.