Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Быстрее, выше, сильнее. Против природы

18.09.2013 / 12:55 Новости

Значительный ущерб экологии Сочи может быть причинен уже после Олимпиады

В преддверии сочинских Олимпийских Игр, если судить по новостным лентам, их основная проблема – права геев, которым российские власти запретили распространять свою ориентацию среди подростков. Об этом рассуждают звезды шоу-бизнеса, руководство МОК и полицейское начальство, даже президент Владимир Путин. Будто кто-то умышленно сводит разговор с более серьезных тем. На задний план отступили «товарищ Билалов», рекордные отставания олимпийской стройки и то, что ее возводят нелегальные мигранты, у которых прав не больше, чем у рабов в древнем Египте.

Большинство из этих проблем власти «закроют». Перед Играми-2014 натянут пестрые баннеры, депортируют мигрантов, а россиянам ограничат въезд в город. Останется только экология, ущерб которой Сочи будет расхлебывать десятилетиями.

Заповедник на алтарь Олимпиады

«Можно сказать, что пострадал целый природно-климатический район на южных склонах Западного Кавказа и Черноморском побережье, поскольку пострадали не единичные природные объекты, а обширная территория», — оценивает ущерб от олимпийской стройки заместитель координатора Экологической вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко.

Эколог загибает пальцы: полностью трансформированы ландшафты Имеретинской низменности — ключевой орнитологической территории нашей страны. Болота, служившие местом постоянного и временного обитания десятков видов птиц, осушены и превращены в урбанизированную площадку. При прокладке дороги на Красную Поляну серьезный ущерб причинен реке Мзымта и ее долине. Пострадал сам район Красной Поляны – верховья Мзымты, хребты Аибга и Псехако, долина реки Ачипсе. «Но этот район, скорее всего, изуродовали бы даже без Олимпиады. Разве что процесс растянули бы во времени», — констатирует собеседник.

Заведующая кафедрой геоэкологии Кубанского государственного университета, доктор биологических наук Светлана Литвинская указала и на другие проблемы: «Беспокоит инвазия чужеродных видов, которые попадут в сочинскую почву вместе с завозимым грунтом. Если это будут сорные травы, которые попадут в естественные сообщества, явление может оказаться критическим». Светлана Анатольевна также упомянула Имеретинскую низменность, деформация которой вызывает серьезные опасения в научном сообществе. «Огромная территория имеретинских болот осушена, а ведь когда-то в том районе росли вековые огромные тисы, самшитовые леса, древовидный папоротник. Ничего этого уже нет», — пояснила профессор. Есть вопросы и к стройке в охранной зоне Кавказского биосферного заповедника. «Такого количества видов ландшафтов, уникальных растений нигде в мире больше не встретишь. Например, на склонах горы Фишт растет колокольчик Отрана – больше его нет нигде. И такие растения могут быть уничтожены», — подытожила биолог в интервью «Первому антикоррупционному СМИ».

Ущерб мог быть куда большим. «Нам удалось отстоять наиболее серьезные вопросы, ведь изначально планировалось, что бобслейная трасса, олимпийская деревня и непонятно какое отношение имеющие к Играм-2014 гольф-клубы, построят в границах заповедника», — прокомментировал руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым территориям Михаил Крейндлин. В итоге лишь на небольшой участке заповедника оказалась стройка «Газпрома», да сейчас ведется стройка этой же компании в охранной зоне – на Пихтовой поляне хребта Псехако.

Ноль отходов поняли буквально

Среди олимпийских обязательств, которые просто провалены, — программа «Ноль отходов». Официальный сайт Олимпиады сообщает, что ее задача — «не только сокращение объемов мусора, но и восстановление и повторное использование отработавших изделий». На деле все по-другому. «По мнению наших чиновников, «Ноль отходов» значит, что отходов вообще быть не должно – их вывозят в другой район или просто выкидывают в лесу в границах национального парка, причем за деньги. Но на самом деле программа не означает, что отходов на территории вообще не должно быть, их должны направлять на переработку», — продолжает Крейндлин.

Реалии программы «Ноль отходов» таковы: сочинский мусор на большегрузах возят за 250 километров в Белореченский район. Пресс-служба администрации курорта ранее сообщала, что ежедневно отправляют 35 машин с мусором, который перед этим прессуют в брикеты. Поездка в оба конца, не считая технического обслуживания и бензина, обходится в 30 тысяч рублей за один грузовик.

Из бюджета на эти цели выделили 800 миллионов – две трети дал край, а 200 миллионов муниципальная казна. Кроме того, с марта этого года почти в два раза – с 74 до 134 рублей – сочинцам подняли тариф на вывоз отходов. Вместо создания системы реальной переработки большей части мусора черноморский курорт временно спихивает его в другие районы. Причем в состоянии аврала.

«Так же сообщаю, что ОАО «СМК» (Сочинский мусоросортировочный комплекс – прим.авт.) не справляется с объемом завозимого ТБО, в работе мусоросортировочного комплекса происходят частые срывы, что влечет за собой срыв второй и третьей очистки территории города, переполнение контейнерных площадок и антисанитарное состояние города в целом», — гласит внутреннее письмо и.о. директора департамента городского хозяйства Виктором Петренко, направленное вице-мэру Сочи Евгению Горлову и опубликованное на сайте «БлогСочи.Ру».

Кстати, некоторые мусорные полигоны в Сочи не закрывают до последнего — ни прокуратура, ни Роспотребнадзор, ни окрики федеральных министров не имеют силу, когда речь идет о миллионах, которые можно спокойно положить в карман. Одна свалка – в Адлере – действительно рекультивирована. Туда привозят международные делегации, ее показывают Олимпийскому комитету и зарубежным партнерам. Другая – в сочинском поселке Лоо — работает и после официального закрытия. Несколько лет местная гражданская активистка Маргарита Кравченко стучалась во все инстанции: днем и ночью туда свозили бытовой мусор, от запаха которого становилось плохо местным жителям. Горная речушка Бихта, протекая через «закрытую» свалку, впадает в Черное море уже насыщенно-коричневого цвета. А до Олимпиады в ней ловили морского лосося и радужную форель.

Олимпиада-2014«Большинство пунктов обязательств, которые взяло на себя государство в преддверии Олимпиады, начиная от «Нуля отходов» и заканчивая минимизацией влияния строительства на особо охраняемые природные территории, не выполнены, — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» эколог Евгений Витишко. – Краснодарский край, которому поручили решить проблему с утилизацией отходов, не справился. Не справился лично Ткачев (губернатор Кубани – прим.авт.), вся команда, которой было поручено». По данным эколога, мусор не просто вывозили на официально не работающие свалки и бросали в природоохранной зоне, его закапывали в ямы во время берегоукрепительных работ на горных речках.

Компенсации. Поросль взамен столетних деревьев

Представитель Гринпис Михаил Крейндлин отметил, что компенсационные высадки – когда вместо вырубленного лесного фонда «Олимпстроем» высаживаются молодые деревца – не заменят причиненного сочинским лесам ущерба. «Бессмысленно говорить – столько-то деревьев вырубили, столько-то посадили хотя бы потому, что вырубали многолетние леса, а вместо них высадили молодые посадки, которые, еще неизвестно, доживут ли до их возраста. Во-вторых, это же искусственные посадки, которые к экосистеме отношения не имеют», — пояснил он в комментарии «Первому антикоррупционному СМИ».

Неоправданными считает компенсационные высадки и профессор Светлана Литвинская. «Может быть, с животными такие пересадки и пройдут – они более пластичны. Но тот же самшит настолько долговечен, что для появления проростка тридцать лет нужно. Он очень долго растет, ему нужна сильная влажность воздуха, он очень трудно приживается. Не думаю, что компенсационная пересадка стоит тех денег, которые на нее затрачиваются», — пояснила кубанский ученый.

Первые в мире

При этом, по данным Крейндлина, нигде в мире такие крупные спортивные мероприятия с огромной стройкой не проводились на особо охраняемой территории практически высшей категории – в природных национальных парках. А в Сочи не выполняются даже продекларированные обязательства. «Даже вопреки мнению «Олимпстроя» или оргкомитета «Сочи-2014» подрядчики не выполняют требований. И с этим ничего поделать не могут – если запрещать, останавливать стройку, то не уложиться в сроки, которые и так отстают от графика», — рассказал эколог.

«Прецедентов того, чтобы олимпийские объекты повредили Всемирному природному наследию ЮНЕСКО, как это случилось в Сочи – пострадал объект «Западный Кавказ» — в мире не было, — вторит ему Дмитрий Шевченко. — Был случай, когда жители американского Денвера высказались против проведения зимней Олимпиады, когда городу ее уже дали, и власти решили ее не проводить».

ОлимпстройЕвгений Витишко, наоборот, подметил закономерность последних решений МОК: «Намечается тенденция что так или иначе МОК проводит Олимпиады в странах, не готовых к таким международным мероприятиям в части охраны окружающей среды и соблюдения прав человека. Например, тот же Китай».

Практически единодушно «зеленые», занимающиеся проблемами сочинской Олимпиады, перечисляют тех, кому стоит сказать «спасибо» за нарушения экологической системы. «Они все нас слуху — ГК «Олимстрой», РЖД, Газпром, «Интеррос», ГК «Базовый элемент». Из крупных подрядчиков можно отметить «Тоннельный отряд 44» — к слову о коррупции, его гендиректор Леван Гоглидзе, как сообщают СМИ, оказался фигурантом уголовного дела, НПО «Мостовик», «ЮПК строй»», — перечислил заместитель координатора ЭкоВахты.

Гринпис и ряд других экологических организаций предлагали провести комплексную интегральную оценку воздействия олимпийской стройки на экологию, но все предложения отклонялась – мол, существует оценка по отдельным объектам.

«Поступает информация о том, что ряд объектов Олимпиады строятся очень ненадежно, — заключил Михаил Крейндлин. – В процессе стройки то порт смывает, то сель сходит – эти «дыры» как-то латают. Есть большая вероятность того, что после Игр-2014 большая часть объектов окажется никому не нужной. К примеру, та же бобслейная трасса не будет широко задействована. И очень страшно, когда все это, с учетом хрупкой природы, начнет рушиться в речки». Представитель Гринпис полагает, что в этом случае «негативный эффект может быть больше, чем сейчас. Значительный ущерб природе может быть причинен уже после Олимпиады».

Андрей Кошик

Вы можете оставить любую информацию и материалы о противоправной деятельности чиновников на почту редакции SOS@PASMI.RU. Отдел расследований ждет.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале