К борьбе с коррупцией подключат GR-специалистов
В Москве в гостинице «Националь» прошла V Международная конференция «GR-конгресс 2013: Эффективный диалог бизнеса и власти», в работе которой приняли участие более двухсот представителей российских и иностранных бизнес-структур, а также общественных организаций в сфере взаимодействия с органами власти.
Как было отмечено на конференции, в настоящее время в России в GR задействовано от двух до десяти тысяч человек. Столь значительная разница в количественных оценках обусловлена в первую очередь тем, что отрасль пока лишь формируется. Но при этом и в Правительстве, и в бизнесс-сообществе прекрасно пнимают необходимость сотрудничества органов власти и предпринимателей.
«Правительству для принятия взвешенных решений необходимо полагаться на экспертов из бизнес среды, а бизнес сообщество нуждается в формировании благоприятной законодательной и экономической среды для собственного развития», — было неоднократно отмечено в ходе конференции.
Так, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ Евгений Федоров отметил, что на данном этапе отношений между предпринимателями и властью даже бизнес-омбудсмен не способен повлиять на стратегические решения Правительства, поскольку «его административный ресурс составляют всего лишь 20 человек аппарата, которые сидят на совещаниях и отвечают на обращения людей».
По словам Федорова омбудсмен может повлиять лишь на решения правоохранительной системы в области противодействия коррупции и давления на бизнесс, и в крайне редких случаях — на вопросы госаппарата. На общую же систему влияют иключительно государственные институты.
«Чтобы изменить к лучшему институциональную систему, необходимо иметь национальную экономическую школу, институты, которые имеют право по конституции вносить системные изменения», — заявил он.
Федоров объяснил, что Правительство принимает 75 % законов, потому что у него для этого есть институциональные возможности — для подготовки системного закона.
«Другое дело, у Правительства нет своей идеологии, которая запрещена конституцией РФ. Международный Валютный Фонд наметил, как должно быть, Правительство описало это в законах и Госдума должна их принимать», — отметил Федоров.
По мнению депутата, поднять процент малого бизнеса с 15 % до 50 % невозможно без изменения системы. Для этого необходимо менять принципы: бороться с коррупцией, активировать рынки технологий и интеллектуальной собственности, запускать малый бизнес в науку, в промышленность, менять всю архитектуру управления, вводить низкие процентные банковские и налоговые ставки. По принципам низких ставок живет весь развитый мир.
Федоров отметил: «У нас нет технологии, чтобы налоговые ставки попали в повестку дня – нет прав на изменение системы. Это как на фирме: вы можете распоряжаться бюджетом, гонять работников туда-сюда, но устав фирмы изменить не можете. Это могут сделать лишь акционеры. У нас нет права быть акционерами нашей страны».
Федоров привел цитату из Конституции РФ, подтверждающую, что наша конституция изначально является конституцией внешне управляемого идеологически субъекта: «Россия является субъектом общепризнанных норм международного права».
«Иностранные инвесторы находятся в более льготных условиях, чем российские, потому что имеют доступ к лучшей правовой системе, финансовой системе, к рынку технологий. Хороший современный станок и технологии – принципиально разные вещи. Зарубежные инвесторы просто живут в другом мире, условия которого позволяют им вкладывать средства в экономический мир второго уровня – в Россию, в которой институты таковы, что производство национальных институтов просто отсутствует», — пояснил он.
Говоря о господдержке инвесторов, Федоров отметил, что это всего лишь ручная работа, поскольку инвестор должен быть знакомым, но никак не общий доступ к инвестициям.
«Газпром» заключает договоры в иностранной юрисдикции, потому что это более комфортно, чем в национальной», — объяснил Федоров.
Заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Андрей Логинов рассказал о проектах федеральных законов, которые вносятся Правительством в Госдуму.
Логинов сообщил, что больше половины федеральных конституционных законов, которые подписываются Президентом в нашей стране – законы, внесенные правительством в Госдуму. По его словам, 180-200 федеральных законов, которые находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме — правительственные. Еженедельно рассматривается 32-40 правительственных законопроектов. Правительство является главным визави Парламента в части принятия законов.
«Не влиять на этот процесс гражданское общество не может. Очевидно, что одним из главных полей направления применений лоббистских усилий является процесс законотворчества, коррелируемый с действиями Правительства. Если уйти с этой поляны, вы можете стать совсем «теневым» лоббистом», — предупредил Логинов.
По словам Логинова, появилось огромное количество решений, принятых федеральных законов, которые втягивают институты гражданского общества, представителей тех или иных групп интересов в процесс обсуждения подготовки этих правительственных инициатив. Затем рассмотрение, согласование, представление в Правительство, внесение в Госдуму, прохождение чтений в Совете Федерации и принятие решений, юридической поддержки – на всех этапах официально имеются возможности представителей общественности входить в этот процесс.
Логинов заявил: «Зажатость и неконструктивность отдельных федеральных чиновников приводит к тому, что инициативы гражданских институтов игнорируются».
Напомним, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», каждый законопроект должен пройти общественную экспертизу. От 15-60 календарных дней проект федерального закона должен быть вывешен на сайте http://regulation.gov.ru/ для доступа общественности. Для антикоррупционной экспертизы каждый федеральный орган обязан размещать его на сайте в день направления на согласование.
«Если общественность проигнорировала проект мы в Правительстве никогда его не возьмем, если он не прошел отдельную параллельную с этим антикоррупционную экспертизу в Министерстве юстиций», — заверил он. – «Минэкономразвития проводит оценку регулирующего воздействия с участием экспертов и независимых структур гражданского общества».
Логинов призвал пользоваться возможностями, которые открывает вектор работы с обществом на «Открытом правительстве» Михаила Абызова. Он назвал другие серьезные площадки: Общественную палату, Советы при Президенте, Открытую трибуну Сергея Нарышкина, экспертные советы при Председателе Госдумы, носящие надкоррупционный характер.
«Главное – привлечь профессионалов, которые могут ясно о чем-то рассказать, дать сильные и убедительные аргументы. Речь идет не о пенсионерах от отраслей, а об Ассоциациях по производственному сегменту рынка: ритейл, дорожное строительство и т.д. Никто не может запретить чиновнику исполнять возложенные на него обязанности. Подумайте об анализе и выработке рекомендаций для взаимодействия с властью со стороны гражданского обществе – это будет крайне полезно», — заверил Логинов.
В заключение Андрей Логинов рассказал, что было сделано конструктивного по борьбе с коррупцией за прошедший год. Во-первых, это закон о том, чтобы расходы чиновников соответствовали их доходам. Во-вторых, закон, запрещающий чиновникам иметь счета в зарубежных банках. В-третьих, закон, обязывающий декларировать нашу зарубежную недвижимость, закон в части уточнения процедур антикоррупционной экспертизы, которую ведет Министерство юстиций, к которому добавилось жесткое требование вывешивать законопроекты на общественную антикоррупционную экспертизу.
Небольшое отдельное обращение Андрей Логинов сделал и специально для редакции «Первого Антикоррупционного СМИ»:
«В течение последних полутора лет сотни проектов Федеральных законов и огромное количество нормативных актов вывешиваются на сайте http://regulation.gov.ru/ Вы как «Первое антикоррупционное СМИ» могли бы дать анализ этих законопроектов. У нас создана огромная нормативная база открытости, гласности. Вопрос в том, пользуются ли этим институты гражданского общества. Если «Первое антикоррупционное СМИ» соберет группу экспертов, и ежемесячно будет публиковать мониторинг будущих правительственных законопроектов, федеральных и нормативных актов, это будет серьезное авторитетное издание».
Председатель совета директоров группы компаний НикколоМ Игорь Минтусов рассказал о взаимодействии власти и бизнеса.
Он сообщил, что в подавляющей части заказчиком для большого бизнеса становится государство, причем тенденция повышения роли государства объективно существует в России в разных отраслях деятельности.
Другой важной проблемой он назвал взаимодействие между чиновниками и бизнесом.
«Подавляющее большинство интеллигентных российских граждан испорчены Марксом и Энгельсом и Лениным, которые говорили, что политика — концентрированное выражение экономики, а политическая власть всегда переходит в экономическую власть, а экономическая – в политическую. Из-за этого у многих каша в голове», — отметил Минтусов.
Минтусов отметил, что для многих российских граждан в голове господствует мысль, что политика это бизнес.
«На определенном уровне происходит сращивание политики и бизнеса. На страже этого в зарубежных странах жестко стоит закон. Необходимо обладать недюжинной политической волей, чтобы жестко отслеживать, чтобы бизнес не сращивался с политикой, а политика не сращивалась с бизнесом. Здесь свою роль должна играть судебная система, которая безотносительно к политике и бизнесу должна работать по своим правилам. Для этого существует механизм разделения властей, чтобы жестко пресекать нарушения законов, которые допускает исполнительная власть и бизнес, когда они взаимодействуют друг с другом», — рассказал Минтусов.
По его словам, в последний год принят ряд законов, которые ставят чиновников в совсем жесткие рамки, когда они не могут иметь счета за границей, собственность.
«Нормативная антикоррупционная база существует. Вопрос в том, как эти законы будут исполняться, насколько судебная система будет работать безотносительно политических установок, которые будет ей давать политическая власть», — отметил Минтусов.
«Главное для GR-cпециалиста – сила аргументов. Государство – основной заказчик для большой части бизнеса. Вопрос лишь в том, насколько честными будут правила игры в распределении этих заказов и насколько коррупция не разъест этот механизм, который существует между госзакупками и бизнесом. Здесь коррупция проникла очень далеко и ситуация имеет необратимый характер, когда коррупция достигает настолько высокого политического уровня. В политической элите появляется группа неприкасаемых людей, которые очень тесно связаны с первыми лицами государства. Совсем плохо, когда коррупция достигает политически неприкасаемых лиц. Поскольку они остаются при нынешней политической элите, то коррупция будет оставаться, если она уже дошла до этого уровня. Создается ощущение, что ты смотришь на зебру. Целый ряд чиновников искренне идут по белым полоскам зебры, но в других сферах власти и бизнеса черные полосы остаются, остается и схема коррупции», — закончил выступление Минтусов.
Александр Терещенко
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале