Борьба с коррупцией: органы МСУ спасаются от проверок
На прошлой неделе в Общественной палате РФ прошли слушания по обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Изменения касались, прежде всего, части вопросов государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Первое Антикоррупционное СМИ решило выяснить, почему необходимы вносимые изменения, и повлияют ли они на уровень коррупции в органах МСУ.
В подготовленной к слушаниям Комитетом Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления аналитической записке были обозначены основные проблемы взаимоотношений органов местных властей с госорганами, осуществляющими контрольно-надзорные функции. Эксперты отмечают, что в последнее время увеличились проверки органов МСУ правоохранительными и иными органами власти. Причем больше всего проблем возникает во взаимоотношениях с органами прокуратуры.
— Президент сказал, чтобы перестали «кошмарить» бизнес, теперь переключились на органы местного самоуправления, — заметил зам председателя аппарата Комитета Госдумы по вопросам МСУ Алексей Панасюк.
Он рассказал, что среди главных проблем — установление недостаточных сроков для рассмотрения требований и для устранения выявленных нарушений, а также не учет контрольными органами нехватки у местных властей финансовых ресурсов. По мнению экспертов, все это сказывается на эффективности работы муниципалитетов. Алексей Панасюк рассказал, что для решения этих проблем Комитетом предложено закрепить механизм софинансирования Российской Федерацией, субъектами РФ содержания и ремонта имущества, переданного органам МСУ, а также перераспределить доходы бюджетов с целью адекватного финансового обеспечения исполнения местными властями возложенных на них законом обязательств.
Согласно аналитическим данным Комитета Госдумы по вопросам МСУ, к проблемным вопросам относится также дублирование проверок различными структурами и направление большого количества запросов о предоставлении информации, в том числе официально опубликованной и находящейся в открытом доступе.
— Нас просто завалили отчетами и запросами, — жаловались присутствующие представители органов местного самоуправления.
Для решения этой проблемы Комитетом предлагается установить проведение плановых проверок не чаще одного раза в 3 года, закрепить проведение внеплановых проверок только по заявлениям физических и юридических лиц, предусмотреть запрет запрашивать документы и информацию, находящуюся в открытом доступе. Теперь для проверок станет характерна плановость и комплексность.
Первое Антикоррупционное СМИ поинтересовалось: «А как быть с коррупцией?» Ведь, с другой стороны, плановость проверок (все знают, как зачастую проводятся плановые проверки) даст больше свободы и недобросовестным главам МСУ. В свете последних событий (недавнее задержание мэра Астрахани за взяточничество, подозрение в получении крупной взятки заместителя мэра Ярославля) возникает вопрос: «Не приведет ли ослабление контроля к ещё большему самоуправству?».
Такая постановка вопроса вызвала бурную реакцию присутствующих.
— Мы, главы, сегодня не застрахованы ни от чего. Когда у меня бюджет составляет 5,5 млн, что я могу оттуда взять? Я, наоборот, еще доплачиваю людям из своей зарплаты, — возмутилась глава Флорищинского поселения Владимирской области Людмила Жданова.
Другие представители МСУ рассказали о случаях, когда против местных властей заводились уголовные дела за деятельность, не относящуюся к их компетенциям.
В связи с этим, участники слушаний определили еще и такие проблемы взаимодействия с надзорными органами, как карательный уклон в деятельности прокуратуры в ущерб профилактической работе, недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников правоохранительных органов.
— У нас, например, каждый раз новый проверяющий, который ничего не понимает в законах об органах местного самоуправления, – рассказала генеральный директор «Союза Российских городов» Александра Игнатьева.
Она заметила, что необходимо поднимать авторитет органов МСУ в обществе. Присутствующие с ней согласились. Участники слушаний также согласились, что увеличение проверок вызовет гораздо большую волну коррупции, чем их упорядочение. Они предложили пересмотреть систему оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов, исключив её прямую увязку с количеством выявленных нарушений, и перенацелить контролирующие органы на более конструктивные отношения с местными властями (предупреждение, воспитание, методическая поддержка).
Все предложения участников слушаний были отражены в резолюции мероприятия. По итогам слушаний было подготовлено заключение Общественной палаты на законопроект. Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 года.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале