Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Откуда пошла коррупция по Земле Русской

10.09.2013 / 15:02

Сводки СМИ сменяются все новыми заголовками о задержании или судебном процессе в отношении очередного коррупционера-чиновника. Кто-то из госслужащих отделывается многомиллионными штрафами, кого-то ожидают в колонии-поселении, а ряд чиновников получает условный срок, а иногда дело закрывается за недостатком доказательств. Однако, всегда встает вопрос, так ли виноват сам «слуга государев» в том, что он берет взятки? Либо виновата система, сложившаяся за многовековую историю России.

Принято считать, что «коррупция» начала свое шествие по Руси с того момента, когда начал складываться аппарат государственной власти и приказная система управления. Представителями великого князя на местах стали наместники и воеводы. Именно они были полными хозяевами подвластных территорий.

Наместничество и воеводство держались на кормлениях – системе содержания и материального поощрения государственной бюрократии, занятой в органах управления на местах в период становления русского государства. Бояре-наместники, направленные центральной властью на службу в округа страны, не получали жалования от государства, но имели право брать деньги с подвластного им местного населения, т.е. кормиться за его счет.

При вступлении наместника в должность, люди платили ему «въезжий корм» (выражаясь современным языком, подъемные), и были вынуждены содержать кормленщика в течение всего периода его службы. К тому же бояре могли требовать соответствующий «корм» для своей челяди, окружения, лошадей. Обычно «корм» подносился 3 раза в год: на Рождество, Пасху и День святых апостолов Петра и Павла.

Русская правдаПространная «Русская Правда» (известна в списках XIII — XV вв.) устанавливает следующее натуральное содержание вирнику (исполнителю решений княжеского суда): по 2 куры на день, а в среду и пятницу по сыру, по 7 хлебов в неделю, пшена и гороха по 7 уборков, соли 7 голважен и 7 ведер солода.

В других случаях тот же памятник определяет: «а хлеба и пшена поскольку могут ясти», или «что черево возмет», или в еще более общих выражениях: «а корму им имати себе и конем довольно». Уже с древнейшего времени такой корм уплачивается населением как повинность, независимо от того, голоден судья или нет.

Американский историк Д.Блюм объясняет этот феномен экономическими трудностями, которые переживала Русь в XIII-XV вв. Вследствие сокращения населения было очень много заброшенных земель, не дававших никакого дохода. Но даже те земли, которые обрабатывались, использовались в основном в рамках натурального хозяйства, производившего продукты для внутреннего потребления, а не в целях их продажи. В этих условиях сбор денежных налогов был либо невозможен, либо играл ограниченную роль. Основным был сбор натуральных продуктов кормленщиком, и было совершенно естественным, что часть этих продуктов он оставлял себе за свои труды по управлению вверенной ему территорией.

Данная система была создана для того, чтобы создалось централизованное государство, однако, все привело к тому, что кормленщики стали считать себя «царьками» на своей небольшой территории.

В дальнейшем «натуральное» кормление постепенно начало заменяться «вспомоществованием» в денежном эквиваленте. Зачастую кормленщики стали пользовались своим положением и пытались «заработать» настолько много, насколько это было возможно. Как писал австрийский посол Герберштейн, находившийся долгое время в Москве (первая треть XVI в.), источником дохода кормленщика были также «поборы, которые вымогаются у бедняков, если те в чем-то провинятся». Как видно из этой характеристики, даже несмотря на твердые ставки основных налогов, уплачиваемых населением в XV-XVI вв., система кормления была частым источником произвола наместников.

Местное население не скупилось на подарки — другого-то выхода не было. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников.

Однако Московское государство стало входить в силу, что привело в увеличению числа служилых людей, бояр и детей боярских. А вот кормленщиков, хоть и становится больше, но пропорции — совсем не те.

С конца XV века великие князья стремились ограничить власть и доходы «комленщиков». В первую очередь, устанавливается срок кормления — 1-3 года. Более того, в один город стали назначать по два наместника, а в волость — по два волостеля. Кормленщикам приходилось делить доход, а также подведомственную территорию.

Также кормленщикам стали ограничивать их функции. Дело в том, что кормленщик, как представитель государства, был еще и судьей: под его началом был целый судебно-полицейский аппарат. И очень часто, или почти всегда, судебные решения принимались им с учетом того, сколько «посулов» (взяток) заплатила та и другая тяжущаяся сторона. В законе, принятом на другой день после выступления Ивана Грозного, 27 февраля 1549 года было сказано: «во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным».

***

Пороки российского чиновничества уже вошли в поговорки, в литературе распространены иронические литературные персонажи, критические высказывания в адрес государственных служащих. Все это досталось современным чиновникам в наследство от государственных служащих Российской империи, которые, в свою очередь, имеют прямую преемственность от «слуг государевых» Руси. Хотя кормления были официально отменены в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день.

Ольга Ильина 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале