Кнутом и пряниками: В России началась усиленная борьба с офшорами
21 ноября в здании Совета Федерации прошли парламентские слушания, посвященные проблемам использования офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налогов. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители более 20 субъектов Федерации, а также 28 представителей федеральных министерств и ведомств.
Первое Антикоррупционное СМИ уже писало о том, что на сегодняшний день вывод капиталов из России через офшорные зоны достигает огромных размеров – за последние 20 лет было выведено более 800 млрд. долларов. В соответствии с докладом аудитора Счетной палаты РФ Сергея Штогрина, только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний. Как рассказал аудитор, в пятерку лидеров по офшорным операциям входят Швейцария, Ирландия, Кипр, Гонконг и Британские Виргинские острова.
— В стране сложился целый рынок по продаже офшорных компаний: стоимость услуг – от 550 до 1 800 долларов США, — отмечает эксперт.
По словам председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, в прошлом году более 40% внешнеторгового оборота Российской Федерации проходило через офшорные зоны. Присутствующие отметили, что чрезвычайно высокий по сравнению с другими государствами уровень офшоризации российской экономики создает прямую угрозу экономической безопасности и обороноспособности страны. Участники слушаний определили основные причины ухода российского бизнеса в офшоры: несовершенство законодательства и судебной системы, незащищенность прав собственности, неблагоприятный инвестиционный климат, малоразвитость фондового рынка, а также стремление предприятий минимизировать свои налоговые обязательства. Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов отметил, что в целях привлечения инвестиций на свои рынки многие страны сами долгое время всячески способствовали образованию офшоров. Он предложил в отношении компаний, ведущих бизнес в России, но зарегистрированных за рубежом ввести институт резидентства, что должно позволить взимать с этих компаний российские налоги. По мнению замминистра, необходимо также в ближайшее время ратифицировать Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по взаимной помощи в сборе налогов, чтобы получить возможность обмениваться налоговой информацией со странами, входящими в офшорные зоны.
Зам руководителя ФНС Алексей Оверчук отметил, что налоговая система сегодня не соответствует темпам развития экономики. По его словам, за последние годы поменялся принцип международного налогообложения, и теперь остро стоит проблема об «избежании двойного неналогообложения». По мнению участников слушаний, все это подрывает справедливость и целостность налоговой системы, искажает справедливую конкуренцию и приводит к потере средств в бюджетах. Александр Оверчук в своем выступлении также отметил, что необходимо увеличить штрафы за не уведомление налоговых органов о совершении контролируемых сделок в рамках трансфертного ценообразования.
Зам начальника департамента по инвестиционной политике и развитию ГЧП Минэкономразвития России Белла Панина озвучила предложения по стимулированию возвращения компаний из офшорных зон в юрисдикции РФ и улучшению инвестиционного климата страны. Она рассказала, что в налоговом кодексе предусмотрена нулевая ставка при операциях с акциями и долями российских организаций, если они непрерывно принадлежат налогоплательщику более пяти лет, и если акция не обращается на организованном рынке ценных бумаг. Предлагается снизить эту планку с пяти до двух лет. Также предусмотрена нулевая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов при условии непрерывного владения от года и не менее 50% вкладом акций. Предлагается снизить эту долю до 20%. По словам Беллы Паниной, также предлагается рассмотреть возможность применения льгот в части налогообложения доходов, полученных от реализации долей акцизов между дочерними компаниями при стратегическом участии не менее 10%.
В части борьбы с офшорами, по мнению экспертов, необходимо ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала, а также рассмотреть вопрос о введении «оффшорного налога».
Участники слушаний отметили, что при доведении налоговой нагрузки до минимума важно учитывать региональные особенности, а при ужесточении налогового законодательства — тот факт, что добросовестные налогоплательщики не должны пострадать.
По итогам парламентских слушаний были разработаны рекомендации по деофшоризации экономики. Правительству РФ предложено определить понятие «офшорная зона» и критерии отнесения к ней государств. Счетной палате рекомендовали провести проверку эффективности действующих двухсторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения. Рекомендовано также начать работу по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. МВД России, Следственному комитету и ФНС рекомендовано разработать новую редакцию статьи 199 УК в части ответственности юридических лиц за уклонение от налогов посредством использования офшорных схем.
Все внесенные предложения будут обобщены и направлены в Правительство Российской Федерации.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале